Две встречи с Берией ч. 6

Как сбежал Гузенко.

Обстоятельства побега С. Гузенко  носят трагикомический оттенок и заслуживают более подробного рассказа.
Похитив из сейфа Мотинова 109 важнейших документов, Гузенко сначала пытаться… пристроить их в газету "Оттава джорнэл".
Там ему посоветовали обратиться в полицию.
После своей неудачи в редакции газеты, Гузенко пытался  обратиться к министру-юстиции и  к премьер-министру Канады. Но все было напрасно  - никто не принимал его всерьез.
Тогда Гузенко возвращается домой, чтобы на следующий день вновь попытать счастья. На следующий день он с женой и маленьким  сыном, во второй раз приходит в редакцию газеты. Но ему там  вновь советуют обратиться в полицию.
Гузенко вечером опять возвращается домой,  понимая, что в посольстве уже должны хватиться пропажи и его,  и секретных документов из сейфа Мотинова. 
Действительно, после его возвращения на противоположной стороне улицы появились двое мужчин.
Супруги Гузенко попросили укрытия у своего соседа, унтер-офицера королевских ВВС Канады.
Если бы в нашей резидентуре тогда работали умные люди, они еще могли бы предотвратить побег Гузенко.  Однако действия  подчиненных подкаблучника Заботина были на редкость тупы и топорны: вместо того, чтобы попытаться, не поднимая шума,  «надавить» по дипломатическим каналам  на канадские власти, требуя возврата Гузенко (что было вполне реально, ведь Канада тогда была союзником СССР), они предпочли применить безмозглые и незаконные действия.
Никакого смысла  ссориться с СССР из-за какого-то Гузенко у канадских властей пока не было.
Вместо этого, наши оперативники попытались решить вопрос силовым путем, забыв, что они находятся на чужой территории. 
Ночью люди из советского посольства, взломав дверь квартиры Гузенко,  проникли внутрь, произвели обыск и стали ждать хозяина. Гузенко тогда  уговорил соседа вызвать полицию.
Однако сотрудники посольства предъявили прибывшим полицейским свои   дипломатические паспорта и  потребовали немедленно освободить помещение. Столь наглые и бесцеремонные действия сотрудников посольства вызвали, наконец, внимание  полиции к личности Гузенко и его документам. 
Утром 7 сентября Гузенко и его семья оказались под защитой канадских властей.
Фактически, бездарные действия подчиненных Заботина в очередной раз способствовали успешному побегу Гузенко.



Канадское правительство теперь  всерьез занялось изучением документов, предоставленными Гузенко.
Как вспоминал сам перебежчик: "В этот раз меня приняли по-другому… Секретные документы вызвали заметную заинтересованность…"

 Тем временем, советское посольство посылало канадскому правительству одну ноту протеста за другой, но все они остались без ответа.
Вот текст одной из этих нот: "Посольство подтверждает свое сообщение, содержащееся в нашей ноте №35 от 7 сентября, что Гузенко обвиняется в хищении общественных денег, и на основании распоряжения правительства СССР повторно просит канадское правительство арестовать Гузенко и его жену и передать их без судебного разбирательства в посольство СССР, с тем чтобы их можно было препроводить в СССР. Советское правительство выражает надежду, что правительство Канады не оставит без внимания эту просьбу.

Если бы не идиотский скандал с полицией при вторжении в квартиру Гузенко, вполне возможно, что канадцы и пошли бы навстречу требованиям советской стороны. 
Известно, что поначалу премьер-министр Канады William Lyon Mackenzie King,  чтобы не ссорится с СССР, даже  предлагал вернуть Гузенко  русским.
Гузенко, опасаясь своей выдачи, в ответ  угрожал самоубийством.


Канадскими специалистами была начата тщательная проверка сведений, содержащихся в документах Гузенко. Премьер-министру  Канады  докладывают, что речь идет о сенсационном деле, имеющем огромное международное значение. Была срочно организована конфиденциальная встреча премьера Канады  с президентом США Трумэном и премьер-министром Великобритании Эттли.
В декабре 1945 года из Канады в СССР отбывают резидент Заботин, а затем и посол Зарубин.
5 февраля 1946 года в Канаде была учреждена правительственная комиссия по делу о шпионаже.
Последствия предательства Гузенко были просто катастрофические:
«На основании украденных Гузенко  документов, канадские власти арестовывают как шпиона английского ученого, доктора Аллана Нанна Мэя (псевдоним Алек). Его признания позволяют британским спецслужбам напасть на след Клауса Фукса. В показаниях Гузенко впервые фигурирует как агент КГБ и Ким Филби. Всего по подозрению в шпионаже было арестовано 26 человек.
Созданная по распоряжению канадского правительства Королевская комиссия по шпионажу, которая занималась расследованием дела Гузенко (кодовое название "Динамит"), в июне 1946г. представила отчет о результатах своей деятельности на 733 страницах.
В предыдущих главах уже говорилось о том,  какой ещё ущерб предатель Гузенко своей Родине... 

Несколько слов о судьбе самого Гузенко:
С 1946 года он жил под усиленной охраной в различных засекреченных конспиративных квартирах. В  1947 году Гузенко и его семья обретает статус подданных Его Величества Короля Великобритании Георга VI и одновременно - канадское гражданство

  "Жизнь в условиях конспирации, - вспоминал Гузенко, никогда не бывает легкой. Мне пришлось участвовать во многих судебных разбирательствах, связанных с этим делом, - думаю, что их было не меньше нескольких десятков, - и каждый раз в сопровождении усиленной охраны…"
Дело Гузенко стало одной из важнейших причин, изменивших отношение к Советскому Союзу уже в самом начале "холодной войны».
Умер Гузенко в 1982 году. Восемь его детей и 16 внуков живут в Канаде и США.
Кое-что о  судьбе Гузенко рассказывал и М.А. Мильштейн:
«В дальнейшем судьба предателя сложилась неоднозначно, и назвать ее счастливой и удачной никак нельзя. Он так и не обрел счастья на чужбине. По характеру бывший советский шифровальщик оказался очень сварливым человеком, большим склочником и сутягой. Со временем интерес к нему на Западе ослаб, он перестал привлекать к себе внимание как разведывательных органов, так и прессы. Гузенко был явно этим раздражен. Запас его знаний о советской разведке был ограничен, а новые «рассказы» на поверку оказывались надуманными и пустыми. Он начал судиться и требовать денег со всех, кто в статьях или книгах ссылался на его материалы.
Впоследствии предатель стал хроническим алкоголиком и долгие годы лечился от запоев. Умер Игорь Гузенко в полном одиночестве и забвении. Мало кто помянул предателя добрым словом во время похорон, а сегодня его имя и вовсе напрочь забыто».
«Собаке – собачья смерть!», как говорит русская поговорка.


В сентябре 1945 года  И.В. Сталин назначает Г.М.  Маленкова в главе специальной комиссии, куда вошли: Берия, Абакумов, Кузнецов Ф.Ф., Меркулов, секретарь - Степан Соломонович Мамулов.  Комиссия  должна была разобраться с причинами предательства Гузенко и выработать меры по предотвращению подобных случаев.
О том,  как она работала и пойдет речь в следующей главе.
 
На фото: начальник ГРУ в 1945-49 г.г Ф.Ф. Кузнецов

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/02/15/856


Рецензии
А кто, уважаемый Сергей Борисович, присматривал за Кузнецовым?
Состояние его души, любовь и преданность Отечеству.
И уж к подбору и воспитанию ТАКИХ людей мильштейнов допускать никак нельзя.
Поражаюсь, что он уцелел и в этих условиях. Всё же - комиссия была более, нежели серьёзной.
Даже у Павлова такой не было, и Конева. Помните, как в конце жизни он открещивался от статьи в "Правде" "Георгий-Победоносец", где он ПРЯМО предавал своего спасителя.
А роль предателя - она, по-моему, никогда не было благополучной. Я не думаю, что счастливо живёт Калугин, сынок Никиты Сергеевича... Тавро изменника не должно давать покоя.
Спасибо Вам! Только добра и сил на Ваше творчество.

Иван Кожемяко 3   18.02.2016 09:40     Заявить о нарушении
Большое спасибо за отклик, дорогой Иван Иванович.
Я согласен с Вашими выводами.
"Присматривать" за Кузнецовым (и прочими начальниками)должны были их парторганизации, но, к сожалению, далеко не все с этим справлялись.
С уважением и благодарностью,

Сергей Дроздов   18.02.2016 10:23   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей Борисович, я имел в виду - Николая Кузнецова, "Пауля Зиберта".
Там уж точно смотреть некому было, надо было истово служить Отечеству.
Мильштейн не справился бы и с первым его шагом - появиться в Ровно...
Спасибо Вам!

Иван Кожемяко 3   18.02.2016 11:25   Заявить о нарушении
Понял, Иван Иванович.
Я, почему-то, подумал, что Вы имеете ввиду генерала Кузнецова, тогдашнего начальника ГРУ.
С уважением,

Сергей Дроздов   18.02.2016 11:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.