Змея из-под ног

Несколько лет назад Артур Вольский, режиссёр минского театра, совершил покаяние и принял водное крещение, как Иисус Христос, в реке. Он написал своё интереснейшее свидетельство на белорусском языке (и в подлиннике, несомненно, читать его интереснее), но я перевела для тех, кто языка не знает.
*
Что это было? Уж? Гадюка? Медянка? Не знаю. Не успел разглядеть. Змея совсем неожиданно выскользнула чуть не из-под самых ног моих. Быстро-быстро, вёртко-вёртко заскользила по траве под ближайшие кусты, выписывая зигзаги своим гибким, как прут, телом. И пропала. Будто бы и не было её. Никто, кроме меня, её и не заметил.
Две тысячи лет тому назад Иисус Христос принял крещение в Иордане. И было Ему тогда тридцать лет. И на все земные свершения оставалось Ему всего только три годочка. А сколько успел! Аж до нового пришествия хватит. Крестил Его Иоанн Креститель. Меня же крестил пастор Эрнст Сабила. В речке с тёплым и милым названием Синька, под Осиповичами. И было мне уже в два раза годами более, чем Христу.
О, нет! Я совсем не замахиваюсь на сравнение с Избавителем. Спаси Боже! Но сколько мне ещё отведено? Три, пять, десять лет? Что я успею за эти годы? Мне хотелось бы. чтобы больше. Потому что столько лет уже попусту потеряно...
И ещё. Если Иисус, крестившись, вышел из воды, «открылись Ему небеса, и увидел Он Духа Божьего, Который сходил, как голубь, и опускался на Него» (Матф.З). Голубь с небес... То тут - змея из-под ног.
Сын Божий был чистый, как ранняя роса, хоть и явился людям в виде Сына человеческого. А я? Ого, какой великий мешок, туго упакованный неописуемыми грехами, давил мне плечи...
Если бы спросили у меня, что я сказал при покаянии, не ответил бы. Не смог бы ответить. Не повторил бы те слова. Они складывались сами собой. Сами собой выходили из уст. Как бы не я их говорил, а нЕкто другой, кто поселился в то мгновение внутри меня. В сердце. В душе. И этот другой был ещё открытее, ещё искреннее меня самого. Пожилые мужчины, бабули, что пришли на богослужение, отирали слёзы. Сам я не видел этого. Как ничего вокруг не видел и не слышал. Даже голоса собственного не слышал. Про это мне потом друг и брат во Христе Николай Бодрусев рассказал.
...До речки мы спускались по крутой и узкой тропинке. Она пролегла между предмостовой насыпью и огородами. Как в Священном Писании: узкая тропка - туда, к вечной жизни; а широкая дорога... в ад. Вместе со мною принимать крещение шли две молодые женщины. А по дороге бежали машины, грузовые и легковые, торопились пешеходы. Куда? В то самое никуда. В разнообразную суету земных забот и хлопот...
Место, удобное для спуска в воду, было занято дедом с удочками. Увидев Сабилу, он сразу понял, зачем мы пришли, и отправился со своими приладами под самый мост.
Наши белые одежды привлекли внимание любопытных, их собралось довольно много. Воскресенье ж!
...Пресвитер произнёс надлежащие слова и, услышав нужный ответ, подложил ладони мне под плечи. В моей чуткой памяти мгновенно отпечаталась синева августовского неба с белыми облачками. В следующий момент вода сошлась надо мной. Мягкая, ласковая, хотя чуть уже холодноватая вода обычной белорусской речушки. Она отделила, отсекла меня от окружающего мира. Как будто его мгновенно не стало. Как и не стало меня в нём... И вот я снова оживаю. Оживаю, рождённый заново. Да, да! Рождённый снова! Гляжу в небо. И оно кажется мне ещё выше. И синева его ещё прозрачнее и чище. И облака его сделались белейшими...
Выхожу на берег. Невольно улыбаюсь. И всё вокруг улыбается. Не только люди. - Кусты, деревья. Трава тоже. А ветерок, легкий ветерок, в котором едва-едва угадывается первое дыхание осени, так осторожно, так ласково подсушивает грудь, плечи...
Одеваюсь. Натягиваю брюки. И вдруг - змея. Из-под самых ног. Зиг-заг! Зиг-заг! И пропала. Никто, кроме меня, не увидел её... И я никому ничего не сказал.
Теперь, вспоминая события того дня, думаю, а не был ли это знак свыше? Знак, который свидетельствовал, что всё плохое, тёмное, греховное, нацеплявшееся за все годы безбожной жизни, покинуло меня. Покинуло навсегда. И не стало того тяжкого мешка с грехами, что давил мне на плечи. И я взаправду родился заново. Стал другим человеком. Только внешне похожим на того, прежнего.


Рецензии
Трактат Шабат, лист 156 б: У рабби Акивы была дочь. Сказали ему халдеи (астрологи): в день, когда она взойдет под брачный балдахин, умрет от укуса змеи. Рабби Акива был очень обеспокоен этим.
В день свадьбы она (дочь) взяла булавку и воткнула ее в трещину в стене. Случилось, что булавка попала прямо змее в глаз. Наутро она вытащила булавку вместе со змеей. Спросил ее отец: Что доброго ты совершила? Ответила ему: вчера на закате пришел нищий, начал кричать у ворот, но все были заняты трапезой и не услышали. Встала я, взяла ту порцию, что дал ты мне, и отдала ему.
Поэтому рабби Акива толковал: "Милостыня избавляет от смерти"(Притчи, 10:2)
В синодальном переводе - "правда же избавляет от смерти" - не верно.
К.Б.

Кот Базилио 2   15.03.2014 22:54     Заявить о нарушении
Спасибо огромное! Мне очень понравилась эта притча.
Или было на самом деле? И очень важно толкование в
конце о милостыне и правде! Увы, переводы часто
несовершенны. Вот бы ещё это место уточнить из
Екклесиаста "Не будь слишком строг и не выставляй
себя слишком мудрым - зачем тебе губить себя?".
Буду очень благодарна! С уважением, Н.

Надежда Велисевич -2   17.03.2014 16:59   Заявить о нарушении
Уважаемая Надежда!
Для многих Библия собрание сказочных историй, в лучшем случае притч.
Как бы не вышло так, что Ваши 24 года прошли в пустую. Не каждый, кто занимается этим войдет в Царство. Ваш толстый троллинг меня не пройдет. Это все по поводу Екклесиаста. А все остальное из этой книги Вам на самом деле понятно?

Кот Базилио 2   17.03.2014 20:46   Заявить о нарушении
Вы как-то так резко написали... Я в глаза не видела Трактат Шабат, лист 156 б,
в канонической Библии этого нет. А вопрос, что я задала, в самом деле, волнует
меня, ведь в других переводах звучит "не будь всегда свят.." (наверное, имеется
в виду - свят в своих собственных глазах?). Я всего лишь хотела знать Ваше
мнение по этому вопросу.

Надежда Велисевич -2   18.03.2014 15:43   Заявить о нарушении
И ещё хотела бы уточнить "собирать горящие уголья на голову" -
что Вы думаете по этому вопросу? С уважением и теплом души, Н.

Надежда Велисевич -2   18.03.2014 15:46   Заявить о нарушении
"собирать горящие уголья на голову" - Можно сильно обжечься, очевидно же! А ожоги очень болезненны и оставляют рубцы!

"Я в глаза не видела Трактат Шабат, лист 156 б, в канонической Библии этого нет"

"Ищите и обрящете", Бог терпел и нам велел. Вы читаете неправильную Библию, источник Ваш недостоверен. Трактат довольно толстый и в кожаном переплете.

Кот Базилио 2   18.03.2014 16:52   Заявить о нарушении
Надежда!
Стих 16 из 7 главы Екклисиаста, который Вы привели, неразрывно связан с предыдущим 15 стихом. В Синодальном переводе выглядят они так:

«15 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. 16 Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя?».

Более адекватный перевод:

«15. Всего насмотрелся я в суетные дни мои: есть праведник, гибнущий в праведности своей, и есть нечестивец долговечный в своем нечестье. 16. Не будь слишком праведным, и не слишком мудрствуй: зачем тебе быть удрученным?».

Когелет (по-гречески Екклисиаст) проповедует здесь так называемый «путь средних». Поэтому рекомендует не быть слишком праведным и не слишком мудрым, намекая на свои же слова: в многой мудрости много печали.

Привет, К.Б.

Кот Базилио 2   18.03.2014 21:23   Заявить о нарушении
"не будь всегда свят.." – не встречал. Если в каком-либо издании так приведено, это еще дальше, чем в Синодальном. В оригинале написано (вынужден пользоваться кириллицей): 16. «аль-теги цадик гарбэ вэаль-титхакам йотер лама тишшомем». Подстрочник: не будь праведником большим и не мудрствуй слишком зачем (печалиться, губить себя, быть заброшенным, унылым, одиноким).
Как видите, о святости (кодеш) нет ни слова.
К.Б.

Кот Базилио 2   18.03.2014 21:52   Заявить о нарушении
Cпасибо большое! Рада, что Вы откликнулись. А вот по поводу собирать
уголья на голову... Думаю, это из старого обычая, когда не было фонарей.
В чашу выгребали угли из очага, когда человек выходил в ночь, таким образом
угли не столько освещали путь, сколько предохраняли от наезда на человека
всадников. Делая это для врага, мы приобретаем душу его для Бога. А? ))

Надежда Велисевич -2   19.03.2014 00:51   Заявить о нарушении
"Думаю, это из старого обычая, когда не было фонарей.
В чашу выгребали угли из очага, когда человек выходил в ночь, таким образом
угли не столько освещали путь, сколько предохраняли от наезда на человека
всадников."
===
А еще обезьяна захотела съесть банан, взяла в руки палку и сбила его с ветки. М-да.

"Делая это для врага, мы приобретаем душу его для Бога. А? ))"
===
Почитайте в "Википедии" (Вам, как неспециалисту, серъёзную литературу не рекомендую), что означает термин "метафизическая интоксикация".

Кот Базилио 2   19.03.2014 16:57   Заявить о нарушении
))) да я более реалистка, чем Вы думаете )

Надежда Велисевич -2   07.08.2020 00:07   Заявить о нарушении
О-о-о! Наденька!
Шесть лет и пять месяцев - абсолютный рекорд. Где ж ты была все эти годы?
Надеюсь, не в тюрьме сидела?

Кот Базилио 2   07.08.2020 18:21   Заявить о нарушении