Гоги и Маруся
"геканья". Это был учитель от Бога.Ходил он всегда в косоворотке, в черных наглаженных брюках, заправленных в хромовые сапоги. Мы всегда удивлялись, как он мог пройти по жидкой грязи, от которой у нас не то что обувь, вся спина до затылка, была заляпана, измазав только рант на сапогах?Он был уже в возрасте, белая, как лунь,голова, всегда выбрит и аккуратно подстрижен. П.М. очень любил детей, каждому находил ласковое слово, иногда молча гладил по голове, радовался успехам учеников, заразительно смеялся вместе с детьми, сочувствовал, сопереживал. Метод его обучения нас, детей разных национальностей, волею судеб оказавшихся в небольшом грузинском городке Марнеули, что в Восточной Грузии - Кахетии, был не совсем обычен. Павел Миронович на урок приходил то с письмом, якобы полученным из глубинки, из провинции, то с рассказами классиков, которые передавали всю красоту и особенность говора той или иной местности.Он читал нам рассказы или письма, а мы, вооружившись карандашами, должны были правильно, литературно оформить фразу. Вот несколько примеров:"Надысь отялилась ейная корова". "Ейной мордой меня в харю тыкала"."Пачпорт кудысь запропостилси"."Кочет тах-то орал, тах-то орал!".Мы не только переводили, но и записывали, и прочитывали эти предложения. Гоги и Маруся своеобразно понимали цель работы над предложениями, хотя говорили по-русски без всякого акцента. Но в их тетрадях была такая абракадабра, что весь класс лежал от смеха, если кто-нибудь читал их "перлы":" Надыр отелился Элиной коровой"," Пачипорт запор пастился иногда"
В нашем классе учились русские, греки, азербайджанцы,армяне,айсоры,грузины, украинцы. Тяжелее всех было азербайджанским детям, т.к. дома они говорили по-азербайджански, а в школе - по-русски. Но тем не менее, все справлялись с русским языком пусть не на все 100%, но на 70% точно.Писали грамотно, почерк был каллиграфическим ( и опять за это спасибо П.М.) Многие потом поступили в ВУЗы России, Азербайджана, Армении,Грузии, Украины. Обязательное 4-х летнее обучение и приковывало к парте Гоги и Марусю. У Маруси, к тому времени, появились первые кавалеры. И она успешно управлялась с ними, школой и домашней работой. Что делалось на уроке математики(тогда арифметики), если вызывали Чумбуридзе, не поддается никакому описанию. Вместе с учениками до слез хохотал Михаил Иванович Кузнецов(бывший летчик, теперь учитель математики и директор школы). Когда Михаил Иванович вызывал Гоги к доске и просил его произвести умножение, у Гоги в голове всплывали:" Единожды один - шел господин, единожды два - шла его жена, единожды три - в комнату вошли, единожды четыре - свет потушили..."В общем таблица умножения только на
"единицу". Учитель спрашивал:" Сколько будет пятью пять?"Ответ:"Двадцать три", к Марусе тот же вопрос:" Двадцать семь". Михаил Иванович говорил:"Если
сложить два ответа и разделить на два, то получим правильный ответ." Но для близнецов это было из области высшей математики. Незаметно пролетел учебный год и , сдав четыре экзамена: по русскому языку, арифметике, истории Грузии, и географии Грузии, мы всем классом, исключая Марусю и Гоги, дружно перешли в пятый класс. А поскольку Марусе и Гоге к этому времени уже исполнилось 18 лет то они были "выпущены" из 4-го класса с оценками, где самая высокая оценка по пению и рисованию у Маруси была тройка.К тому времени, как мы "грызя гранит науки" приблизились к окончанию 8-го класса, Маруся успела выйти замуж за летчика и родить девочку, а Гоги стал работать на железнодорожной станции стрелочником(Георгий Чумбуридзе погиб под поездом будучи отцом двух детей). Самое невероятное для нас детей, было то , что Гоги и Маруся были грузинами, а по грузинскому языку выше двойки никогда не поднимались, в то время как "негрузины " получали по грузинской литературе и языку пятерки и четверки. Я до сих пор могу писать на грузинском языке и читать. Где вы теперь, мои друзья, одноклассники?!
Свидетельство о публикации №214020600873