Звезды над урманом часть 30

Предыдущая страница: http://www.proza.ru/2014/02/05/388 

На собачьей упряжке приехал остяк. Вогула как подменили. Он в один миг из веселого босяка превратился в надменного важного шамана.
Остяк привез мешок и, поклонившись, поставил его перед Угором. Кузнец с интересом смотрел за этой клоунадой. Вогул, стоя с покусанной опухшей рожей, словно бай, важно кивал головой, слушая приезжего рыбоеда. Потом что-то ему сказал на своем языке, тот, поклонившись, радостно подбежал к упряжке и, прыгнув на ходу в нарты, погнал собак обратно.
А Угорешка, довольно потерев руки, схватил мешок и вприпрыжку побежал в кузню. И куда делась надменность и чванство? Он вновь был самим собой. Хитро подмигнув Архипу, вогул присел на чурбак. Развязал мешок и достал оттуда рыбину.
– Нельма, однако. Четыре рыбы. Я сказал, что мало, давай еще четыре.
– А за какие щи тебе рыбу возят?
– За снадобье чародейское, – пояснил вогул и тут же расхохотался, да так звонко, что в кузне ему в унисон зазвенели колокольчиками висящие на стенах железяки.
– Ну ты и плут, Угорешка. Выведут тебя на чистую воду вскоре. Разденут, обмажут дегтем, в пуху вывалят, да погонят оглоблями назад до Багдада.
– Остяк старый, глупый. Молодую бабу взял. Думал, она ему токмо блох чесать будет. А она за ним ходит и просит: «Еще хочу, еще хочу. Ночью хочу, днем хочу». Вот и приехал за помощью ко мне, да мало рыбы привез.
– Неуж отравить задумал свою бабу? – перекрестившись на красный угол, испуганно спросил Архип.
– Глупый ты человек, Архипка. Баба не собака, ее завсегда выгнать можно. Я силы мужу увеличу сим снадобьем, – доставая деревянную ложку из-за голенища кисов, гордо заявил вогул.
Он набрал полную ложку меда и положил ее на верстак. Развязав маленький мешочек, высыпал серый порошок в мед.
– Опять грибы свои достал, шаман хренов. Отведает рыбоед зелья твоего да и съест свою любушку, с олениной попутав, – усмехнулся Архип, наблюдая за манипуляциями Угора.
– Не грибы это. Я давеча у китайцев корень мужской, имбирь, выменял. Его и сыплю в мед.
– И что, неужто поможет старому хрыщу эта забава?
– Теперича он за ней бегать будет и голосить: «Хочу, хочу, ночью хочу, днем хочу!» – вновь расхохотавшись, заверил шаман. – Китайцы сказывали, что имбирь так и переводится с языка ихнего – «мужская сила»!
– Вот я сейчас и проверю, правду ли глаголешь. А коли ничего не почую, то по лбу ложкой этой и получишь, колдун-пердун нечесаный, – с этими словами кузнец схватил ложку и засунул ее себе в рот.
Угор даже глазом не успел моргнуть. Облизав ложку, Архип поморщился:
– Горькая, стерва.
– Воду пей быстрей, не то живот лопнет! Сие снадобье водой разводить нужно, оно на семь лун замешано.
Кузнец принял поданное ведро и с перепугу выпил чуть ли не более половины.
Весь день Архип промучился вздутием живота. Все угли в печке поел, всю водицу выпил. И только к полуночи отпустило. Вогул уже сладко спал, наевшись строганины, когда в чум из кузни пришел кузнец.
– Ну-ка двигайся, черт мохнатый, разлегся тут на шкурах, как боярский сын на полатях!


***

Исатай подал Валихану письмо.
– Мудрецы тебе послали. У Жаман Тау встретил их. Наказали лично в руки отдать.
– Хорошо. Спасибо, Исатай.
Валихан вышел из юрты на солнечный свет и, подслеповато прищурившись, отведя послание на расстояние вытянутых рук, прочел его.
Вернувшись в юрту, обратился к воину:
– Поедешь к Аблаю, он найдет способ передать письмо благородному Хак Назар хану. Отдашь ему письмо лично. Оно на арабском, его не каждый может прочесть. Но кому нужно, найдет способ разобрать через толмача, поэтому, Исатай, при опасности его уничтожь, а на словах запомни содержание: «Кучум-хан, убив Едигер-хана, стал ханом Сибири. Джунгары до весны отложат задуманный поход. Так сказали звезды. Гостомысл».
– Слушаюсь, Валихан. Я исполню твою волю. Только разреши заехать на обратном пути к старому Еркену, а тебя пригласить почетным гостем на мою свадьбу.
– Я рад, что ты пускаешь корни на нашей земле. И обязательно буду у тебя почетным гостем. Ты берешь замуж невесту небогатую, но дочь лучшего батыра в прошлом. Еркен ходил в походы с моим дедом Уалиханом и не раз спасал его от смерти, – обняв Исатая, проговорил Валихан.


***

– Ты почто, дурень, меня гладишь?! – заорал среди ночи вогул, испуганно откидывая лапы кузнеца.
Кузнец сел и, прогоняя остатки сна, огляделся:
– Тьфу ты, черт окаянный! Да пошел бы ты в баню со своим снадобьем лешачим! Баба голая пригрезилась. Лезет ко мне. «Хочу, хочу», – ласково шепчет. Вот и лапанул я тебя за задницу, Василиса ты моя Прекрасная.
Кузнец поднялся, накинул на плечи овчинный кожушок:
– Пойду-ка я в кузню дурь молотом выколачивать.




продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/02/08/2099


Рецензии
Кузнецы-то и сами колдуны. В их кузню крещёному человеку и войти-то грех. На каждую заклёпку слово колдовское кладут, мечи в человечьем жире закаливают и навьям в бане требу идольскую ставят.

Хуже их только гусляры, мельники, кудесники, да узольники. Не к ночи будь помянуты.

Михаил Сидорович   16.01.2021 07:03     Заявить о нарушении
Да, Вы правы. Кузнецы пользовались дурной славой. Их побаивались. Первоначально кузнецов звали славяне КИЯМИ. Отголосок этого прозвища остался и по сей день в слове КИЯНКА. Вот я и задумался о граде Киев. Ведь версия в том что Киев назван именем князя Кий, совершенно перечит действительности. Князей называли раньше Свелое Солнышко, Василий Темный, Калита и т.п. Но назвать князя Кием-кузнецом, или
скотоводом, никто бы и не посмел. Но еще одна версия мне как-то ближе. КЫЙ - это на старо-хазарском высокий берег, высокий мыс. А в книгах древних так и пишется град Кыев. Но на эту тему рассуждать можно бесконечно.

Олег Борисенко   16.01.2021 08:18   Заявить о нарушении
Учёные насчитали более 70 населённых пунктов в названии которых присутствует корень Кий, всякие Киевцы, Кияки и прочее. Любопытно, что перавя династия иранских царей звалась Кеянидами, от легендарного царя Кеюмарса. Каждый новый шах к своему имени прибавлял приставку Кей - Кей Кавус, Кей Кобад, Кей Хосров и т.п. Эта традиция потом перешла к Ахеменидам, Аршакидам и даже Сасанидам, хотя потомками Кеюмарса они не являлись. И пропала эта традиция только после арабского завоевания и исламизации Ирана.

Велесова книга упоминает Некоего Яреня, или Ария, или Орея, который вывел славян из Семиречья, перевёл через Ра-реку и занял степи от Ра-реки, до горы Карпатской. Сыновей этого Яреня-Орея звали Кий, Шек и Хорив.

Почему разночтение в именах Орея-Ария-Яреня? Потому, что Велесова книга не единое повествование, а сборник разных вариантов легенд. История о переселении Славян из Семиречья пересказана там пять раз, потому имена похожие, но разные.
В двух из этих вариантов указаны имена Кия, Щека, Хорива. В одном из этих варианов Хорива зовут Гороватко (похоже). В одном варианте упоминается, что у Орея были сыновья, но имена не названы. В двух вариантах легенды о сыновьях вообще не упоминается. А было это за 1300 лет до Германареха (то есть в 9м веке до Н.Э.)

Об основании Киева на Днепре в Велесовой книге тоже говорится. Но произошло это уже в 4м веке нашей эры. И основал его не тот Кий - сын Орея, а другой. Просто имя было то же. Сначала он жил на Дунае, но потом ушёл на восток, на некоторое время обосновался в Белой веже на Дону, но потом, теснимый гуннами, построил град на Днепре.

В народном же творчестве, вероятно смешались две легенды - О сыновьях Орея и о Кие - основателе Киева.

Ещё более любопытно, что в некоторых былинах Киев стоит не на Днепре, а на Дунае. Илья Моромец не Муромец, а Муромленин. И дозором стоит он на дороге на латынской.

Действительно, на Дунае, на месте нынешней венгрии было государство Моравия и там были римские, мощёные камнем дороги.

Владимир Красно Солнышко имеет отчество либо Всеславьевич, либо Славьевич, и только в некоторых вариантах Свет-Славьевич.

Тот ли это Владимир, что крестил Русь? У Святого Владимира отчество было Святославьевич.

Возможно, былины повествуют нам о более ранних временах. И уже потом Владимира Красно Солнышко смешали с Владимиром Святым.

В фольклоре такое очень часто бывает, когда подвиги разных людей приписывают одному герою - собирательному образу.

Образ соловья разбойника, дующего так сильно, что сбивает с ног людей есть и у калмыков и у осетин. Только имена другие. Встреча Ильи с Соловьём - явно очень древнее поверье, восходящее ещё к скифским временам.

Михаил Сидорович   16.01.2021 09:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.