158. В. Агошков. Тросна-Ефратово Святой ФСКолычёв

158. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.


Святой Митрополит ФИЛИПП II,
в миру – Фёдор Степанович КОЛЫЧЁВ
 

 
Митрополи;т Фили;пп II (в миру Фёдор Степа;нович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва 23 декабря 1569, Тверь) – епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного. До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря. Из-за несогласия с полити-кой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу.

Решением церковного собора лишён сана и от-правлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь где был убит Малютой Скуратовым. В 1652 году по инициативе пат-риарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).

Жизнеописание. Мирская жизнь. 1507-1537 годы
Родился Фёдор 11 февраля 1507 года. Он принадлежал к младшей ветви боярского рода Колычёвых. Его отец Степан Иванович (по прозванию Стенстур, дядька младшего сына вели-кого князя Василия III – угличского князя Юрия) готовил сына к государевой службе, мать Варвара (в иночестве Варсонофия) воспитывала его в духе христианского благочестия. Фёдор обу-чался грамоте по книгам Священного Писания, а также владе-нию оружием, верховой езде и другим воинским навыкам.

В 1537 году родственники Фёдора встали на сторону старицкого князя Андрея Ивановича, поднявшего в Новгороде бунт против Елены Глинской. Род Колычёвых подвергся опале: дядя Фёдора, Иван Умной-Колычёв, попал в тюрьму, его трою-родные братья Андрей Иванович и Гаврила Владимирович были биты кнутом и казнены. После этого Фёдор тайно покинул Моск-ву.

Уход из Москвы мог быть вызван опасением за жизнь, но его житие (составленное в конце XVI века) придаёт бегству мо-тив религиозного прозрения. К 30 годам Фёдор ещё не был же-нат. Это может свидетельствовать о том, что он и ранее имел склонность к монашеству, а сложная жизненная ситуация только ускорила принятие решения уйти от мира.
Соловецкий монастырь. 1538-1565 годы.

Не попрощавшись с родными, в одежде простолюдина, Фёдор ушёл из Москвы и направился на север. Год он служил пастухом у крестьянина Субботы в деревне Хижи у Онежского озера. Затем перебрался на Соловецкие острова в Соловецкий монастырь. После полутора лет послушания игумен Алексий (Юренев) постриг его в монашество с именем Филипп. Духов-ным наставником Филиппа стал старец Иона Шамин, ученик преподобного Александра Свирского.

В 1548 году соловецкий игумен Алексий по старости сло-жил с себя сан, предложив монастырскому собору в качестве своего преемника Филиппа, который к этому времени прожил в монастыре около 8 лет. Решением собора Филипп был избран игуменом и возведён в сан новгородским архиепископом Феодосием. При нём монастырь следовал общежительному ус-таву. Филипп проявил себя как грамотный хозяйственный ад-министратор. Соловецкий монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья. Были построены Ус-пенский и Преображенский соборы. Филипп воздвиг для братии двух- и трёхэтажные кельи и больницу.

Фото:
1. Филиппова пустынь. 2. Соловецкий монастырь.

 
Много было сделано Филиппом по увековечиванию памя-ти основателей монастыря преподобных Зосимы и Савватия. Он перенёс в Преображенский собор монастыря мощи этих свя-тых. Также Филипп начал собирать реликвии, связанные с пре-подобными: им был найден образ Божией Матери Одигитрии, принесённый на остров Савватием, а также каменный крест, стоявший перед его кельей. Из реликвий Зосимы он нашёл его Псалтырь и ризы, в которые соловецкие игумены с тех пор об-лачаются за богослужением в дни памяти этого святого.

В период игуменства Филипп часто удалялся в пустынь (впоследствии она получила название Филипповской) в двух верстах от монастыря, где проводил время в молитвах. По пре-данию, там ему явился Иисус в терновом венце и со следами истязаний. На месте явления забил родник, над которым Фи-липп поставил часовню.
В период игуменства Филиппа заметно увеличились по-жертвования в Соловецкий монастырь от царя и частных лиц.

В 1548 году Иван IV пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями, угодьями и всеми оброками, остров на реке Суме с тремя дворами, в 1550 году реку Сороку (рукав реки Выг со множеством островов) с оброками. Игумен Филипп был участ-ником Стоглавого собора 1551 года, стал вновь лично известен царю (на момент, когда Филипп покинул Москву, Ивану IV было 8 лет), получил от него после Собора богатое церковное облаче-ние и подтверждение монастырских налоговых льгот.
 

см. далее.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии