Одаренный
И дело здесь вовсе не в благозвучии иль глубине того или другого прилагательного. Просто…, если мы верно помним притчу о талантах, а мы с вами помним ее верно: некий человек «жестокий, жнущий, где не сеял и собирающий, где не рассыпал» (судя по интонации притчи, или же интонации писателей Евангелий, любезный сердцу Иисусову персонаж), уезжая в чужую страну, призвал трех рабов своих и поручил им, одному пять, другому два, а третьему один талант; спустя время, у кого было пять, сделал из них еще пять, у кого два - еще два, а вот тот, который честно зарыл талант свой единственный в землю, дабы не прогневать растратою доверителя, после так же честно и вернул. И что? Двое были обласканы господином (и мы понимаем почему – взял свое обратно, да еще и отнял у рабов новообретенные семь сверху), а у третьего отнял, что дал, да еще и в благодарность за рачительность прогнал прочь: «А негодного раба выбросьте во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов» (Ев. От Матфея, гл. 25, 14-30), то закрадывается подозрение такое, что и талант ваш, понимаемый уже фигурально, как некие неординарные способности к чему либо, дан вам вовсе не задаром, а с некоторой целью, да такой еще целью, смысл которой сводится вкратце к тому, что отдай, мол, не твое, мол, раб…
Другое дело – одаренность. В звучании слова этого уже присутствует нечто теплое и доброе. Ну вот, скажем, родители… Они же всю жизнь делают, дарят детям добро и никогда (уж во всяком случае не в момент дарения) не помышляют спустя годы предъявлять им счет за бессонные ночи, потраченное на образование, врачей или продуманный наперед достаток… Более того скажу – если даритель через года вдруг приходит к вам и говорит: а помнишь, тогда-то и тогда-то… Ну и кто он после этого? Новозаветные толкователи святых текстов так и трактуют, что за все, мол, после отчитаться придется – кому много дано было – многим, кому менее – меньшим. Отчитаться… Экий…, прости господи, дар божий.
Нет. Одаренность, она и есть одаренность, то есть, данное навсегда, безвозмездно. Давид Ойстрах, наделенный талантом сверх всякой мыслимой меры, всем известно, был до неприличия богат, и когда его ограбили (его квартиру), ограбили-таки его, а не бога и хоть украли вещи, приобретенные при непосредственном участии его дара, но дар-то не украли? Одаренный человек и так отдает куда как больше полученного. Он работает до крови, он рвет рубаху на груди и душу в клочья, он сеет вкруг себя красоту и радость безо всяких расписок, он умирает в нищете и безвестности, так что нечего к нему со своими векселями!
Талант, зарытый в землю – дешевая метафора, метафора любезная как раз для таких (их еще паразитами называют), которые, словно рыбы-прилипалы, только и рыщут, к кому бы присосаться и почивать, а чтобы заткнуть глотку совести своей, которой, как ни странно, наделены и они – Евангелие подмышку и с пеною у рта: ты должен, должен, должен!
Нет, друзья! Только одаренность и никаких талантов, никаких удвоений, никаких долженствований, если, конечно, Создатель действительно приличный и добросердечный Отец, как нам кругом рассказывают, а не Чичиков с таможни, торгующий мертвыми душами нашими в розницу и в рассрочку с процентами. Аминь.
Свидетельство о публикации №214020701397
С уважением,
Владимир
Владимир Врубель 07.02.2014 17:14 Заявить о нарушении