159. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. Св. Колычёв

159. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

Свят.Колычёв, часть 2

Митрополит Московский и всея Руси. 1566-1568 годы

После того, как кандидат в московские митрополиты ка-занский архиепископ Герман, выразивший несогласие с поли-тикой Ивана Грозного, попал в опалу, занять престол Москов-ской митрополии предложили соловецкому игумену Филиппу. Иван IV вызвал его в Москву, и на соборе епископов 20 июля 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан.
Перед тем, как дать согласие, Филипп поставил условием уничтожение опричнины. Царь не согласился, доказывал необ-ходимость данного института. 5 июля 1566 года собором всех русских епископов он был хиротонисан в митрополита Москов-ского и всея Руси. Первые полтора года святительства Филиппа были спокойными. Г.П. Федотов отмечает, что в этот период «мы не слышим о казнях в Москве. Конечно, разрушительное учреж-дение продолжало действовать… но наверху, в непосредствен-ной близости к царю отдыхали от крови».

В Москве Филипп по-строил церковь святых Зосимы и Савватия, способствовал раз-витию книгопечатания.
Противостояние с царём. 1568 год

Вернувшись зимой 1568 года из первого ливонского по-хода, царь начал новую волну террора. Причиной послужили пе-рехваченные письма к московским боярам польского короля Сигизмунда и гетмана Ходкевича с предложением перейти в Литву. Начались массовые казни. Филипп активно выступил про-тив опричного террора. Сначала он пытался остановить безза-кония в беседах наедине с царём, просил за опальных, но Иван Грозный стал избегать встреч с митрополитом.
 
Первое открытое столкновение митрополита с царём про-изошло 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля. Нов-городский летописец сообщил об этом кратко: «Лета 7076 марта в 22 учал митрополит Филипп с государем на Москве враждова-ти опришнине». Подробности этого известны по житию Филиппа и рассказам иностранных наёмников на русской службе. Иван вместе с опричниками пришёл на богослужение в чёрных ризах и высоких монашеских шапках, а после литургии подошёл к Фи-липпу за благословением. Митрополит сделал вид, что не заме-чает царя, и только после просьбы бояр благословить Ивана об-ратился к нему с обличительной речью.

Царь после речи митрополита вскипел гневом, «ударил своим жезлом оземь и сказал: „Я был слишком милостив к тебе, митрополит, к твоим сообщникам в моей стране, но я заставлю вас жаловаться“». На следующий день начались новые казни. На самого Филиппа, по свидетельству Н.М. Карамзина, царь не ре-шился поднять руку по причине его всенародного почитания. В знак протеста Филипп покинул свою резиденцию в Кремле, пе-реехав в один из московских монастырей.
 
Суд и изгнание.
По указанию Ивана IV в Соловецкий монастырь была на-правлена следственная комиссия для сбора обличительного ма-териала против митрополита Филиппа. Однако составленное об-винение было столь сомнительным, что епископ Пафнутий даже отказался его подписать. В ноябре 1568 года в Успенском собо-ре Кремля состоялся церковный суд, главным обвинителем Фи-липпа стал новгородский архиепископ Пимен. Неизвестно, о чём свидетельствовали соловецкие монахи, вероятно, это были ти-пичные для того времени обвинения в колдовстве, а также про-ступки церковного характера в бытность его соловецким игуменом.
4 ноября собор епископов лишил Филиппа митрополичье-го сана.

Однако царь не дал Филиппу уйти, повелев как митро-политу в день архангела Михаила возглавить богослужение в Успенском соборе. 8 ноября 1568 года любимец царя Фёдор Басманов во время службы в храме Успения в Кремле объявил митрополиту о лишении его сана. Опричники сняли с Филиппа святительское облачение, одели в разодранную монашескую рясу и изгнали «из церкви яко злодея и посадиша на дровни, ве-зуще вне града ругающеся… и метлами биюще». Филиппа по-местили под арест в Богоявленский монастырь.

Ходили слухи, что царь хотел затравить Филиппа медведем, и о его чудесном спасении от разъярённого зверя.
Спустя несколько дней святителя Филиппа привезли слу-шать окончательный приговор, которым его осудили на вечное заключение. По указанию царя ноги митрополита были забиты в деревянные колодки, руки заковали в железные кандалы. Его посадили в монастыре Николы Старого, затем морили голодом. Историк Н.И. Костомаров сообщает, что царь, казнив племянни-ка святителя, прислал ему его голову, зашитую в кожаный ме-шок, со словами: «Вот твой сродник, не помогли ему твои чары».
 
фото:
Гибель. 1569 год
  «Митрополит Филипп и Малюта Скуратов».
(Николай Неврев, 1898 год)

Вскоре Филипп был сослан в отдалённый Отроч Успенский монастырь в Твери, а Иван IV казнил ещё ряд Колычёвых. Во время новгородского похода в 1569 году царь направил в мо-настырь к Филиппу Малюту Скуратова попросить благословения на поход. По сообщению жития, 23 декабря Малюта задушил святителя Филиппа. Возможно, на убийство опального Филиппа имелось тайное указание царя, так как Скуратов не мог само-стоятельно решиться на убийство известного церковного деяте-ля и остаться безнаказанным.

По мнению профессора Р.Г. Скрынникова, убийство было совершено с согласия царя. Мо-нахам Малюта сказал, что Филипп умер от духоты в келье. Тело святителя погребли за алтарём монастырского собора. Сторон-ники канонизации Ивана Грозного пытаются доказать необос-нованность данной версии, но их мнение не находит поддержки.

29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии были посланы грамоты царя Алексея Михайловича и патриарха Иосифа с указанием извлечь мощи святителя Филиппа из зем-ли, переложить в раку, надеть на них при необходимости новое облачение и поставить в Спасо-Преображенском соборе мона-стыря. В 1650 году стольник Иван Иванович Колычёв пожертво-вал в Соловецкий монастырь покров на раку святителя, который является самым ранним из подобных сохранившихся произве-дений с изображением Филиппа.

В 1652 году царь Алексей Михайлович по инициативе Новгородского митрополита Никона и по согласованию с патри-архом Иосифом решил перенести мощи святителя в Москву. 11 марта в Соловецкий монастырь было отправлено посольство из духовных и светских лиц во главе с Никоном, которое 3 июня прибыло на Соловки. После трёхдневного поста за литургией в Спасо-Преображенском соборе Никон перед ракой с мощами прочёл грамоту царя, адресованную святителю.

(С) В.И. Агошков.


Рецензии