162. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. СЕ. Раич
СЕМЁН ЕГОРОВИЧ РАИЧ
Если деревня Соборовка, расположенная на юге-востоке района, стала родиной Героя Советского Союза И.И. Бувина, то с.Высокое, находящееся на юге-западе, – поэта-декабриста, пе-дагога и издателя Семёна Егоровича Раича. Родился он в 1792г в семье священника Егора Никитича Амфитеатрова, и был чет-вёртым сыном. Один, из старших братьев, в будущем станет из-вестным митрополитом Киевским и Галицким Филаретом, о ком тепло отзовётся в «Мелочах архиерейской жизни» Н.С. Лесков.
Пожалуй, наиболее полно о Раиче написал орловец, скрупулёзный исследователь творчества декабристов Владимир Алексеевич Власов. В книге «Заступники свободы» (Тула, 1991г) он посвятил нашему земляку целую главу. Автор объясняет, по-чему Семён Амфитеатров в годы учёбы в Московском универ-ситете принял новую фамилию – Раич. В истории известно имя сербского писателя XVIIIв И.Раича, учившегося в одно время в Киеве и Москве.
А может быть, все проще: Раич – это Рович, от ЕгоРОВИЧ, «Егораич». Вспомним ученицу Раича, писательницу Евге-нию Тур, настоящая фамилия которой Елизавета Васильевна Салиас-де-Турнемир. В наше время, кстати, стали издавать её исторические романы, написанные в стиле Дюма!
Так я писал в книге «Тросна», изданной в 1994 году. Тогда я не ведал о том, что село Высокое имело своего рода приставку Рай-Высокое! Видимо, не знал об этом и писатель- краевед В.А. Власов. Некоторые литературоведы 21 века связывают фамилию Раич с этой самой «приставкой» Рай! Рай//Раич! По-жалуй, первым сообщил об этом исследователь В.В. Кожинов.
Автор Анатолий Мищенко в журнале «Истории русской провинции», № 10, вначале вводной статьи сообщает о том, что «Род Амфитеатровых был весьма многочислен. Предполагают, что он ведёт своё начало от Иолка Раича (возможно, дедушки С.И. Раича), архимандрита Сербского. Известно, что он учился в Киевской духовной академии и был отцом матери С.К. Раича.
http://орелпорусски.рф/rod-amfiteatrovy-h/
Но затем, давая биографию Семёна Егоровича Раича А. Мищенко меняет свои предположения: «фамилию Раич получил, учась в Орловской семинарии, куда родители определили его десятилетним мальчиком. Предполагают, что фамилия будущего поэта, переводчика, педагога и журналиста первой половины XIX века образована от названия села Раи-Высокое (Раич)».
Кстати, никак не пойму, о ком идёт речь, когда указываются инициалы то «дедушки С.И. Раича», то «отцом матери С.К. Раича»?! Название села Высокое у автора даётся так: Раи-Высокое, а не Рай-Высокое! Никто почему-то не обращает внимание и на то, что митрополит Филипп имеет отчество ГЕОРГИЕВИЧ, а Семён Раич – ЕГОРОВИЧ?! Что это – ошибка «паспортно-го стола» или нечто большее?!
Так что вопросы остаются: почему же всё-таки С.Е. Амфитеатров стал Раичем: от названия села Рай-Высокое (в Харьковской области тоже есть эта самая приставка Рай в названии ещё одного села: как-то вычитал в Ин-тернете!) или от «родственника» Раича – сербского архимандри-та»...
Своё предположение – от ЕгоРОВИЧ – оставлю без внима-ния: если это –РОВИЧ и участвовало в образовании РАИЧ, то обязательно «в присутствии» имени села Рай-Высокое и с соотнесением сербской фамилии Раич…
Сейчас с. Высокое находится на берегу не просто р. Свапы, а целого искусственного озера, появившегося в результате сооружения на реке плотины. Но и тогда, 200 лет назад, места эти были красивы, и они не могли не повлиять на формирова-ние поэтического склада характера любознательного мальчика. Поэтому картины детства на всю жизнь запали Раичу в душу:
«Я помню, – писал он в автобиографии, – и как теперь вижу тот высокий, таинственный дуб, который часто в летнее время надолго приковывал к себе внимание, мои думы; одино-кий, сиротливый, он стоял на холме, среди открытого поля, дале-ко, далеко за рекою...».
В семилетнем возрасте мальчик лишился «необыкно-венно кроткой и образованной» матери, в 10 лет был определён в Орловскую духовную семинарию, где ректором стал его стар-ший брат Филарет. Уже в это время Раич стал писать стихи. По-сле перевода из духовного в светское звание поступил в Мос-ковский университет не сразу, поэтому учился сам и учил дру-гих, зарабатывая себе на хлеб.
В подмосковном селе Покров-ское помещицы Н.И. Шереметевой он влюбился в дворовую де-вушку красавицу Настю, которая не решилась выйти за него замуж. Затем Раич попадает в города Углич и Ярославль, а-оттуда – в брянское село Овстуг, к И.Н. Тютчеву, родному брату-Шереметевой. Здесь он учил девятилетнего Фёдора Тютчева, будущего вёликого поэта, философа.
Заметим, что Н.Н. Шереметева была родственницей аристократов Шереметевых, имевших владения в Кромском уезде, в том числе, и на границе Троснянского района. Так что учил Раич «своих» земляков. Не исключено, что педагог был влюблён не «в дворовую девушку Настю», а в младшую дочь Н.Н. Шереметевой, – Анастасию. Имя Настя было для молодого по-эта священным.
Так звали мать его, которую он боготворил. Ра-ич, как и другой орловский учитель В.А. Жуковский, влюблённый в свою ученицу – Машу Протасову, не был счастлив. Настя Ше-реметева выйдет замуж молоденькой девушкой за декабриста Якушкина, которого вскоре после свадьбы сошлют в Сибирь и к которому так и не приедет, в результате запрета царя, жена...
см. далее.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №214020701452