164. В. Агошков. Тросна-Ефратово тожь. СЕ. Раич3

164. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

СЕ. Раич, часть 3

Семён Егорович Раич.
Стихотворения
http://www.poesis.ru/poeti-poezia/raich/frm_vers.htm
 

 
Вечер в Одессе

На море лёгкий лёг туман, // Повеяло прохладой с брега –
Очарованье южных стран, // И дышит сладострастно нега.
Подумаешь: там каждый раз, // Как Геспер в небе засияет,
Киприда из шелковых влас // Жемчужну пену выжимает,
И, улыбаяся, она // Любовью огненною пышет,
И вся окрестная страна // Божественною негой дышит.
1823, Одесса.


Прощальная песнь в кругу друзей

Здесь, в кругу незримых граций, // Под наклонами акаций,
Здесь чарующим вином // Грусть разлуки мы запьём!
На земле щедротой неба // Три блаженства нам дано:
Песни – дар бесценный Феба, // Прелесть девы и вино...
Что в награде нам другой?.. // Будем петь, пока поётся,
Будем пить, пока нам пьётся, // И любить – пока в нас бьётся
Сердце жизни молодой.
Други! Кубки налиты, // И шампанское, играя,
Гонит пену выше края... // Погребём в них суеты...
У весны на новосельи, // В несмущаемом весельи,
Сладко кубки осушать, // Сладко дружбою дышать.
Кто б кружок друзей согласный // Песнью цитры сладкогласной
В мир волшебный перенёс? // Кто бы звонкими струнами
Пробудил эфир над нами // И растрогал нас до слёз?
Песни – радость наших дней, – // Вам сей кубок, аониды!
В кубках, други, нам ясней // Видны будущего виды...
Мы не пьём, как предки пили. // Дар Ленея*) - дар святой;
Мы его не посрамили, // Мы не ходим в ряд с толпой.
Кубки праздные стоят, // Мысли носятся далёко...
Вы в грядущем видов ряд // С целью видите высокой.
Пробудитесь от мечты! // Кубки снова налиты,
И шампанское, играя, // Гонит пену выше края.
Так играет наша кровь, // Как зажжёт её любовь...
В дань любви сей кубок пенный! // В память милых приведём!
Кто, любовью упоенный, // Не был на небе седьмом?
Вакху в честь сей кубок, други! // С ним пленительны досуги -
Он забвенье в сердце льёт // И печали, и забот.
Трём блаженствам мы отпили, // Про четвёртое забыли, -
Кубок в кубок стукнем враз, // Дружбе в дань, в заветный час.
У весны на новосельи, // В несмущаемом весельи
Сладко кубки осушать, // Сладко дружбою дышать.
Нe позднее 1825
* Леней – здесь: Вакх. Ленеи – праздники у древних греков по случаю нового урожая.
 
*
 
Перекати-поле*)

* В Херсонской и других степях Южной России есть трава statice maritima. Тамошние жители называют её "перекати-поле" – вероятно потому, что, ото-рванная в осень ветром от корня своего, она катится по полям,
пока не встретит препятствия или не набежит на огонёк, раскладываемый кочующими чабанами. (Автор)

Ветр осенний набежал // На Херсонски степи
И с родной межи сорвал // Перекати-поле.
Мчится ветер по степям, // И на лёгких крыльях
Мчит чрез межи по полям // Перекати-поле.
Минул полдень, и уже // Солнце погасало;
Ветр оставил на меже // Перекати-поле.
И, объято тишиной // Наступившей ночи,
Думу думает с собой // Перекати-поле:
"Тяжело быть сиротой! // Горько жить в чужбине!
Ах, что станется с тобой, // Перекати-поле?"
Вот проснулся ветерок // После полуночи,
Глядь – и видит огонёк // Перекати-поле.
"Дунь и прямо к огоньку // Принеси сиротку!" -
Говорило ветерку // Перекати-поле.
"Сдунь меня с межи чужой! // Брат твой – ветер буйный -
Разлучил с родной межой // Перекати-поле!
Что же мыкать мне тоску // Вчуже, без приюту?
Мчи скорее к огоньку // Перекати-поле!"
Вспорхнул лёгкий ветерок, // Пролетел полстепи
И примчал пред огонёк // Перекати-поле...
И пригрел уж огонёк // Трепетну сиротку,
И слился в один поток // С перекати-полем.
В бесприютной стороне, // Без отрады сердцу,
Долго ль мыкаться и мне // Перекати-полем?
Нe позднее 1825
 
*
 
Друзьям

Не дивитеся друзья, / Что не раз / Между вас
На пиру весёлом я / Призадумывался.
Вы во всей ещё весне, / Я почти / На пути
К тёмной Орковой*) стране / С ношей старческою.
Вам чрез горы, через лес / И пышней / И милей
Светит солнышко с небес / В утро радостное.
Вам у жизни пировать, / Для меня / Свету дня
Скоро вовсе не сиять / Жизнью сладостною.
Не дивитесь же, друзья, / Что не раз / Между вас
На пиру весёлом я / Призадумывался.
Я чрез жизненну волну / В челноке / Налегке
Одинок плыву в страну / Неразгаданную.
Я к брегам бросаю взор – / Что мне в них, / Каждый миг
От меня, как на позор, / В мгле скрывающихся?
Что мне в них? Я молод был, / Но цветов / С тех брегов
Не срывал, венков не вил / В скучной молодости...
Я плыву и наплыву / Через мглу / На скалу
И сложу мою главу / Неоплаканную.
И кому над сиротой / Слёзы лить / И грустить?
Кто на прах холодный мой / Взглянет жалостливо?
Не дивитесь же, друзья, / Что не раз / Между вас
На пиру весёлом я / Призадумывался!
Нe позднее 1826
 
*
 
Вечер

Роскошно солнце заходило, // Пылал огнём лазурный свод...
Помедли, ясное светило! // Помедли!.. Но оно сокрыло
Лице своё в зерцале вод.
Люблю в час вечера весною // Смотреть на синеву небес,
Когда всё смолкнет над рекою, // Лишь слышен соловей порою,
И дышит ароматом лес.
Но грусть мне сердце вдруг стесняет, // Когда исчезнет свет от глаз:
Как будто дружба изменяет, // Как будто радость отлетает,
Как будто в мире всё на час!
Нe позднее 1829
 
*
 
[2 отрывка из поэмы "Арета"]
 
[1]
 
Я помню золотые годы, // Когда в объятиях природы,
Свободный от мирских сует, // Я издали смотрел на свет
И отвергал его зазывы. // Тогда Поэзии порывы
Теснилися в душе моей, // Я весь был в ней, я жил для ней.
Я помню золотые годы, // Когда с беспечностью свободы,
В разливе полном бытия, // Мечтой переносился я
В края Италии заветной, – // И дни мелькали незаметно;
Тогда я счастьем был богат, – // Его Виргилий и Торкват
Мне напевали, навевали... // Но эти годы миновали,
И что от них осталось мне? – // Воспоминания одне!
И вот теперь у них на тризне, // Ненужный гражданин отчизны,
С охолодевшею мечтой // Сижу безродным сиротой.
 
[2]
 
Бородино! Бородино! // На битве исполинов новой
Ты славою озарено, // Как древле поле Куликово.
Вопрос решая роковой – // Кому пред кем склониться выей,
Кому над кем взнестись главой, – // Там билась Азия с Россией.
И роковой вопрос решён: // Россия в битве устояла,
И заплескал восторгом Дон, // Над ним свобода засияла.
Здесь – на полях Бородина – // С Россией билася Европа,
И честь России спасена // В волнах кровавого потопа.
И здесь, как там, решён вопрос // Со всем величием ответа:
Россия стала как колосс // Между двумя частями света.
Ей роком отдан перевес, // И вознеслась она высоко;
За ней, пред нею лавров лес // Возрос, раскинулся широко.
Поэты 1820-1830-х годов. Том 2. Советский писатель.
Ленинградское отделение, 1972.
 
*

(С) В.И. Агошков.


Рецензии