166. В. Агошков. Тросна-Ефратово. ВН. Амфитеатров

166. В.Агошков. Тросна-Ефратово тожь.

ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ АМФИТЕАТРОВ.
 

 
Валентин Николаевич Амфитеа;тров (1836-1908) – из-вестный московский священник, проповедник, духовник, с 1892 года – настоятель кремлёвского Архангельского собора.

Отец Валентин происходил из орловского рода Амфите-атровых, давших России многих архиереев, священников, а также деятелей культуры. Родился 1 (14) сентября 1836 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии. Отец – протоиерей Николай Гаврилович Амфитеатров – родной брат архиепископа Казанского и Свияжского Антония и племянник митрополита Киевского и Галицкого Филарета и литератора С.Е. Раича; мать – Анна). В 1847 году Валентин поступил в Орлов-скую духовную семинарию. В 1853 году, согласно собственному  прошению, был переведён в Киевскую семинарию, которую окончил в 1854 году. Образование продолжил в Московской ду-ховной академии (1854-1858). Получив степень кандидата бого-словия, Валентин Николаевич был назначен в Калужское духов-ное училище на должность инспектора и преподавателя.

С 1859 года он преподавал греческий язык и всеобщую и русскую историю в  Калужской семинарии. Во время препо-давания в Калужской семинарии Амфитеатров сблизился с од-ним из своих учеников – Александром Ивановичем Чупровым. В доме его родителей, мосальского протоиерея Иоанна Филип-повича и Елизаветы Алексеевны (в девичестве Брильянтовой), Валентин Николаевич познакомился с братьями и сёстрами Александра, в том числе с Елизаветой Ивановной, на которой вскоре, 17 июля 1860 года, и женился.

Сын отца Валентина, Александр Валентинович Амфите-атров, сообщал, что священный сан отец принял по настоянию тестя – это было условие женитьбы на Елизавете Ивановне. Од-нако, судя по всему, одновременно это было и добровольное, осознанное решение самого Валентина Николаевича. 14 сен-тября 1860 года Валентин Николаевич Амфитеатров епископом Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным) был рукополо-жен в диаконы, а уже на следующий день, 15 сентября, – в свя-щенники. Первым его назначением был Благовещенский храм г. Калуги. Около года он также был членом Калужской консисто-рии. В августе 1864 года о. Валентин был переведен Троицкий собор города Лихвина Калужской губернии, с назначением бла-гочинным и цензором проповедей. В сентябре того же года он стал законоучителем Лихвинского уездного училища.
 
Позднее, в течение некоторого времени, он был смотри-телем духовного училища в г. Мещовске Калужской губернии. В июне 1866 года епископом Калужским и Боровским Григорием  (Миткевичем) возведён в сан протоиерея. В 1871 году о. Вален-тин переехал в Москву и был назначен законоучителем в Мос-ковскую учительскую семинарию. В 1873-1881 годах –  в той же должности – в Московском казенном реальном училище.

В 1874 году о. Валентин, по ходатайству Иннокентия, ми-трополита Московского и Коломенского, был назначен в крем-лёвскую церковь святых Константина и Елены, которая, по из-вестному образу Божией Матери, в ней находившемся, имено-валась в народе  «Нечаянной радостью». Благодаря о. Валентину в храме, прежде почти не имевшем прихожан, образовалась многочисленная община, одна из самых известных в Москве. Отец Валентин служил литургию ежедневно.
 
1892 году о. Валентин был назначен настоятелем и бла-гочинным в  кремлёвский Архангельский собор. Выдающийся проповедник и духовник, Амфитеатров привлёк в московские храмы множество  людей со всей Москвы, ввёл практику часто-го причащения. Иоанн Кронштадтский говорил приезжавшим к нему из Москвы: «Зачем вы едете ко мне, ведь у вас есть отец Валентин». В 1902 году отец Валентин потерял зрение, но выну-жденный затвор мало что изменил в труднической жизни пас-тыря: в квартиру на берегу Москвы-реки, а позднее в подмос-ковное Очаково приходили и приезжали тысячи людей, батюшка исповедовал, диктовал письма, проповеди.

Позднее были изданы книги отца Валентина «Духовные беседы, произнесённые в Московском Архангельском cоборе в 1896-1902 годах» (1909), «Воскресные Евангелия. Сборник про-поведей» (1910), «Очерки из библейской истории Ветхого Заве-та. От Иисуса Навина до воцарения Давида» (1910) и другие. Но большинство из надиктованного батюшкой так и не увидело свет – рукописи сгорели при пожаре очаковского дома в 1970 году. В 1908 году, 20 июля по старому стилю, отец Валентин скончался. Его похоронили на Ваганьковском кладбище.

Со-гласно завещанию вместе с супругой Елизаветой, которая скон-чалась в 1880-м году. В 30-е годы надгробия протоиерея Вален-тина со сродниками в одной ограде, были уничтожены богобор-цами. Целый участок захоронений, находившихся рядом с моги-лой протоиерея Валентина также был стёрт с лица земли.

На "очищенном" участке  впоследствии был возведён Братский мемориал почившим воинам Великой Отечественной войны. Верующие, которые знали, где стоял большой крест про-тоиерею Валентину, определили место для поклонения пастырю, выбрав одну из Братских могил воинов. Многие годы (десятиле-тия) невозможно было даже и мечтать об установке креста про-тоиерею Валентину среди Братского мемориала.
Только осенью 1990 года рядом с мемориалом был ус-тановлен крест батюшке, но никто не мог подписать, что он ус-тановлен в честь отца  Валентина. В 2001 году этот крест был зарегистрирован как могила протоиерея Валентина на трёх лиц по фамилии "Викторовы", которые называют себя правнуками пастыря. Однако правнуки  протоиерея Валентина не утвержда-ют, что под этим крестом покоится сам протоиерей Валентин.
 
Вопрос о прославлении прот. Валентина Амфитеатрова в лике святых был поднят во второй половине 1990-х годов. Прин-ципиальное решение о канонизации было принято в 1998 году. присланное в Комиссию Святейшим Патриархом Алексием. Комиссия пришла к единодушному мнению, что для благослове-ния Святейшим  Патриархом на причисление протоиерея Ва-лентина к лику местночтимых святых Московской епархии нет никаких препятствий, о чём 12 марта 1998 года Его Святейше-ству был направлен рапорт. Тем не менее, канонизация до сих пор не состоялась. Причины этого неясны...

Сочинения. Библейская история Ветхого и Нового Завета. Ч. 1. М., 1875. Очерки из библейской истории Ветхого Завета. Ч. 1. М., 1895; т. 2. Юрьев, 1910. Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском соборе в 1896—1902 годах. М., 1910. Вос-кресные Евангелия. Сборник проповедей. М., 1910. Великий пост. Духовные поучения. М., 1910; переизд.: М., 1997. Духовные поучения. М., 1911. Письма к Екатерине Михайловне и к о.архим. Серапиону Машкиным // Богословский вестник. 1914. №6. С. 327-350; №7/8. с. 508-534. Духовные поучения. Проповеди протоиерея Валентина Николаевича Амфитеат-рова, бывшего настоятеля московского придворного Архангельского собора, записанные с его слов одной из его духовных дочерей. М., 1916; переизд.: Проповеди. М., 1995.

http://rove.biz/index.php/group-1/title-43274


(С) В.И. Агошков.


Рецензии