169. В. Агошков. Тросна-Ефратово. ЕВ. Амфитеатров2

169. В.Агошков. Тросна-Ефратово.

ЕВ.Амфитеатров, часть 2

И та, и другая причины – следствие крайне неудовлетворитель-ного городского законодательства, введённого ещё в XVIIIв и сохра-нявшего свою силу вплоть до 70-х годов XIX столетия. Так, в 1856 году утверждение проекта нового моста через Кончуру (всего на 350 руб.) потребовало предварительного согласования проекта с московским генерал-губернатором с последующей отсылкой проекта на рассмот-рение министерства внутренних дел в Петербурге.

В результате мелоч-ной административной опеки, доходы городской общественной казны шли, главным образом, на обязательное по закону содержание чинов-ников, полиции и, наконец, на содержание самого общественного са-моуправления. Часть доходов откладывалась в «запасной капитал», подступиться к которому городским властям было почти невозможно.

ГОРОДСКИМ ГОЛОВОЙ БЫТЬ ДОСТОИН. Городовое положение 1870 года заменило установленные Екатериной II сословно- бюрокра-тические органы управления городов и посадов органами всесослов-ными, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза. Положение предоставило городовым управлениям широкую самостоя-тельность в изыскании источников городских доходов и в распоряже-нии ими, в ведении городского хозяйства, в решении местных дел. Положение 1870 года повысило значимость должности Городского го-ловы. Голова отныне являлся председателем Управы (исполнительного) и Думы (распорядительного) органов общественного самоуправления.

Только он имел право созывать Думу и определять повестку дня; гласный, желавший внести какое-либо предложение, обязан был из-вестить об этом Голову за 3 дня до заседания. Только Голова мог при-гласить постороннего на заседание Думы. Доклады по делам, назна-ченным к слушанию в Думе, печатались под личную ответственность Головы. Городской Голова был главным представителем общественно-го самоуправления перед правительством. В Сергиевском Посаде но-вое Городовое положение было введено в марте 1873 года, после окончания полномочий выборных властей предшествующего периода и проведения выборов в соответствии с новым законом.

24 февраля новоизбранные гласные Сергиево-Посадской думы провели выборы ГОРОДСКОГО Головы из состава избранных в Думу гласных. Из пяти претендентов, включая четырёх богатейших купцов, большинство баллов (31 против 18-ти) набрал профессор Егор Василь-евич Амфитеатров. К числу богатейших гласных он не относился: все его богатство заключалось в двухэтажном смешанном (каменный низ, деревянный верх) доме на углу Вознесенской и Рыбной улиц.

В 1870-х годах в городских думах господствовало купечество; из наиболее авто-ритетных купцов избирались и городские Головы. В небольших про-винциальных городах лица с высшим образованием среди городских Голов составляли 0,5 %, а к концу 1880-х годов таких не оказалось во-обще. В этой связи Сергиевский Посад можно рассматривать как ред-чайший пример города, в котором самоуправление в 70-х - 80-х годах XIXв возглавил представитель интеллектуальной элиты – профессор Московской духовной академии. Почему Дума, почти целиком купече-ская, прекрасно понимавшая возросшую роль Головы в новых усло-виях, избрала на этот важный пост профессора, а не купца? Почему, наконец, избрали именно Амфитеатрова? Ответ можно найти в его послужных («формулярных») списках.
 
Оказывается, ещё в 1840-х годах Амфитеатров руководил строительными и ремонтными работами в Духовной академии. Из-вестно, что красивая чугунная лестница в академическом в большом учебном корпусе, что рядом с Чертогами, долгое время называлась «Амфитеатровской». В 1866 году Амфитеатров был утверждён в звании Почётного мирового судьи Дмитровского мирового округа, позднее избирался членом уездного и губернского земских собраний. Таким образом, к 1873 году профессор Амфитеатров имел необходимый для главы городского самоуправления опыт хозяйственной, судебной и общественной деятельности, о чём не могли не знать гласные новоиз-бранной Думы.

Впечатление могли произвести и награды Амфитеат-рова (ордена Св. Владимира 3-й и Св. Анны 2-й степеней), что было важно при сношении с государственными властями.

Нельзя исключить и ещё одно соображение: как лицо, не зани-мавшееся торгово-промышленной деятельностью, Амфитеатров в должности Головы не рассматривался гласными в качестве вероятного конкурента. Одним словом, в глазах сергиевопосадцев Амфитеатров ответственной должности городского Головы был наиболее достоин. Отметим, что согласно Городовому положению 1870 года, должность городского Головы считалась должностью не государственной, а обще-ственной. Быть городским Головой означало заниматься обществен-ным служением.               

Константин Филимонов.

СЕРГИЕВСКИЕ ВЕДОМОСТИ №49 (102) от 12.12.2008.


(С) В.И. Агошков.
 


Рецензии