172. В. Агошков. Тросна-Ефратово. ЕВ. Амфитеатров5

172. В.Агошков. Тросна-Ефратово.

ЕВ. Амфитеатров, часть 5

С 1874 года начато Егором Васильевичем мощение посадских улиц; выстроен каменный мост; устроена дамба, защищающая часть жителей Посада от разлива здешней речки; на главных улицах Посада поставлено до сотни фонарей... Обаятельный, талантливый человек, умница – Егор Васильевич располагал к себе людей и умел убедить пожертвовать на нужды города значительные суммы. По выражению священника московской Ново-Пименовской церкви В. Славского, «Егор Васильевич был воистину Голова богоспасаемого Сергиева гра-да».

Трудами Егора Васильевича в Посаде появились помещение для Городской Думы, полицейского управления, городского банка и Ме-щанской Управы, пожарный дом, здание городской гостиницы, два благоустроенных училища, отдельные для мальчиков и девочек, преж-де, обучавшихся вместе, и шестиклассная прогимназия, для которой было возведено великолепное здание почти без затраты городских средств, на пожертвования единственно им привлечённого благотво-рителя, горожане говорили, что Егор Васильевич отдал городу душу, отмечали, что его многостороннего ума не только на Посад, но и на всю Россию достало бы.

Вечером 19 мая последовал вынос тела усопшего из дома в приходскую Вознесенскую церковь, которая не могла вместить многочисленных учеников, коллег, горожан – всех же-лающих проститься с усопшим и помолиться о нём. После погребения …обществу был предложен поминальный обед. Профессор Н.И. Суббо-тин заключил свою речь предложением: начать сбор для составления особого «Амфитеатровского» капитала в Братстве преподобного Сер-гия». Амфитеатровский фонд был создан. В МДА какое-то время было два фонда Амфитеатровых: самому бедному студенту – в память о профессоре Егоре Васильевиче Амфитеатрове, и самому успешному – в память о протоиерее Валентине Амфитеатрове.
 
Со дня кончины Егора Васильевича Амфитеатрова прошло без малого сто двадцать лет. На сегодняшний день не сохранилось не толь-ко «Амфитеатровского» капитала, но и памятника профессору на клад-бище, да и самого кладбища не существует. Правда, чудом уцелел дом Амфитеатровых. Но совсем недавно краеведам пришлось защищать историческое здание, чтобы избежать планируемого сноса.

Хочется напомнить о словах, сказанных при погребении хозяина этого дома: «С полной уверенностью могу утверждать, что вообще деятельность Егора Васильевича надолго сохранится в памяти жителей Посада. Не оши-бусь, если скажу, что не теперь только, но по прошествии очень многих лет после его кончины они с чувством признательности будут вспоми-нать о нём и говорить ему вечную память».

 Елена Амфитеатрова.  http://www.posadfm.ru/articles/view/2568
 
*
 
Амфитеатров Егор Васильевич [24.04 (06.05).1815 – 17(29). 05. 1888] – историк эстетики и литературовед. Окончил Петербургскую Духовную академию. Профессор Московской Духовной академии (1844-1888), где читал курсы всеобщей и русской словесности. Амфи-театров – один из первых русских историков эстетики. По определе-нию Амфитеатрова, эстетика есть учение о красоте и искусстве, фило-софии прекрасного. Лучший способ её изучения – история.

Амфитеат-ров показывает, что через всю историю эстетики, начиная с антично-сти, проходит противостояние объективизма и субъективизма, реа-лизма и формализма в понимании сущности прекрасного. Реализм (содержательная трактовка красоты), идущий от Платона, вытекает из философии монизма, а формализм (трактовка красоты как формы), восходящий к Аристотелю, – из философии индивидуализма. Индиви-дуализм, в отличие от монизма, поясняет Амфитеатров, в основание мира полагает не одну субстанцию, а множество, и мир явлений при-знаёт происходящим из этого множества (Исторический очерк учений о красоте и искусстве. Харьков, 1890. С.33).

"Из борьбы этих двух воззрений образуется целость истории философии красоты и искусства, точно так же как борьба монизма и индивидуализма исчерпывает собою историю философии вообще" (там же). Сам Амфитеатров, хотя чётко не определял собственных эсте-тических основоположений, больше склонялся к "линии Аристотеля". Критически оценивая эстетику неоплатонизма как крайне реалистиче-скую, А., однако, считал, что она оказала огромное влияние на эстети-ку Нового времени, особенно немецкую; прежде всего учением о кра-соте как наглядно выраженной идее. Амфитеатров полагал, что время с III по XVIII века – это широкий пробел в истории эстетики, главная причина которого – исключительное употребление искусства для цер-ковных целей и связанное с этим отрицание сколь-нибудь самостоя-тельного значения красоты.

Амфитеатров высоко ставил заслуги Канта и его школы в разработке субъективной стороны науки о красоте и искусстве, особенно ценил эстетику Шиллера. Но кантовский субъек-тивизм, по мысли Амфитеатрова, вёл к умалению достоинства пре-красного. Не удовлетворяет Амфитеатрова и объективно- идеалистиче-ская эстетика Шеллинга и Гегеля. Её реалистическая направленность способна нанести большой урон искусству. Главное достижение эсте-тики Гегеля Амфитеатров видел в тонком и точном определении смыс-ла "избитого" выражения "красота – идея в явлении".


Диалектический метод и "прогрессизм", по мысли Амфитеатро-ва, привели Гегеля к заключению, что современный человек уже не испытывает серьёзной потребности в искусстве как чувственной фор-ме знания, ему нужно собственно знание. Философской концепции Гегеля, считает Амфитеатров, противостоит чисто формальная эстетика Гербарта. Но последний, отрицая всякое внутреннее значение красо-ты, "унизил её достоинство и значение" (Там же. с.177).
 
Амфитеатров резко выступал против утилитаризма в эстетике, нигилистического отношения к красоте, подчёркивая, что идеал красо-ты утилитаристов – верх комфортабельности, а бесполезная красота для них – праздная забава для праздных людей. "Не к чести нашей русской философии,- писал Амфитеатров, – это новое учение, выра-женное в такой резкой форме, есть самородное изделие русских умов. Впервые появилось оно... в известной магистерской диссертации Чер-нышевского..." (Там же. С. 178).

Высшие потребности человечества – не в удобном, а в прекрасном, без красоты и искусства человек вер-нулся бы к первобытной дикости. Прекрасное есть "мировое явление и один из могущественнейших факторов свободно-разумной жизни че-ловечества".

 
*

(С) В.И. Агошков.


Рецензии