Начинаем всё сначала. О чём Жижек прав

В ЧЕМ ЖЕ ЖИЖЕК ВСЁ ЖЕ НЕМНОЖКО ПРАВ
--
Жижек, хотя его идеология в фильме «Идеология» на наш взгляд есть обычное западно-американское постмодернистское разжижжение, но у Жижека есть одна интересная и правильная мысль в книге «13 о Ленине». Он пишет (цитирую по памяти): «Мы можем продолжать наше коммунистическое движение на основе  ленинской философии, когда признаем, что проект Ленина потерпел крах».  Конечно, как из всего парадоксального и недосказанного тут можно вытянуть разные смыслы-выводы, но реально есть в этом «стихотворении» и энергия диалектики, призыв к правдивости-искренности поиск новых методов и так далее.
Тут есть призыв начать всё сначала.
Как сначала? Ведь мы продолжатели!  Ведь всё было не зря! Как?! «За что боролись, на то и напоролись» что ли? Это же пессимизм! Забвение предков, прошлого, движение к одичанию.
Тут другое. Забывать ничего не надо. Просто всё, что было, всё потерпело крах. Всё, что было , может быть использовано как урок. В прошлом и причины наших неудач-поражений, и некоторые, но локальные, частичные, половинчатые успехи. Много-много крупиц , из которых ничего не вышло относительно того, что задумывалось.
Всё договоры между соседними племенами о вечном побратимстве. Все великие языки, государства, религии, все революции за свободы, за общественное равенство, за разум и науку, - всё потерпело крах.
Поэтому вся миссия на нас. Всё начинается сызнова.  Мы - «как бы продолжатели», на самом деле, всё полностью и самого начала. 
Есть много умных книг (и Толстой, и Бунин), но всё это - санскритский старослав.  Мы можем, подобно Юрию Лотману, влезть в кропотливые изыскания, что же это означало и как понималось: что-то распутаем, а в чём-то запутаемся ещё больше.   
 Русские дворяне начала 19 века ездили по Москве-Питеру на шестерках, на первой лошади сидел мальчик-форейтор, а на задней подножке кареты стояли гайдук и мальчик-арапченок.  И куда весь этот аромат былого величия девать?
Где в 20-30-ые годы в эмиграции  эти бунинские и т.д. вздохи могли казаться подлинными.  Сейчас тоже есть таковые вздыхатели. Но всё это - засохшее дерьмо мамонта.  Ребёнок, учащийся читать и говорить, изучающий историю, научающийся образному мышлению, может всё это заценить и сможет испытать восторг. Но по большому, по реальному счёту всё это  груз, всё это  создаёт нашу неповоротливость.  Как в восточногерманском  худфильме: человек заснул летаргическим сном, проснулся, а уже не ГДР, а капитализм, неолиберализм, всякая дегенеративная хрень, разорение, свинство, общество потребления и порнография с гомосексуализмом.
Всё провалилось: и брахманы сочинившие санскрит и Махабхарату, и Будда, и Христосс Моисеем, и Муххамад, и Мартин Лютер, и Вольтер, и  Чингачгук, и Натти Бампо, и Маркс, и Ленин, и товарищ Мао с товарищем Дэном, - всё провалилось. Мир вооружился бомбами, самолётами, телефонами, компьютерами, но он полон людоедов, мир стал менее устойчив, чем мир полинезийцев , плывущих куда-то по океану,  чем мир  северных охотников, видящих что последние мамонты вымирают.
Мы богаты лишь памятью и знанием наших ошибок и неудач.
И это ведь не пессимизм. Это оптимизм, но сбрасывающий иллюзию, что всё хорошо , прекрасная маркиза, в том, что уже  давно-давно не коня корм.
Вся миссия на нас.
Может, это не скромно, не честно, не…, не, не, не…?
Да нет же. Всё действительно потерпело крах.  Большее, что мы можем понять, что мы всех этих «древних» понимаем совсем не так. В нашем сознании от них остались мифы. Одни эти мифы лелеят, другие демонизируют и поносят. 
Везде руины.
Нужно начинать всё снова.  Снова писать великие книги, снова 12 подвигов Геракла, снова отгонять орды от наших Кремлей, снова  найти Будду и встречать Христа, снова глаголом жечь  сердца людей, снова  написание и штудирование  судьбоносных вечнозеленых теорий.
Бердяев, кажется, сказал: «Христианство –  1000-летний старик».  Гм?..  Всё-всё, –  и христианство, и дзен-буддизм, и Фрейд, с Фроммом, и Якобсон с кем угодно, и Бердяев с Ильиным,  и Хазин с Вассерманом, и Удальцов с Пуссирайтками, –   всё-всё «тысячелетний старик».
Новая теория. Новая литература.  Новая живопись. Новая религия.  Всё новое. Всё настоящее.
И это «новое» - не опять в который раз новое.
Теперь это «впервые» новое, потому никогда раньше мир  ещё не был глобален. Хотя Ленин кроме русского, знал немецкий, английский, французский, и марксисты пели марш пролетариям всех стран, но мировые войны показали, что мир  даже в образованной и тесной Европе  был  чужд друг другу. Человечество не было человечеством.  И брахманы Вишну, и Христос, и мусульмане, и марксисты хотели было весь мир в свою хотель, но мир был, как объясняла Роза Люксембург, «зонален», или как говорил Ленин «развит неравномерно». 
Мир и сейчас чужд сам себе, но сейчас он уже  глобален. Он глобален на англосаксонский лад. Глобальному миру нужны рынки, и он стремится  мир стратифицировать  с золотыми миллионом- миллиардом вверху и бронзовым гетто четвертого-пятого мира внизу. 
Как говорил мифический Брежнев из советского анекдота: «Нам нужен мир и по возможности весь».  Диссидент фигокармански  подхихикивал, подхватывая  мифы о советской угрозе великому свободному Западу, но мы изымем из этого народной басни абсолютную величину.
Истина и мир-нет-войне могут  быть лишь всемирными.   Социализм в отдельно взятой стране возможен, но мирное небо в отдельно взятой стране не возможно.
И планетарной философии не достаточно, нужна всемирная культура со своей всемирной наукой, всемирной религией, со веем всемирным. Конечно,  «всемирное» будет иметь и некие локальные специфики, но мы пока ещё не пробовали. Пока ещё не создавалась всемирная всекультура. Религии и идеологии прошлого были всё же довольно узкими, далек невсеобъемлющими, их мировая  нацеленность была лишь легкоё тенденцией («несть ни иудея, ни эллина»). Даже во всемирно-этническим предании «Библии» о Симе, Хаме, Иафете, очевидно, нет, например,  монголоидов, а индусы, иудеи, христиане, мусульмане, даосы и поклонники Митры не ведали, что существуют две Америки, Австралия, Новая Зеландия и остров Пасхи. Всё, раньше называемое всемирным, мировым, универсальным, соборным, вселенским,  было лишь «частично всемирным».
В мире были говорившие о единстве, но мир-человечество ещё никогда не пытался объединиться по-настоящему.  Были только «игрушечные» попытки объединиться, вроде изобретения языка эсперанто (троцкизм  - и того «игрушечней»).  То есть, начало, которое может начаться сегодня-завтра – это не «ещё одно» начало, это начало, которое может быть начато впервые.
При этом совсем не надо забывать Будду, Христа и Маркса с Лениным, просто нужно признать факт краха всех этих проектов, их  частичность- локальность  и начинать  «всё сначала».
Помните, был такой в анекдот, когда гальванизировали Ленина, и он куда-то пропал, оставив в тайничке записку для Дзержинского:
 «Феликс Эдмундович! Я в Цюрихе. Пороли и явки прежние. Будем начинать всё сначала.
                Ваш Ильич».
Всё  именно так, только пороли и явки тоже будем начинать сначала и по-новому.
 


Рецензии