Дорога Поморской жизни

Северная Двина, сжатая в районе Архангельского железнодорожного моста, после него начинает расширяться и делиться на  пять крупных рукавов:

Никольский рукав, уходящий влево и идущий до Северодвинска. Затем, вправо, уходит рукав Кузнечиха, отделяющий центр города от Соломбалы и Маймаксы. Ниже Соломбалы начинается глубоководный Маймаксанский рукав. А пройдя Соломбалу и повернув влево, мы зайдем ещё в два рукава:

Корабельный, идущий мимо Северодвинской крепости и соединяющийся с Маймаксой напротив деревни Лапоминка.
И Мурманский рукав, уходящий от Маймаксанского лесного порта влево и впадающий в море между островами Кумбыш и Голец.

Все рукава дельты Двины соединены между собой протоками – судоходными для небольших судов и несудоходными, по которым плавают катера и моторные лодки.
Рукава и протоки делят огромную дельту Двины на многочисленные острова
А на островах    давно построены деревни и живут люди. Дорог между деревнями нет, и люди общаются между собой с помощью моторных лодок.

В молодости, в 1956 – 1966 годах, то есть 55 лет назад, я работал капитаном на пассажирских судах и возил пассажиров по этим рукавам и протокам.
Пассажирские линии были по Маймаксе до выхода в море и до острова Мудьюг. По Корабельному и Мурманскому рукавам. По Никольскому рукаву до Северодвинска, Вознесенья и Чуболы. По Кузнечихе с заходом к деревням на реке Лодьме.
В деревнях жило много людей, работавших в колхозах и совхозах.

На небольшом острове, в начале Никольского рукава, напротив улицы Поморской, были построены три дома, в которых жили речники пристани пригородного сообщения.
Остров этот назывался ЖИТОВАЯ КОШКА. На лоцманской карте он обозначен, как малый   Зеленец. Протока, отделяющая остров от левого берега Двины,  мелководна и по ней могли ходить только небольшие теплоходики.

Почему речники решили построить там дома, сейчас можно и не понять. На острове не было ни электричества, ни радио, ни телефона, ни колодца. Не делались и зимние дороги. Кроме домов, была только баня на берегу. Да прорубь для забора воды.
 Мне, как недавно женившемуся, выделили освободившуюся комнату. До меня её занимал Артём Рябов, который погиб зимой. Замёрз во время перехода через реку.
Первое, что я сделал – встроил в прямоугольную печь плиту, на которой и стали готовить пищу. Знакомый связист изготовил из мыльницы детекторный радиоприёмник,  и мы с женой поочередно слушали радио, надевая наушники. В соседнем доме поселились ещё два моих товарища, тоже выпускники речного училища – Леонид  Щуплецов и Борис Попов.
Летом к острову подходил теплоход, идущий по Вознесенской линии. На нём мы ездили на работу в город и возвращались после вахты.

Зимой ходили на работу в город по тропе, с выходом в районе улицы Свободы или на лыжах. Трудно было успевать к восьми часам, поэтому иногда опаздывали. Особенно, во время метелей.
Помню, как однажды нас « пропечатали «в стенной газете. На рисунке мы были изображены – все в снегу и  с каплями пота на носу. А надпись была такова: Альберт и Василий неплохо работают, надо сказать, а вот на работу так любят опоздать. Одновременно и похвалили и поругали. Так что на художника мы не обиделись.
Вечерами, после работы, я ещё оставался в городе, на курсах подготовки к поступлению в институт на заочное отделение. Поэтому на остров приходил поздно, около десяти часов вечера. Хорошо, что жена Раиса была дома, и можно было и согреться и отдохнуть. Было трудно, но приятно вспомнить, что от этих трудностей я бросил курить.
Почему я вспоминаю сейчас эти годы. Прошло столько лет. Всё изменилось в жизни и моей и других людей.

Вспоминаю не потому, чтобы рассказать о  нашей жизни в те времена. А потому те времена вспоминаются, когда я встречаю сейчас людей, живущих на островах.
Зимой, находясь на пенсии, я езжу порыбачить в том же Никольском рукаве.
Еду на автобусе до  Цигломени, перехожу рукав и пытаюсь что то поймать на песках у Вознесенья. Иногда езжу до Зеленца половить ершей в протоке, отделяющей Житовую кошку от берега.
 На острове, где мы жили, сейчас ничего нет. Дома давно снесены. После этого, много лет речники выращивали картошку на песчаном грунте. Картошка росла хорошо, но одолели воры и крысы. Кооператив распался. Летом на остров приезжают на моторных лодках рыбаки, больше для отдыха, чем для ловли рыбы.
Берега острова песчаные, никаких стоков нет – отличное место для пляжа и отдыха.

Когда я перехожу Никольский рукав в Цигломени, то всегда встречаю людей, идущих к автобусу, из деревень, находящихся за рекой. Люди постепенно приспосабливаются к современной жизни. На вездеходах ( каракатах) везут женщин, детей, стариков. Идут пешком, волоча за собой санки. Как только чуть  окрепнет лёд, едут на машинах, и я слышу, как трещит под ними лёд.
Рискуют, но всё равно едут.

На берегу почти всю зиму висит знак » Въезд на реку запрещен». Местная власть, вывесив этот знак, снимает с себя ответственность за возможные утопления машин и людей. А люди, видя этот знак, всё равно едут и будут ездить. Потому, что надо. И никакие знаки не отменят это слово – надо!
Каждую зиму кто то тонет – то машина, то трактор. Тонут и люди.

Как было во времена моей молодости, 50 лет назад, так осталось и до сих пор. Власти думают, что поставив знаки и даже положив трапы через майну,  и сделав тротуар, они уже решили проблему. Власть не замечает, что время кардинально изменилось.

Если в моей молодости единственным личным средством передвижения для нас был велосипед, а мотоцикл – большая редкость. То сейчас почти у каждого, здорового мужика есть машина. И люди, живущие на островах, тоже хотели бы на них ездить. А где им ездить? Кататься по деревне? Нужна дорога, соединяющая островные деревни с материком.

Областной и городской власти Архангельска надо решать эту проблему. И никакими запретами и даже строительством тротуаров и ледяных дорог эту проблему не решить. Нужны принципиально другие решения.
Конечно, соединить все острова дорогами быстро не удастся.  Но начинать надо.

Я предлагаю начать работу по строительству первой дороги - на Кегостров.
Вы уже смеётесь. Подождите. Дочитайте до конца.

Начать надо со строительства дамбы от левого берега Никольского рукава до острова Житовая кошка. Эта протока несудоходная и мелкая. Один мощный земснаряд с рефулёром намоет эту дамбу за одну навигацию. В посёлке Зеленец имеется дорога вдоль берега, соединенная с Северодвинской дорогой. Можно выбрать и другое место. Берег не застроен.
Дамба должна быть сделана, как говорят - по уму. Высота её должна быть выше критического уровня воды по Архангельску, чтобы её не размыло весенним течением при любых заторах и затоплениях.
Дамба должна примыкать к средине острова, но не к голове его. Тогда,выше её,со стороны города, и ниже, со стороны Цигломени, будут тиховоды, а у самой дамбы вообще не будет течения, и она не разрушится.

По дамбе проложить дорогу до Кегостровской стороны острова Житовая кошка.
Между островом Житовая кошка  и Кегостровом  установить понтонную переправу, аналогичную Кузнечевской, с разводным проходом для судов, идущих к Цигломени.

Эта дорога даст реальные результаты:
- отменяются перевозки пассажиров с Кегострова в город на пассажирских теплоходах и на буксирах.
- убирается пешеходный переход на Кегостров и открывается свободный проход судов по городскому рейду.
-Между Кегостровом, Архангельском и Северодвинском открывается автомобильное, круглогодовое, автобусное  движение.
-горожане Архангельска получат отличные места отдыха и чистые пляжи на островах, куда можно быстро доехать на машине.

- А главное заключается в том, что благодаря этой дороге, можно в дальнейшем, соединить Кегостров дамбами с островами, расположенными ниже его по течению, не нарушая естественного стока воды по Никольскому рукаву.

Пройдёт время, и машины по этой дороге поедут во все поморские деревни, расположенные на островах Никольского рукава – Вознесенье, Ластолу, Вагино, Конецдворье, до самой Чуболы и даже  в Пустошь и Хабарку.

И люди назовут её – Дорогой поморской жизни.


Рецензии