анализ М. Хайдеггер - Что такое мыслить?

В трактате Хайдеггера: Что такое мыслить? Можно уже на первых предложениях споткнутся об связное количество противоречий, которые сам Хайдеггер может объяснить лишь своим умением вопрошать, а не искать ответ, на поставленный им же вопрос, поэтому исходя из прочитанного текста, мы оставим в себе лишь предположительную часть разрешения вопроса, кто-то не оставит ничего, итак: Что такое мыслить?. Но если копнуть чуть глубже, то для человека уже мыслящего, (создающего свое мышление) можно извлечь для себя то, что проблема мышления может сама по себе вызывать интерес,  быть среди вещей, находить себя нужным среди этих вещей, находиться в центре вещи и стойко стоять при ней. Сегодняшний интерес ценит одно лишь интересное. А оно таково, что может уже в следующий момент стать безразличным и смениться чем-то другим, что нас тоже мало касается. На сегодняшний день множество людей находя в чем либо интерес, одаряют его своим вниманием. На самом же деле такое отношение принижает интересное до уровня безразличного и вскоре отбрасывается как скучное. Можно сделать вывод, современный интерес к проблеме мышления выражается в озабоченности или даже озадаченности мышлением, не имеет ничего общего с одержимым им. Поэтому Хайдеггер приводит именно такое объяснение, мышление для человека изначально не является игрушкой для манипуляции или еще чего, мышление это то что создает сам человек и это самое отличает его от других существ. Также Хайдеггер пишет, что держать мысль или держать вещь означает собственно охранять ее, но с одной стороны, то что держит нас в нашей же сущности, держит нас только лишь потому, что мы, с нашей стороны, сами удерживаем держащее нас. К примеру привести греческого могучего титана Атланта, который держит небесный свод, тем самым охраняя и собственно удерживая себя и удерживая то что удерживает его. Но не стоит так же забывать, что мы можем мыслить лишь тогда, когда мы готовы осмыслять, когда мы желаем того, что должно быть в тебе осмысленно сейчас. Хайдеггер пишет так “Чтобы нам попасть в это мышление, мы, со своей стороны, должны учиться мыслить. Что значит учиться? Человек учится, когда он приводит свой образ действия в соответствие с тем, что обращено к нему в данный момент в своей сущности. Мыслить же мы учимся, когда мы подчиняем свое внимание тому, что нам дается для осмысления.” Так же Хайдеггер указывает на то, что бытие означает присутствие, и присутствие мысли может являться через бытие, осмысление и восприятие так же.

Здесь можно привести слова греческого мыслителя Парменида.
«Ведь то же самое есть восприятие и то,
ради чего оно (восприятие) есть.
Ибо без бытия сущего, в котором
сказалось оно (т.е. восприятие),
восприятия тебе не найти».

Из этих слов Парменида выходит на свет следующее: мышление получает свою сущность — восприятие — из бытия сущего. Но что же означает бытие сущего? Что же означает оно и здесь, и для греков, и для всего западноевропейского мышления — до самой последней поры? Ответ на этот вопрос звучит так: бытие сущего означает присутствие присутствующего, наличие наличествующего. Этот ответ — прыжок в неизвестное. Так же Хайдеггер затрагивает тему мира, мир требует осмысления, но мы не мыслим еще так как того требует мир. Как требует мир, мы увидим постепенно черпая частичку ужаса из бытия, и возвращая его в сущее. Исходя из этого, нам остается лишь одно, а именно: ждать, пока то, что должно мыслиться, обратится к нам. Однако ждать здесь никоим образом не означает, что мы пока еще откладываем мышление. Ждать здесь означает: в уже помысленном высматривать непомысленное, которое все еще скрыто внутри уже помысленного. Если мы так его ждем, то мы уже мыслим находясь в пути к тому, что должно мыслиться. На этом пути можно и заблудиться. Но все же лишь один этот путь настроен так, чтобы отозваться тому, что дано нам для осмысления. Категоричность Хайдеггера зашкаливает, но эта категоричность и противоречие не ведет в заблуждение, она ведет по тропе к осмыслению, она не ставит рамки, она ставит ожидание без рамок. Подводя итоги анализа трактата: Что значит мыслить? С увереностью можно сказать что “происхождение сущности бытия сущего непомыслено” для нас. “По-настоящему более всего требующее осмысления по-прежнему скрыто. Для нас оно еще не стало достойным мышления. Поэтому наше мышление еще не попало в свою собственную стихию. Мы мыслим еще не в собственном смысле слова. Поэтому мы спрашиваем: Что значит мыслить?”


Рецензии