Рассуждая о Теле Господнем

Согласно Библии, центром Вечери Господней является:

1. Сам Христос и святое поклонение Его крестному подвигу.
«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание».

2. Осознание заплаченной цены, осознание спасения и величайшего дара Божественной и вечной жизни.
«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

3. Благодарение за спасение, за покрытие греха человечества и лично твоих грехов, за дарованное исцеление, за Новый Завет – жизнь и благодать Святого Духа.
«…Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».

4. Благодарение Бога за явление миру Своего Сына Божьего.
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную».
«Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, ВИДЯЩИЙ Сына И ВЕРУЮЩИЙ в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день».

5. Благодарение Иисуса Христа за Его служение, Слово, Дела, Благую Весть.
«Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».

6. Благодарение Отца и Сына и Святого Духа.

49 И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше.
50 И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их.
51 И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.
52 Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью.
53 И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

7. Благодарение Бога за Евангелие, за свет Христа.

Если вы не знаете жизни Иисуса, не ознакомлены с Его Божественною силой и добродетелью, не размышляли над Его словом и проповедью, не имеете представления о смысле Его служения в Божьем промысле, но надеетесь быть ближе к Богу через силу церковного обряда и молитву священника, то возможно вы получите наставление в вере от священника или Самого Бога в переживании Святого Духа, или даже, как ап. Павел в 1Кор 11: 23-29 «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь…».

Чтобы иметь ориентир о самом Божественном назидании в Духе Святом, достаточно обратиться к тому, что говорил об этом Иисус, предсказывая о Святом Духе – Духе истины.
«Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14: 26).
Всё это говорится на той единственной Тайной вечери.
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать О МНЕ; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (15:26,27).
В чём, кроме Духа Святого, мы сегодня имеем свидетельство о Христе, о Его жизни на земле («потому что вы сначала со мною»)? Конечно же, это Евангелие и Деяния Апостолов. А служение Христа объясняется в Посланиях  Апостолов.

глава 16
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам,
8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.

1. Как видим, один из главных смыслов «проливаемой крови за Новый Завет» заключается в просвещении от Святого Духа
2. Дух, Который снова указывает на веру во Иисуса Христа
То есть, 'Я иду к Отцу' , как единородный Сын, Которого 'род никто не изъяснит' - Которого 'никто не знает кроме Отца, и Отца никто не знает, кроме Сына и кому Сын хочет открыть', послав Утешителя - Святого Духа.

В чем, как ни в воскресении и в вознесении лучшее свидетельство той правды, что Иисус сошел от Отца и к Отцу идет (в чем явлено Его Божество)?!
Так очень важный здесь момент, как раз, в том, что Иисус говоря «о правде – Я иду к Отцу» ставит на этом, вроде бы понятном факте, акцент именно потому, что Он не обычный пророк, а Сын Божий, Который «пребывает в доме Отца вечно» - Он Божественная Личность, Он «Слово Божие, Которое есть Бог» (от Иоанна гл.1).

27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу.

Иисус говорит, что Утешитель (Дух истины, Святой Дух) прославит Его, «возвестив» о Нём.
Для чего это нужно? Конечно же, в первую очередь, для веры, и во-вторых, для надежды на призвание Божье.
Иисус приносит Благую Весть от Бога, и подтверждая Своё слово святостью и силою Божественного явления, Сам становится нетленным образом Благой Вести, Спасителем и Искупителем всем ищущим Бога и верующим в Отца и Сына.
Верующий в Иисуса Христа через просвещение Евангелия (Благой Вести) пробуждается духом, и через веру, переоценку ценностей, покаяние, смирение, безмолвие, обретает пред Богом предстояние «в духе и истине», и далее, получает рождение свыше от Божественного Святого Духа для преображения в жизнь вечную.
Поэтому Иисус и говорит ученикам: «...Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа...» (Мат. 28:19).

глава 17
1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,
2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

Иисус здесь говорит, что послан Богом, чтобы прославить Бога на земле… чтобы знали Бога и Его Сына и имели надежду на жизнь вечную.
И опять – сегодня мы имеем Святое Евангелие, оставленное Его учениками, свидетелями и очевидцами славы Бога Отца и Сына Божьего.
«…Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых» Рим 1: 3,4

6. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.
7. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,
8. ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
9. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
20. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (!)

Эти все слова Иисуса – всё из той же единственной Тайной вечери. Это священное Слово Бога и нашего Спасителя Господа Иисуса, оставленные ищущим и желающим знать Бога - для наставления в вере, истинного пробуждения, покаяния и благодати.
«…Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан 1:17,18).
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан 1: 14)
«И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» (Иоан 1:16)
Первое Послание Иоанна
1 О том, что было от начала, ЧТО МЫ СЛЫШАЛИ, ЧТО ВИДЕЛИ СВОИМИ ОЧАМИ, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, -
2 ибо жизнь явилась, и МЫ ВИДЕЛИ И СВИДЕТЕЛЬСТВУЕМ, И ВОЗВЕЩАЕМ вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, -
3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение - с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.

Итак, Священное Писание говорит о том, что Сам Святой Дух свидетельствует об Иисусе Христе, раскрывая смысл и высоту Его служения. А Евангелие – это буквальное описание Его жизни земной, Его слова и дела. В этом и пробуждение веры, и основание веры, и хлеб веры – веры в Бога через Сына Его Иисуса Христа.
Отдавая должное традиции, тем не менее, смиренномудренно толкует таинство причащения свт.Феофан Затворник :
"Сие святейшее таинство, сие всепобедительное орудие, ПАЧЕ ЖЕ ХРИСТОС, СУЩИЙ В СЕМ ТАИНСТВЕ, может быть действенно приемлемо двояким образом: в таинстве тела и крови Христовых; во вторых, духовно и мысленно в уме и сердце... ...мысленно же и духовно вкушать Христа Господа ревнуй непрерывно".
«Се, стою у двери и стучу: если КТО УСЛЫШИТ ГОЛОС МОЙ И ОТВОРИТ ДВЕРЬ, ВОЙДУ К НЕМУ, И БУДУ ВЕЧЕРЯТЬ С НИМ, И ОН СО МНОЮ» (Откр. 3:20)

Тот духовный смысл и подвиг верующего сердца, которым часто аргументируется православное исповедание Причастия, заключается в том, чтобы не соблазниться буквального понимания слов Иисуса Христа: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие», так как по Евангелию, многие ученики не смогли слышать таких слов и отошли от Иисуса и веры.
И на этом основании представление о том, что евхаристический хлеб становится именно плотью Христа, а вино – кровью Его признается истинной верой.
Но иное истолкование (исповедание) этих слов Евангелия другими христианами разве сопровождается оставлением Иисуса Христа и веры христианской?! Напротив, не только христиане одной конфессии святостью, страданием и ценою своей жизни утверждали христианскую веру.
И далее, давайте ещё раз обратимся к Евангелию от Иоанна 6: 35-69 и рассмотрим, действительно ли Иисус имел ввиду буквальное понимание Своих слов или всё же духовное? И рассмотрим основную причину отступления.

Начало контекста:
35. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
36. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.

Конец контекста:
67. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68. Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69. и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Иисус связывает здесь образ хлеба с приходом к Его личности и как таковой верой в Него.
Но многие видели Его (в жизни и делах) и не верили.
А Петр свидетельствует, что те ученики, кто стал Апостолами, уверовали и познали, что Он Христос, Сын Бога живого.
Слова Иисуса стали соблазном для уже неверующих в Него (и Ему). И более того, Иисус комментирует отступление тем, что вера в Него может быть дана лишь Богом.

В ст. 40 Иисус говорит, что всякий видящий Сына и верующий в Него имеет жизнь вечную.
И от 43-51 стих Иисус объясняет, что вера в Него даётся Богом, что Он действительно «хлеб живой, сшедший с небес»; повторяет, что верующий в Него имеет жизнь вечную, говорит и о том, что хлеб, который Он даст, есть Плоть Его, которую Он ОТДАСТ ЗА ЖИЗНЬ МИРА.
52. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

То есть, они уже не хотели слышать то, что Иисус (Ин 6:51) поясняет духовный и иносказательный смысл «есть плоть»: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».

И тогда в 53-59 Иисус, действительно, далее говорит о необходимости есть Его Плоть и пить Его Кровь, не поясняя.
Однако, ни сами эти стихи, ни контекст 6-ой главы, не даёт основания понимать это буквально. Или точнее сказать, понимать трапезу Господню, как преложение хлеба в буквальную Плоть Христа, и вина – в Его кровь.
Кроме того, зная, что Иисус часто выражал свою речь образно, метафорично и символически, скорее всего Он здесь проводил аналогию с пасхальным агнцем и Премудростью: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6. оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума». (Притчи 9:5,6)

Но если дано непосредственное четкое откровение в Святых по этому вопросу, то в Церковном Предании возможно дополнительное истолкование и понимание. Однако, реальный смысл в контексте Священного Писания главнее, и прежде - за ним стоит Божественное откровение.
Кроме того, Церковь имеет немалое Апостольское учение (назидание в вере). И наверное, если было бы столь важно акцентировать внимание на буквальное понимание и буквальное «приобщение» плоти и крови Иисуса, если бы этот момент требовал какой-то богословской мысли, то это бы было. Ибо Апостолы в основном имели заботу дать прочное основание веры – догматическое основание.

По Евангелию и глава 6 (Иоан), и описание Тайной вечери во всех Евангелиях, и у Ап.Павла, речь идет О ТЕЛЕ ПРЕДАВАЕМОМ (ЛОМИМОМ) за учеников, верующих, за жизнь мира. И говорится о КРОВИ ПРОЛИВАЕМОЙ.

Относительно буквального, где «евхаристический хлеб есть плоть Иисуса» - в чём всё же можно видеть принципиальное различие такого понимания вещей и здравого простого исполнения заповеди Христа и веры в то, что Господь истинно присутствует, даёт жизнь и благодать, и благословляет, как Он обещал, жизнью воскресения?

Предстоятель. Прп. Иоанн Дамаскин пишет в «Точном изложении православной веры» 4:13: «...самый хлеб и вино изменяются в тело и кровь Бога. Если же ты отыскиваешь тот образ, как это происходит, то тебе достаточно услышать, что — с помощью Святаго Духа...; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие — истинно и действенно, и всемогуще, а образ — неисследим. ...и хлеб предложения и вино, и вода, чрез призывание и пришествие Святаго Духа, преестественно изменяются в тело Христово и кровь» ([12], стр. 222).

Всё верно. Если мы не можем отыскать тот образ, как это происходит, никакого богословия по этому вопросу здесь быть не может. Здесь возможны символические образы  и свидетельство, укрепляющее веру.

Кроме того, и слово Библии, и сама духовная жизнь, здесь без сомнения указывают на ТЕЛО ЛОМИМОЕ, КРОВЬ ПРОЛИВАЕМУЮ. То есть, на духовный аспект и духовное вкушение Плоти и Крови Иисуса Христа.

Макарий Великий: «И Жизнь, говорит евангелист, была свет человеков, как и Господь сказал: Если кто не будет есть плоти Моей и пить крови Моей – не будет иметь жизни вечной. Но мы не должны, братия, мыслить это телесно и вещественно, как многие ученики, слышав слово это, соблазнились, говоря: как может он плоть Свою дать нам есть? Ведь истинная плоть жизни, которую вкушают христиане, и кровь, которую пьют, есть Слово Его, и Дух Святой, и вселяется в Евхаристии хлеба, и освящает Словом и силою духовной, и становятся Телом и Кровью Христовыми. И все, говорит апостол, одним Духом напоены. Как и Господь сказал мыслящим сие телесно: Слова, которые Я говорю вам, суть дух и жизнь».
Комментарий А.И.Осипов: «Т.е.он (Макарий Великий)  отводит взор от того, будто бы происходят какие-то телесные изменения, а говорит, что мы вкушаем Слово, Логос, и Дух Святой – через этот Хлеб, потому что он соединен с Божеством Слова».

Также, это заповедь Иисуса Христа в Божьем промысле.

15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.
20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Евангелие от Луки).

Возвращаясь к священно-действию, ещё раз обратим внимание, что оно возможно лишь при соответствующем состоянии сердца и сознании веры. В иных случаях можно говорить, действительно, о символическом …или оккультном и магическом действии.
Как например, Волхв Симон (Деян. 8: 9-19) тоже уверовал, изумлялся, как через Апостолов действует Святой Дух. И захотел за деньги купить этот дар. Можно ли по его вере в силу Святого Духа и по его намерению назвать предполагаемые им дела священнодействием?!

Но когда мы рассуждаем о Творце, Который сотворил этот мир, по воле Которого мы родились в жизнь, то наша вера и глубокая признательность Богу здесь движется к познанию истины и святого переживания, к познанию святости Божьей. И тогда всё сказанное и делаемое во имя Бога, будет иметь характер священнодействия.
Когда мы достигаем познания Бога в откровении и Божественном действии, то это уже свидетельство и истинное священнодействие в Боге.
1. Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских.
2. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. (Св. Евангелие от Иоанна 3:1,2)

Препятствием к священнодействию могут быть недостойные тому дела.
7 И сказал Давид Соломону: сын мой! у меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, 8 но было ко мне слово Господне, и сказано: "ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицем Моим (1Пар 22).

Рассуждая о Теле Господнем, хотелось бы спросить, чем такое исповедание веры, как обязательно «преложение» хлеба в Тело и вина в Кровь Христову, выше исповедания веры как таковой - в Господа Иисуса Христа и Царство Небесное, в исцеляющую благодать Святого Духа? Или «где двое или трое во имя Его, то и Он среди них»?

Не имеет ли достаточную веру христианин, который знает, что «нет ничего невозможного для Бога»?

Священнодействие, через которое являет Себя и действует Святой Дух, предполагает сердце, вразумленное святостью, и Божье изволение.
«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 6:6).
«Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению» (Екклесиаст 4:17).
"Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих" (Ос 4:6).
«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим 4: 16).

Не об этом ли Ап. Павел говорит в 1Кор 11: 23-29, акцентируя внимание на то, с какими мыслями сердца необходимо «вкушать вечерю Господню»?!
23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

Если в Евангелиях мы имеем фактическое описание вечери Господней, то Ап.Павел «от Самого Господа (через Духа Святого) принял» то, что передал уже в истолковании.
И здесь можно обратить внимание, что он усиливает акцент на символическом значении «хлеба» и «чаши» и говорит о духовном понимании Тела и Крови Иисуса. Как и Иисус говорил о Теле Своём, которое «ломимое» за учеников, и о Крови, проливаемой за Новый Завет.
Здесь нужно обратить внимание, что Сам Иисус говорил не просто о Своей плоти и крови, а о плоти «предаваемой» («теле ломимом») и крови «проливаемой».
Не рассуждает Иисус и о других значениях Своего Тела – «воплощенного» или «воскресшего». Хотя по Евангелию от Иоанна мы видим, что в Свои последние часы общения с учениками Он старается им передать всё необходимое в наставлении веры. И если в тот момент была бы необходимость в буквальном или мистическом понимании, то уделить пару слов этому было не трудно.
Но Иисус говорит: «сие творите в Моё воспоминание». Иисус здесь к слову о Своем самопожертвовании – крестном подвиге, напоминает в целом о Своей личности. Потому что сама жизнь Его – Его дела, это «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Иоан 1:9). Сам Иисус и Его слово есть Божественная Благая Весть, Божественное Откровение, Свет веры… «Благодать и истина произошли через Иисуса Христа» (Иоан 1: 17).

Действие благодати при переживании искупительной смерти Господа Иисуса для каждого раза может быть различным.
Иной раз можно в совести своей чувствовать себя соучастником мирского зла и пробуждаться в страхе Божьем… Это духовное переживание, где присутствует и покаяние и исповедь и сокрушение. Но этот свет истины приносит надежду, ибо душа ощущает, что свет - это благо.
Иной раз, можно переживать истину Прощения… и соответствующую благодать в действии Святого Духа.
Другой раз, можно восхищаться нравственно преданностью Сына Божьего Отцовской воле… и получить адекватное общение Духа Святого.
И разве не от Бога будет переживание, когда христианин может (подобно радости Иоанна в «Откровении») в душе (духе) воскликнуть: «Ей, гряди Господи Иисусе»! Это и есть результат встречи с Христом.
Проникая в дух личности Христа через Его слово и жизнь, мы встречаемся с такой силою, с таким нравом и таким совершенством, где за всеми сердечными и сознательными чувствами мы просто попадаем в поклонение Богу «по духу и истине».
Здесь и покаяние, и исповедь - в пробуждении духа… И благодарность в прощении грехов и Божественного призвания…

И классическое откровение истинного Причастия – это переживание второго пришествия Иисуса Христа, как «сокровенную манну» (таинство). И это таинство есть уверенность в Призвании Бога именно через ожидание Господа Иисуса. И потому такая уверенность - что этим можно жить, в этом имеешь живую веру.
И не зря, видимо, Апостолы часто затрагивали тему Пришествия Христа. И по Откровению Иоанна, Иисус говорит: «Гряду скоро»…
«26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню ВОЗВЕЩАЕТЕ, ДОКОЛЕ ОН ПРИДЕТ».

Второй главный смысл таинства Причастия заключается в исполнении заповеди Иисуса.
Заповедь даётся, как наставление «душеполезное» и по причине Божественного промысла.
Также, в соблюдении которой приходит спасительная благодать и полнота Божьего благословения. «Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (К Римлянам 10:9,10).
Трапеза Господня, в сущности, есть служение веры и исповедания Иисуса Христа.

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».

«Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками».
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. 35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».
«Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине;
если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха».

Как верно истолковать этот аспект «очищения в Крови Иисуса», лично мне не открыто.
Но несомненно, когда мы идем в жизни путем Божьим, то Бог действует в нас Духом Святым, чтобы производить очищение и духовное преобразование. И в каком-то смысле Дух Святой есть Кровь Иисуса Христа.
Впрочем, можно точно сказать, что искреннее общение, «где двое или трое во имя Иисуса Христа» приносит освящающее действие Святого Духа в христианине. То есть, так можно буквально переживать Божественное освящение.
Главное, чтобы ничто нечистое не входило в собрание и общение во имя Христово.
А в отношении таинства причащения, наверное, Кровь Иисуса Христа очищает нас не потому, что мы именно «пьем» из чаши Причастия, а потому что имеем общение друг с другом во имя Иисуса Христа и пьем "в Его воспоминание, до коли Он придет". То есть, в этом свидетельствуем о Нем и этим являем Церковь, как истинное Тело Христово.

А если говорить уж действительно буквально и конкретно о Трапезе Господней, то это должно звучать так:
Господь Иисус, этот хлеб есть Тело Твоё, которое за нас предаётся. Мы вкушаем его в воспоминание о Твоём подвиге самопожертвования, о Твоих страданиях, о Твоей крестной смерти, и приобщаясь Телу Твоему, как христиане, посвящаем жизнь свою, чтобы нести каждый свой крест во имя Твоё.
Эта чаша есть новый завет в Твоей Крови, за нас проливаемая. Мы пьём из неё, чтобы нести миру Благую Весть, свидетельствовать о Тебе, составлять и являть свет Церкви Твоей Христовой в едином Теле. Аминь.

Если мы ещё не имеем полного посвящения, то чистосердечно исповедуем это перед истиной. И Господь, как говорится, даёт нам испытания по мере сил.

Воплощение и Искупление в свете Божественного промысла.

Ин 8,44: “он (дьявол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи”.
Сатана надеялся, что помешает замыслу Бога и человек во грехе не сможет жить вечно, потому что вечная жизнь предполагает совершенное творение. Сатана как бы показал, что человек сделал выбор в его пользу, и Бог теперь по истине и праведности не может оправдать Адама.
Но Творец, всё же, имеет право оправдать человека (и Свой замысел), если Он как Творец и Личность Сам облечется в человеческую плоть, Сам станет человеком и явит Свой нрав, Свою праведность, Свою силу и жизнь.
Творец являет Свой образ Отца (Свой замысел о призвании и славе человека) и Свой Дух Святой в Сыне единородном, где Сын, будучи Человеком, явится представителем человечества пред всеми Ангелами и всей Вселенной.
Итак, "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам...".
1Тим 3:16 фразу "Бог оправдал Себя в Духе" следует понимать, как "явил Свой замысел в явлении жизни и силы Духа, исполнил Своё пророческое обетование в явлении Духа, и оправдал человечество в выборе Божественной жизни через явление праведного Духа в Сыне Человеческом".
Сам сатана стал свидетелем того
Возгордившийся ангел сатана настолько не принимает во внимание статус Творца, что просмотрел даже юридический аспект оправдания человека. Не говоря уже о том, чтобы знать любовь Творца к своему Творению и предвидеть воплощение Святого Духа Творца и явление Богочеловека.
Ин 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
И поэтому "Бог не только явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам", но и "проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе".
Также и перед человечеством "Бог оправдал Себя в Духе", ибо сколько раз Бог открывал Свою волю в Пророках для человечества. И вот он оправдал Своё слово в Духе, и как выразился Иоанн Креститель "те, кто приняли Его (Иисуса Христа Сына Божьего) тем самым засвидетельствовали, что Бог истинен".

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную
(Иоан.3).

2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3. Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
(Послание к Евреям 12:2,3)

Когда мы смотрим на крест Иисуса Христа, тогда приходит избавление от яда греховного и ветхого человека. И неужели это легче и менее достойно, чем пригубить из чаши? Неужели это не может быть приобщением Телу Господнему?
И  «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» не есть ли суть таинство Вечери Господней, в котором имя Иисуса неотделимо от Его крестной смерти и страданий, воскресения и вознесения?!


Рецензии