Статья. Можно считать пусковыми?..

Экономия - стройка пятилетки

Навигация-77 вступила в свои права. И воротами, в которые она вошла в порт Архангельск, стала Экономия. Именно здесь ошвартовалось первое судно нынешней навигации - теплоход "Пионер Эстонии".
Расположенная почти при впадении Северной Двины в Белое море, Экономия самой природой создана быть воротами старейшего порта России. И это тоже способствовало принятию решения о реконструкции, расширении района порта Экономия.
Стройка эта, упомянутая в материалах XXV съезда КПСС, ведётся уже не первый год и втягивает на свою орбиту всё новые и новые объекты. Уже высится пятью этажами коробка первого жилого дома, индустриальной графикой расчертили северное небо стальные махины тыловых и причальных перегружателей и кранов, монтажники плетут на главной котельной гигантское кружево железобетонных перекрытий, освободилась от опалубки одна из насосных станций, скоро будут готовы подземные резервуары для воды, территорию порта опутала густая сеть железнодорожных путей, неприступными бастионами стоят бетонные причалы, протяжённость которых всё увеличивается. Шум большой стройки складывается из рокота множества машин, лязга металла, людских голосов.
А недавно к этому хору добавились ещё два непривычных для старой Экономии звука - перестук вагонных колёс на стыках рельсов и свист пара, пусть и временной, но достаточно мощной, котельной. По принятым во временную эксплуатацию железнодорожным путям с января идёт лес с заготовительных предприятий Карпогорской дороги для переработки на 25-м лесозаводе, были переброшены с района порта Бакарица грузы для геологов, поступают различные материалы для нужд самой стройки, а скоро пойдёт и соломбальская целлюлоза.
Пуск временной котельной позволил начать на важнейшем объекте стройки (блоке бытовых помещений) очередной этап работ - отделку. А значит, сдача этих помещений в срок стала реальностью.
Произошло и ещё одно важное событие - на Экономию переехал из города отдел капитального строительства Архангельского морского порта во главе с заместителем начальника порта по реконструкции грузового района Ю. Коряковским. Это, несомненно, способствовало более оперативному решению вопросов строительства, более чёткой его организации.
И тем не менее пуск блока бытовых в срок, как никогда, под угрозой срыва, а налаживающаяся чёткость в организации строительства с приближением весны может смениться хаосом. Над всеми наметившимися улучшениями висит дамоклов меч в образе одной из субподрядных организаций - специализированного строительно-монтажного поезда по водоснабжению (Водрем-53) треста Центротранстехмонтаж Министерства транспортного строительства.
Этой организации предстоит освоить в нынешнем году на реконструкции Экономии около четырехсот тысяч рублей. Цифра как цифра, скажет читатель. И действительно, в нашей стране, строящей БАМ, Атоммаш, сибирские энергетические гиганты, такой суммой человека не потрясти. Но вот ещё несколько цифр. Водрем-53 работает на Экономии пять лет и освоил за это время 530 тысяч рублей. Несложный арифметический подсчёт показывает, что сумму, выделенную на 1977 год, эта организация сможет освоить за... четыре года.
Последняя цифра будет ещё более удручающей, если вспомнить, что Водрем-53 все пять лет не справлялся с планом и не осваивал выделяемых по объектам Экономии средств даже тогда, когда их было восемьдесят тысяч рублей.
Печальный в данном случае парад цифр завершим суммой стоимости работ, которые должен произвести этот строительно-монтажный поезд на первой очереди реконструкции Экономии, - без малого два с половиной миллиона рублей. При сегодняшних темпах на освоение их Водрему-53 понадобится более двадцати лет...
Реконструкцию Экономии необходимо воспринимать как нечто целое. И как бы хорошо ни обстояли дела на отдельных её участках, если один из них отстаёт, наступит такой момент, когда весь организм стройки даст сбой, и стройку залихорадит, выбьет из графика. Тем более, когда дело касается подземных работ, а это именно то, чем занят Водрем-53.
Сейчас прокладка сетей и коммуникаций отстаёт от общего хода работ. Только из-за этого в прошлом году была сорвана сдача автомагистральной дороги, не делается никакого благоустройства, нет фронта работ по бетонированию грузовых площадок, нельзя прокладывать силовые кабели.
Водрему-53 надо шесть раз пересечь магистральную дорогу различными коммуникациями. И делать это надо сейчас, когда стоят морозы, чтобы можно было устроить нормальные объезды для транспорта. Если же эти работы затянуть, то сил, средств, времени на это понадобится в несколько раз больше. Кроме того, работы эти парализуют движение на автомагистрали, а это значит, в период навигации будет сорвана подача грузов на район.
Реконструкцию лихорадит. И в основном из-за плохой работы Водрема-53, из-за нежелания его руководства понять важность стройки.
Вернёмся к отделочникам. С пуском временной котельной они приступили к работам на блоке бытовых помещений. Пуск их в строй, как мы уже говорили, реальность этого года. Но и здесь всё зависит от Водрема-53. И вот почему. Здание нельзя будет сдать без канализации, которая должна быть подключена к коллектору. Его устройством занят Водрем-53. Сети канализации предстоит проложить между Экономией и 26-м лесозаводом. Здесь у Водрема дела идут удовлетворительно. Коллектор должен вступить в строй по плану (так записано в социалистических обязательствах города) в четвёртом квартале этого года. Но работы, которые должен вести Водрем-53 параллельно с этим объектом, - внутрипортовые сети водопровода, бытовая и ливневая канализация, - практически не ведутся. Дело в том, что этот объём под силу 6-8 экскаваторам, которые, к тому же, будут работать в две смены. А Водрем-53 располагает лишь тремя.
Время, ход реконструкции Экономии требуют усиления Водрема-53 техникой, людьми. Это понимает уже не только заказчик, но и генеральный подрядчик - трест "Севтрансстрой", руководители которого в начале этого года обратились в главк и в министерство с просьбой усилить Водрем-53, чтобы он перестал быть тормозом строительства. Если это сделать в ближайшее время, нужный ритм реконструкции Экономии будет установлен, и ряд объектов, в том числе и блок бытовых можно будет сдать уже в этом году.

На снимках: на устройстве четвёртого причала ведёт работы бригада мостоотряда №9 Н. Титова; идёт подготовка прокладки путей для тылового перегружателя.

Фото автора

Газета "Моряк Севера", Архангельск, №18 (6425), 1 марта 1977 г.


Рецензии