На тихой улице... 23. Нелирическое отступление

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

23. Нелирическое отступление

         «Храните деньги в сберегательной кассе!»
         Необъяснимая доверчивость
         О человеческих пороках, новых идеалах и модных брендах
         Фокус-покус


«ХРАНИТЕ ДЕНЬГИ В СБЕРЕГАТЕЛЬНОЙ КАССЕ!»

     Я полагаю, следует вспомнить, как жестоко были наказаны у нас те люди, которые жили не от зарплаты до зарплаты и в своё удовольствие, а придумывали себе какую-нибудь мечту и относили деньги в сберкассу или откладывали на чёрный день.

     Помните многообещающие плакаты советского времени: «Накопил и купил!», «Храните деньги в сберегательной кассе!»? Срочный вклад – это целых 3 % годовых, вроде хорошо, за 10 лет набежит 30 %, да ещё и проценты на проценты. Но на самом деле деньги на счету постоянно тают, а не хранятся, потому что многое потихоньку дорожает и дорожает, но это ещё не вполне осознаётся наивными мечтателями. Да и что они могут сделать, чтобы деньги не пропали? Валюту в советское время не продавали, а дома хранить деньги опасно. Очередь на машину ещё не подошла, на кооперативную квартиру накоплений не хватает – придётся подождать...

     Ну и что из этого вышло? Помните? В апреле 1991 года – разумеется, «в целях улучшения обеспечения населения» и «по просьбам трудящихся» – цены на промтовары увеличили в три раза, а потом всё понеслось, как в сказке, – чем дальше, тем страшнее. Главное, ничего было нельзя сделать, чтобы с трудом накопленные рубли не пропали. На стремительно обесценивающиеся деньги либо нечего купить (помните пустые полки?), либо купить есть что, но денег не хватает, ибо они уже ничего не стоят.

     Кто-то самый хитрый стал «владельцем заводов и пароходов», а кто-то отправился рыться в мусорных ящиках в поисках пустых бутылок. Это занятие по сей день кормит и поит немало народу. Теперь у нас сдают бутылки только «узкие специалисты», знающие, что, где и когда принимают. Остальным заниматься этим сложным делом себе дороже.



     Сейчас мы уже не помним, как у нас менялись цены и зарплаты. Память не в состоянии хранить этот позор советской экономики – и слава богу! За два года пропали все деньги граждан на вкладах, а Советский Союз «демократы» предусмотрительно развалили, чтобы никто не отвечал за этот грабёж.

     Конечно, всё не так просто, как я тут излагаю, но деньги-то пропали, и никто их не хочет возвращать! А ведь они куда-то были вложены или просто растрачены, каким-то счастливчикам построили на них квартиры, кто-то по дешёвке скупил те самые «заводы и пароходы», которые народ проектировал, строил и укреплял многолетним ударным трудом.

     Мне хочется, чтобы когда-нибудь кто-то из авторитетных писателей вроде Михаила Веллера написал для потомков правдивое душераздирающее произведение о том, куда делись деньги советских трудящихся (именно трудящихся), лежавшие на сберкнижках. Не такие уж большие состояния – у большинства вкладчиков имелось всего-то по тысяче или две, и лишь у самых бережливых и целеустремлённых – по пять–десять тысяч.

     Это были совсем небогатые люди, какие мечтали купить отечественную машину «Жигули» или построить кооперативную квартиру, не надеясь дождаться государственного жилья. Что же касается проницательных прохиндеев, то они, скорее всего, не потеряли своих сбережений, а успели приобрести недвижимость или обратить деньги в золото и валюту.

     Сколько жизненных планов разрушилось, скольким людям пришлось начинать с нуля, сколько добавилось пациентов у кардиологов и психиатров, сколько людей вообще не выдержали роковых потрясений... Где новый Гоголь, который опишет страдания маленького человека, ограбленного будто бы неизвестно кем и брошенного в болото дикого капитализма?

     Но за какие прегрешения? Что случилось? Не война ведь, не революция – вроде бы мирно строили мифический коммунизм, потом спохватились и собрались было перестраивать, и вдруг странное, фантастическое здание – семидесятилетний долгострой – неожиданно рассыпалось, как при сильном землетрясении...


НЕОБЪЯСНИМАЯ ДОВЕРЧИВОСТЬ

     Мне жаль моих покойных родителей, собравших немного денег на старость и всё потерявших в начале 90-х годов. Нет, они не голодали, и, судя по письмам, не слишком переживали. Эти деньги, всегда существовавшие отдельно от них, жили тайной финансовой жизнью, пересчитывались какими-то государственными хитрецами и в конце концов объявлялись обесценившимися.

     Эти деньги сразу же, как только были отданы в сберкассу «на хранение», отчуждались от моих родителей, становились уже не их собственными рублями, а чьими-то ещё, кто ими пользовался. То есть родители отдавали деньги государству сами, не предполагая, что назад их не получат.

     Странно, что и у других людей, видевших от советской власти множество «сюрпризов» – и Голодомор 1932–33 годов, и продуктовые карточки, и мизерные зарплаты, и бесплатный труд в колхозе, и несколько денежных реформ, – у этих людей не возникало желания на свои кровные рубли устроить свою жизнь лучше – комфортнее, сытнее, наряднее. В настоящем времени, а не когда-то потом.

     Казалось, они не знали, даже не догадывались, что деньги можно потратить на себя или на детей, пока на скромные сбережения не позарилось государство в лице ненасытных руководителей всех рангов, какие и раньше жили неплохо, а напоследок растащили по углам кто что мог – для своего светлого настоящего.

     Потом  в России начали выплачивать глубоким старикам якобы «компенсацию». Разумеется, некоторые особо бережливые люди сразу положили эти крохи в те же самые сберкассы, и в 1998 году их сожрал сочинённый и срежиссированный кем-то наверху дефолт. Чего только не изобретают революционеры, демократы и прочие радетели о собственном благе! Мы видим их несомненные успехи, рост их баснословных состояний, удачные браки их детей (миллион к миллиону). У них всё хорошо и даже лучше, чем прежде.


ФОКУС-ПОКУС
    
     Иногда хочется понять, как это случилось, что на протяжении двух десятилетий наши деньги обесценивались с такой скоростью, что их невозможно не то что накопить, но даже успеть воспользоваться ими, как они уже теряют свою покупательную способность. 

     В 1994 году произошла первая деноминация белорусского рубля. С купюр убрали один ноль и соответствующим образом пересчитали цены на товары и услуги. Всего через 5 лет белорусы стали миллионерами – к 1999 году в обращении уже находилась купюра номиналом 5 млн. рублей. Было принято решение о второй деноминации, и в 2000-й год страна вошла с новыми деньгами, лишенными еще трёх нулей.

     Если бы в Беларуси не провели две деноминации (всего убрали четыре нуля), то теперь, то есть в 2014 году, коробок спичек стоил бы не 250 рублей, а 2.500.000 рублей. Прописью: два миллиона пятьсот тысяч рублей! То есть если кто-то из вас был бы рублёвым миллионером до 1991 года (а кто-то ведь был богатым на самом деле!) и хранил бы деньги в сберегательной кассе, то не факт, что сегодня он смог бы приобрести за всё своё состояние коробок спичек. Впрочем, с учётом процентов на спички хватило бы.

     Напомню: раньше спички стоили 1 копейку. Сейчас такой же коробок стоит 250 рублей. Чтобы узнать, во сколько раз подорожали спички, прибавим к этой цифре два нуля (так как в рубле было 100 копеек) и вернём на место четыре нуля (две деноминации, убравшие с купюр соответственно 1 и 3 нуля). Получается, что в денежном выражении спички подорожали минимум в 250.000.000 раз (прописью: в двести пятьдесят миллионов раз).

     Можно сказать, что примерно во столько же раз обесценились деньги: сначала гордый советский рубль, а затем его преемник – белорусский «заяц». За державу обидно! И за себя, конечно, тоже...

     Проезд в общественном транспорте раньше стоил 5 копеек. В начале 2014 года в Минске – 3000 рублей. То есть его стоимость в цифрах выросла в 600.000.000 раз (с учётом двух деноминаций). А если считать относительно нынешних зарплат и пенсий, то проезд стоит примерно в три раза дороже, чем раньше, что тоже не сахар. А сахар, кстати, стоит сравнительно недорого, то есть даже на небольшую зарплату сейчас его можно купить 200 кг, а при советской власти – только 100.

     Так что сладкую жизнь никто не отменял. Но ведь сахара много не съешь, да и диабет, как известно, не лечится, «это образ жизни» – так успокаивают диабетиков. Однако многие беспечные люди очень любят сладкое и с ужасом вспоминают то время, когда сахар давали по талонам, по одному килограмму в месяц на человека. Периодические перебои с «белой смертью», если и случаются, объясняются ажиотажным спросом в период любимого женского занятия – варки варенья. Как говорится, «шерше ля фам!» – ищите женщину, то есть во всём виновата она, кто же ещё!


О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОРОКАХ, НОВЫХ ИДЕАЛАХ И МОДНЫХ БРЕНДАХ

     Все усилия русских писателей 19-го века, обличавших купечество, дворянство, бездуховное духовенство, царизм, капитализм, алкоголизм, пристрастие к картёжной игре, воровство и другие отрицательные явления и человеческие пороки, кажутся мне не только напрасными, но и преждевременными. Тогда жизнь текла медленно, ничего не менялось и не искоренялось, зато после революции такое началось... Нехорошие явления безжалостно уничтожались вместе с их носителями, но человеческие пороки, как выяснилось, никуда не делись! Как люди пили, так и пьют; как воровали, так и воруют.

     А в 90-х годах сумбурного 20-го века появились и новые купцы, и капиталисты, и даже новые пороки. Словно кому-то показался недостаточным классический перечень смертных грехов, да и прегрешений, видимо, не хватало для актуального ассортимента. Как бы сейчас пригодился талант великих русских писателей! А их авторитет и влияние на человеческие души – это несбыточная мечта современных литераторов. С такими тиражами, как сейчас, мало кого можно расшевелить.

     Современные писатели почти не влияют на сознание и души компьютеризированных и «мобилизированных» людей или влияют отрицательно. Например, популярная писательница с Рублёвки Оксана Робски практически во всех своих романах с нежностью и любовью прославляет пустую жизнь пресыщенной московской тусовки. Она с сочувствием и пониманием описывает проблемы наркоманов («День счастья – завтра»), трудности людей, стремящихся к власти, и разнообразные способы потратить деньги («Casual» и другие романы). При этом она констатирует факт морального разложения отрицательных героев, от которого они, впрочем, не умирают – по крайней мере, на территории романа.

     А её положительные герои как-то не впечатляют – просто на фоне подлецов и преступников они кажутся довольно приличными людьми. Впрочем, слово «герои» не вполне подходит для современной литературы, поскольку уже давно произошла её дегероизация (это убедительно доказал М. Веллер в книге «Перпендикуляр»).

     Конечно, и сейчас многие российские писатели описывают различные пороки современного общества, но порой создаётся впечатление, что это отнюдь не обличение пороков, а прямо-таки руководство к действию. Хорошо (то есть богато) в книгах живут только мошенники, преступники, торговцы, большие начальники и олигархи – что, в общем-то, одно и то же. Вот такой синонимический ряд.

     Что касается устремлений и идеалов нынешней молодёжи – полистайте многочисленные гламурные журналы, поинтересуйтесь ценами на рекламируемые в них товары. А вам слабо купить часики за 8.351.900 российских рублей? Ну и не переживайте, если у вас не хватает денег: на циферблате даже цифр нет – одни только бриллианты. А вот часы с цифрами гораздо дешевле – в пределах миллиона. Есть дамские сумочки из крокодиловой кожи по 698.000 рублей, но есть и недорогие, по 66.000 рублей – это я просто наугад посмотрела. Причём это не какие-нибудь китайские подделки, а настоящие фирменные вещи.

     Модный бренд сам по себе дорогой – это вопрос профессиональной чести модельера и престижа покупателя. А хищного крокодила, как вы понимаете, надо сначала выследить и поймать, причём с риском для жизни охотников, а потом предстоит столько возни со шкурой! Она ведь страшная, корявая, бурого цвета – представьте, сколько сил придётся затратить, чтобы сделать из неё нежную розовую сумочку! И всем труженикам, причастным к этому волшебному превращению, нужно что-то заработать, а хозяевам и торговцам – заработать побольше, иначе они вообще не захотят снабжать привередливых богатых дам предметами роскоши. Поэтому и стоит сумочка 698.000 рублей, то есть всего-то около 23.000 долларов.

     Если кому-то интересно, как выглядит эта немыслимая роскошь, посмотрите журналы «InStyle, «Vogue» или любой другой глянцевый журнал – все они изданы замечательно, прямо как художественные альбомы. И вещи в них выглядят, как произведения искусства. Только вот никакого отношения к нашей жизни не имеют.

     Как видите, у кого-то денег настолько много, что для их жён или прекрасных дам привозят «из самого города Парижа» вот такие часики и сумочки. И этот пир во время чумы происходит в России, где есть безработные родители, беспризорные дети, безответные бомжи и безнадёжные больные, у которых нет денег на платные операции. А когда по телевизору показывают внутреннее устройство разваливающихся бараков, в которых живут семьи с малыми детьми (естественно, в тесноте, в одной комнате), и, что самое страшное, плесневые санузлы, – очевидно, что ради такого убогого существования категорически не стоило делать революцию, уничтожать миллионы якобы врагов народа и СТО ЛЕТ – подумать только! – дурить людям головы надоевшей сказкой о светлом будущем. Вот кто довёл людей до такой жизни – они и есть настоящие враги народа!

2014 год


     P.S. Время идёт быстро, и я решила дополнить эту главу новыми цифрами, связанными с третьей деноминацией.

     «4 ноября 2015 года Указом Президента Республики Беларусь принято решение о проведении деноминации национальной валюты. Деноминация в Беларуси была проведена 1 июля 2016 года, при этом текущие 10 тысяч белорусских рублей приравнены к 1 белорусскому рублю нового образца. Соответственно и цены на товары после деноминации потеряли 4 нуля к текущим ценам.

     После деноминации белорусский рубль уменьшился сразу в 10 000 раз, а находящиеся в обращении банкноты образца 2000 года постепенно заменяются на банкноты и монеты образца 2009 года. Так, 100 рублей – самый низкий номинал банкноты, будет заменен на самый низкий номинал нового денежного образца – 1 копейку».*

     В результате деньги стали похожи на настоящие, то есть на советские рубли, только примерно в два раза скромнее по покупательной способности. Но всё же пользоваться новыми рублями удобнее, чем прежними дутыми миллионами. А вот цены... К некоторым привыкнуть невозможно, особенно в сфере платной медицины. Да и бытовые услуги, автосервис, бензин – явно не по нашим доходам, хотя машин на дорогах прибавляется с каждым годом.

____________________________________

* Из статьи «Деноминация»:
http://myfin.by/info/denominaciya


Продолжение:

http://www.proza.ru/2014/02/09/1927


Рецензии