Целитель голос

       Как говорил Бетховен «Люди обретают радость, проходя через великие страдания. Главное - это воспламененная душа гения, которая хочет поделиться своими открытиями, своей любовью, вечностью и красотой. Именно в этом заключается смысл жизни и смысл искусства: погружаясь в мир прекрасного, человек развивается и растет.


         Центр реабилитации инвалидов


             Получив предложение работать в Центре социальной реабилитации инвалидов руководителем вокальной студии, я приняла его с большим волнением, поняв, что это не столько работа, сколько высшая миссия служения людям. Не смотря на свой многолетний опыт работы в Институте Культуры, я первое время пребывала в растерянности. Как можно научить слышать звуки человека, не имеющего ушных раковин? Или научить петь того, кто и говорит-то с трудом. Но инвалиды, считавшиеся в обществе неполноценными, раскрыли грани своих талантов с удивительной быстротой. А ведь на самом деле ничего необычайного и сверхъестественного здесь нет. Голос - это сила, красивая и естественна, данная нам от Природы. Одной из причин недостаточной популяризации пения является возрастающая механизация будней. Наше обычное сегодня – акустический мусор, пассивно прослушиваемый с экранов телевизоров. Многие боятся петь. У них был отрицательный опыт в детстве или им сказали, что они не могут петь. Но это неверно – кто может говорить – тот может и петь. В чем же причина, что голос у многих не звучит? Причина эта, как правило, живет в детстве.

                Все мы родом из детства


Мы живем в обществе, в котором принято скрывать свои чувства. Сильное проявление чувств недопустимо – привлекает к себе внимание. Типичная ситуация – ребенок кричит в общественном месте. Если кричит – значит, выражает свои чувства голосом. Неважно какие – отрицательные, положительные. Самая распространенная реакция на это – запрет в самой жесткой форме! С угрозами отдать милиционеру или дяде. Для малыша такая угроза более, чем серьезна, и не столько для души, сколько для тела. Таким образом, тело учится блокировать импульсы, возникают хронические напряжения, которые и являются причиной того, что голос перестает звучать.
Чувства, зажатые в теле – огромнейший энергетический потенциал. Ведь чувства это топливо всей нашей жизни, всех ее достижений и движений в ней. Самое важное – это снять запрет на звучание, на выражение себя голосом – означает сказать потоку жизни «ДА», открыть для себя дорогу, позволить себе быть и жить. И такая позиция актуальна  не только для инвалидов, ограниченных в движении и общении, запертых в четырех стенах. Мы все, по сути, ограничены в пространстве – дом-работа-дом. Открытый, освобожденный голос – это выражение души, открытие сердца.
Миссия выполнима
А как быть тем, кого признали неполноценным? Закрыться в четырех стенах и похоронить себя в них? Нет – я считаю, что надо добиваться всего самому - и работать, работать! Чудо – это результат каждодневного преодоления. Когда я впервые предложила инвалидам участвовать в вокальных конкурсах, меня никто не понял. Как не профессиональные исполнители, которые не могут ходить, видеть, говорят с трудом, могут участвовать наравне с подготовленными артистами?
Подавая заявку на участие в конкурсе, мы не обозначаем, что участник инвалид. Никто об этом даже не догадывается. Продумываем образ, сценическую постановку. Например, Александр Марченко – передвигается только на костылях. Мы посадили его на сцене за стол, на котором стоял шикарный букет, инсценируя песню «Букет белых роз». Открылся занавес, Александр исполнил песню – занавес закрылся. В результате – триумф - Первое место.
Мои воспитанники-инвалиды – не считают пение увлечением, это для них профессия, Работа. А победы и дипломы лауреатов – не более, чем приятный бонус, за проявленное мужество.


             «Ты особенный, раз остался жить»


Николай Марюхов – еще один из моих талантливых учеников - инвалид детства, яркий пример победы человека над стереотипами. После пережитого им, не то, что на сцене выступать – из дома выйти не каждый захочет. Когда Николаю было 9 лет, когда у него в руках взорвался примус - 72% ожогов лица тела, рук. Еще и вдохнул горящие пары керосина – получил повреждение легких. Сегодня Николаю 26 лет, он ведет более активную жизнь, чем многие его ровесники. Сейчас он сам расскажет свой путь преодоления: «Я сколько себя помню, всегда напевал что-нибудь, стихи сочинял, любил музыку. А после того страшного случая, год не ходил еле выжил и только благодаря матери. А нас 4 брата в семье, можете себе представить, что ей довелось пережить. Она сутками не отходила от меня в больнице. Сама мыла меня в стиральном порошке (чтоб ожоги не гноились – боль неимоверная, но способ эффективный), стирала белье в хлорке, никому не доверяла уход за мной кормила, поила. Купала в травах. Болело все тело, потому что с ног срезали кожу для пересадки. Я перенес бесчисленное количество операций, делаю их до сих пор каждый год. Один раз десять дней пролежал в коме – слышал все, что говорят вокруг, но ничего сделать не мог. И тут голос врача «Николай! Если слышишь меня, сожми мою руку». Так он вывел меня из комы, и мы какое-то время общались через пожатие руки. Мама всегда повторяла мне – «ты особенный, раз остался жить – борись!».
Братья, аж ревновать маму ко мне начали, что это она все с Колей возиться. Наглость и упрямство помогли мне преодолеть немощь. Первый раз я встал – мама не слышала, что в дверь звонят. Потом снова, хочу переключить телевизор, пульт далеко лежит, думаю «Что, не смогу что ли? Я смогу!». Так постепенно и начал двигаться. Ходил в бассейн, тренировал обожженные легкие – задерживал дыхание под водой на время.      
         После физического преодоления последствий, надо было преодолеть еще и психологические барьеры.
До 16 лет вел затворнический образ жизни, все переживал – неужели так и просижу всю жизнь? Не сразу, постепенно, шло преодоление. Поначалу боролся со стеснением подойти спросить что-нибудь на улице. Но характер оказался сильнее. Чтоб научиться не замыкаться в себе, уезжал из дома надолго, путешествовал, знакомился с разными людьми.
Когда старший брат ушел в армию, мне досталась его новая гитара. Начал играть простые аккорды, собирались с ребятами во дворе, разучивали новые песни, сочинял свои. Устроился работать в бар, пел под гитару. Как часто бывает – успех – дело случая. В нашем баре отдыхала компания. Подошел ко мне мужчина, предложил петь в его ресторане. Протянул сумму денег – купи себе красивой, модной одежды, приходи.

      Я по-быстрому прикупил себе то, да се и туда. В ресторане надо мной поработала хореограф, стилистически отшлифовав мои сценические движения и мой образ. До этого я только сидел на стуле с гитарой. Однажды на празднике дня города, мои друзья спрашивают меня «Почему бы тебе не поучиться в институте на вокальном отделении?» Я к тому времени уже заканчивал второй техникум. «Да как то не знаю, может быть!» - отвечал я им. «Вот если бы кто подтолкнул». На следующий день друзья погрузили меня в машину и отвезли в приемную комиссию. Так судьба моя была решена. Всегда хотел не только заниматься вокалом, но и записывать свои песни на диски, делать это профессионально.

     В институте я и познакомился в Еленой Валериановной. Как то в аудитории, она мимоходом протягивает мне магнитофон – «на, подержи». Я ей – «вокалисты микрофон держат, а не магнитофон». Елена Валериановна удивилась – «А ты еще и поешь?». Так и началось наше с ней совместное творчество. Я и в ноты первое время не попадал, знать не знал нотной грамоты, подражал исполнителям, как мог. Пытался «шланговать», но Елена Валериановна спуску не давала. Над каждой нотой приходилось работать часами, над каждой фразой. Ругала, чтоб горло берег, не бегал без шарфа. Результаты не заставили себя ждать, среди моих наград и дипломы и кубки победителя в международных конкурсах «Бегущие по волнам», «Ялтинский берег», «Серебряный ветер» и многих других. Сейчас планов громадье – летом поеду работать с детьми в оздоровительный лагерь, буду с ними и вокалом заниматься и театрализованные постановки делать, с детьми весело! В институте осваиваю профессию звукорежиссера, хочу научиться подключать звук, свет, писать сценарии, чтоб ставить свои мюзиклы. Поистине – творчество это деятельность без границ».


           Работать – нельзя сдаваться


        В институте, в классе эстрадного пения, студенты в процессе обучения выступают перед аудиторией на зачетах, экзаменах, открытых концертах. У Николая такой возможности не было. А ведь одним из самых существенных моментов является поведение поющего на сцене, его сценическое самочувствие, степень волнения на эстраде. Волнение, выйдя за рамки контроля, может вызвать скованность всего тела, возбудимость, суетливость. Такое волнение может уничтожить всю предварительную работу педагога в классе, а в результате – провал на сцене, нежелание продолжать концертную деятельность. Иногда исполнитель жалуется, что у него пропало всякое желание к творчеству, что ему стало все безразлично и хочется лишь одного – чтоб все оставили его в покое.
        Вокальное исполнительство – это обмен эмоциями со зрителями и рассчитано на эмоциональное восприятие. Занятия в атмосфере спокойствия, благожелательности, оптимизма, внушения уверенности в своих силах даст более быстрые положительные результаты, чем окрики и командный тон. Нужна творческая атмосфера, видение учащегося себя со стороны. Николай почувствовал, что певческая деятельность улучшила возможности его организма, сделала его более выносливым, работоспособным.
        Только этапное преодоление может дать настоящие результаты. Я на каждом занятии внушаю ученикам, что каждое выступление его на сцене – праздник, эстетическое наслаждение. Певец должен представлять себе, что результаты его профессиональной деятельности служат примером для других и он несет общественную ответственность за то, чему научился у педагога.
Именно любовь к сцене, эстетическое наслаждение, получаемое исполнителем, от пребывания на ней и помогает преодолеть, в конечном счете, разрушительную силу не только эстрадного волнения, но и комплекса неполноценности инвалида.

            ВОКАЛОТЕРАПИЯ

     На сегодняшний день существуют множество многообразных оздоровительных методик, направленных на укрепление здоровья. Вокалотерапия - это не только овладение техникой пения, но и способ лечебно-оздоровительного воздействия, активации защитных функций организма. Иными словами – это лечение пением, пение для здоровья. Методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей, улучшает самочувствие онкологических больных.
Доктор звук
Когда человек говорит или поет, до 85% звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы (поглощается ими) и только 15% идут во внешнюю среду. Вот почему говорят, ругаться вредно, этим вы убиваете, прежде всего, себя.
       К примеру, оперные певцы, как правило, долгожители и обладают отменным здоровьем. Лемешев дожил до 76 лет, имея всего одно легкое. До почтенных лет дожили также Козловский и Михайлов. О Михайлове в Большом Театре ходили легенды. Он распахивал окна даже в 30 градусный мороз, не слушая тех, кто боялся простудить свои голоса -  и хоть бы что! Практически не болел.
На Руси даже существовал такой способ излечения больных. Занедужившего сажали в круг так, чтоб человек оказывался в центре звукового воздействия и водили вокруг него хороводы с песнями. Если, болезнь в самом деле, являлась сбоем нормальных внутренних биоритмов, то песня и пение – очень сильный лекарь.
В настоящее время не составляет труда приобрести диски с классическими произведениями или скачать их в интернете совершенно бесплатно. Если вы не умеете пользоваться интернетом, можно попросить об этом знакомых и близких людей.
Достаточно набрать в любой поисковой системе название произведения и автора. Потратив час, на поиски и запись диска с нужными произведениями, вы существенно облегчите свое состояние, если почувствуете недомогание. Ежедневное прослушивание красивой музыки и подпевание в такт, постепенно войдет в привычку и вам непременно захочется расширить свою фонотеку все новыми и новыми классическим произведениями.
      Особенно рекомендую пропевать вокализы. Это короткие распевки с произношением звуков и звукосочетаний. Выбирайте наиболее понравившиеся, созвучные вашему внутреннему состоянию. Даже если нет возможности поиска в Интернете, занимайтесь самостоятельно, пойте звуки на здоровье, придумывая свои мелодии, это очень увлекательно и что немаловажно – полезно для здоровья.
• При заложенности носа – петь звук «И». Заодно этот звук лечит глаза и уши, способствует интенсивному кровообращению.
• Звук «А» снимает спазмы, благоприятно действует на сердце, грудную клетку и желчный пузырь.
• Звук «О» лечит поджелудочную железу, усиливает кровоснабжение сердца.
• Звук «Ы» при дыхательных заболеваниях.
• Звук «Э» Активизирует область шеи и горла. Помогает работе головного мозга. Не потому ли люди экают ЭЭЭЭ, подыскивая нужное слово в разговоре?
• «Ш» - для больной печени
• «Х» - сбрасывает отрицательную энергию, направляет ее прочь от человека. Как это знакомо! – по русски! Послать всех на звук «Х», зато полезно и культурно!
• Звукосочетания ОМ – снижает кровяное давление
• УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
Чтоб не навредить себе, следует очень ответственно (как, впрочем, и при любом другом лечении) и внимательно относиться к тому, что вы делаете. Прислушивайтесь к собственным ощущениям, ведь неправильно взятая нота режет слух, это очевидно, что пользы она не принесет.
• Сердечно-сосудистую систему, в том числе и кровяное давление приведет в норму «Свадебный марш» Мендельсона (не только у брачующихся). прослушивание русских народных песен и самостоятельное исполнение их. Звукосочетания - АЙ, ПА – снижают боли в сердце
• Желудочно-кишечный тракт с радостью воспримет сонату №7 Бетховена.
• Боли, в том числе и головные, уменьшают прослушивание полонеза Огинского, «Венгерской рапсодии» Листа, «Фиделио» Бетховена.
• Повышенную раздражительность и агрессивность снимают «Лунная соната» Бетховена
• Бессонница и депрессия – «Реквием» Моцарта благоприятно воздействует на людей, находящихся в тоске и печали
• Облегчает течение эпилепсии музыка Моцарта
• «Аве Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена, «Лебедь» Сен-Санса, «Метель» Свиридова помогут в лечении алкоголизма и курения.
Пораженный болезнью человек должен собрать все свои силы, и окружающий мир даст ему множество возможностей для того, чтобы, двигаясь постепенно, он мог преодолеть свою проблему.
   

     Концертмейстер кафедры эстрадного оркестра и ансамбля Белгородского Института Культуры и Искусств   Долженко Елена Валериановна


Рецензии