Человек и раб

Известный тезис предупреждает: "труд делает из обезьяны человека".

Выходит, что наиболее человечны – рабы? Те самые, что "не мы"? Власть имущие же скатываются назад, к обезьянам?

Весь прогресс общества кверху ногами? Чем выше попадаешь, тем меньше трудишься. Говорят, что трудишься умственно. Однако же, система устроена так, что лишь хитришь и выживаешь, превращаясь в бессовестного бабуина. А те самые рабы, оставленные без хозяев по-человечески, становятся человечнее хозяев.

Вот вам и ответ на вопрос: как именно менять систему, какой принцип должен быть в её основе. А такой, что человек должен оставаться человеком. Система должна ему помогать развивать человеческие качества. Человечество, породившее систему, пропустило в систему вирус, который превратил всю систему в параллельную "реальность" и проводник вреда человеку, отодвинув положительную организационную функцию системы на задний план. Этот вред зашёл так далеко, что вовсе не каждый человек сегодня сможет вам сказать: а что же делает человека человеком. Может быть, как раз без морали не обошлось?

Что же делает человека человеком, относительно раба? Моя версия. О таком не скажешь на научном языке. Кто этого не понял, тот потерял важную составляющую своей жизни. А потому я буду говорить образными сравнениями и аналогиями, как в притчах. Интуитивно понятным языком, а не научным. И буду говорить от души. Той самой, о которой столько сказано. Мне представляется, что человеком быть труднее, а рабом - проще и комфортнее. Это когда уже раба "сделали". Поначалу всякий нормальный человек будет сопротивляться, понимая, что теряет. А потому первыми рабами всегда будут ущербные. У человека другое качество жизни, чем у раба, в терминах душевных переживаний. Другое качество ощущений от жизни. Это как настоящая любовь (человек) и онанизм с порнографией (недоразвитость, слабость). Впрочем, сравнение недостаточно сильное, так как у слабого ещё есть шанс, а вот у раба с этим похуже. Рабство больше напоминает хитрую хирургическую операцию по удалению души. Может быть, если надеть себе на голову мешок, сквозь который всё ещё что-то видно, и походить так день-другой, тогда станет чуть понятнее. Если заткнуть уши ватой, сквозь которую что-то ещё слышно, но уже совсем почти ничего "лишнего". Может быть, если, обернувшись в водолазный костюм, пожить так недельку, то станет немного понятнее, о чём я. Или если вколоть себе в язык обезболивающее, а потом поесть любимое блюдо, может быть, так будет яснее? Как это пояснить доступно? Впрочем, тому, кто не желает слышать, уже мало что поможет.

Нет человека без души. А душа - такая тонкая вещь, которая мало поддаётся определениям научным. Ибо наша "наука" содержит ряд ограничений, не допускающих туда ничего, что от души. Аналитический подход вкупе с "научным" недоверием к фактам душевной жизни убивают, расчленяют то, что важно для души, высасывают из этого жизнь, обезображивают, надевая на наш разум мешок, затыкая уши разума ватой, оборачивая разум в резину, вкалывая разуму обезболивающее, и так далее.

Не зря говорят, что голос совести обычно очень тихий. Понимание своей души требует созерцательности, желания и умения душу услышать, и доверия к ней. Удивительно, как сильно мы доверяем внешним "фактам", и как игнорируем, по-обезьяньи насмехаясь, факты своей души (у кого она ещё есть). Стадный инстинкт подминает под себя самостоятельное мышление. Если нет доверия своей душе - нет человека.

Ключевыми в формировании человека, помимо, разумеется, любви, мне видятся правильный менталитет, ответственность, самоуважение, сознательность, приводящие к зрелости, полноценности, адекватности, объективности.

Разумеется, мне приходится говорить идеалистически, упрощённо, из-за желания кратко и доступно пояснить основную мысль. Меня нельзя понимать буквально, есть множество нюансов.

Однако же, нюанс доверия к себе видится мне настолько важным, что я говорю о нём отдельно и чуть больше. Без этого доверия к себе, к своей душе, без прислушивания к ней, не может быть человека. Так я вижу. Не значит, что все душевные движения следует немедленно отрабатывать в окружающее. Важнее пропускать их сквозь разум, а не игнорировать. Этот загадочный союз души и разума, вот где требуется работа институтов. Быть может, разум - это некий резец, с помощью которого, из материала собственной души, мы создаём свой неповторимый образ, который будет существовать в вечности? Только какой же толк от резца без материала? Оба важны. Впрочем, душа - больше, чем материал, не так ли? И даже больше, чем орган (встречаются и такие сравнения). Может быть, душа - действительно то, что дано от Бога, крохотная частица особого качества, дающая возможность получать божественное, связь с Богом, канал и путь? Те, кто отрицают это в себе, обрекают себя на ад для души ещё при жизни тела, как бы сладка жизнь ни была жизнь телесная, - пустота в душе, которую приходится заглушать всевозможными извращениями, вовлекая всё больше жертв. Понятно, на уровне собственных ощущений, одно: вот где нужно внимание, сбор данных, вот где приоритет, вот вокруг чего должна строиться общественная система, а не вокруг лишь материального достатка (необходимость которого я не стремлюсь отрицать, хотя бы по объективным климатическим причинам).

Удивительно и желание людей всё упрощать до уродливой, ущербной примитивности. Например, выражение "труд делает человека человеком" многие понимают буквально. Мол - бездумно трудись на так называемое некое благо общества, и ты - человек. Такой труд отупляет. Оттуда недалеко до рабства. Труд должен удовлетворять и душу, а не только общественные потребности. Такое примитивное понимание создаёт условия для то ли глупого фанатизма, то ли продажи своей души. Что и происходит. Люди трудятся ради денег или внушённых идеалов, а, когда-то живая, душа отмирает. Происходит превращение в рабов или марионеток.

Душа и тело едины, пока тело живёт. Это факт. Реализованность человека - то, что определяет, насколько он будет счастлив. Упрощённо говоря, одним из условий реализованности является возможность протекания из души в окружающее определённого количества энергии в единицу времени. (Жизнь - это движение, а промедление смерти подобно). Если характер душевной жизни неблагоприятный (много барьеров на пути протекания энергии), то жизнь человека становится напряжённой, ему становится трудно (очень трудно, почти невозможно) контролировать поток, который может его захлестнуть или сделать больно в тех местах, где течение потока затруднено. Такой человек может стать тем, что называется сумасшедший, душевнобольной. Такой человек, грубо говоря, может стать рабом своих страстей. Чтобы облегчить свои внутренние страдания, чтобы выплеснуть свою энергию ему одному необходимым способом, такой человек может пойти на преступление. Это ещё не раб в рамках интуитивного определения, данного выше, но уже видно и понятно, что таким существом можно управлять, сводя его с ума. Такой человек будет терзаться от мучений, а, облегчив их, будет терзаться муками совести. В какой-то момент, такой человек может так износиться, что посчитает возможным погубить душу и стать рабом (алкоголиком, наркоманом), чем страдать так дальше. Такого человека можно понять и даже простить (не означает, что терпеть, такие люди должны быть изолированы от современного общества, так как им необходима специализированная помощь; впрочем, в идеальном обществе, возможно, такая изоляция не потребуется, ввиду идеальности общества). Чего прощать нельзя, так это деятельности тех, кто хорошо понимает, какие факторы общественного устройства неизбежно приводят к статистически устойчивому проценту таких больных, - и ничего не хотят менять, а то ещё и специально так делают, чтобы были рабы, чтобы были чудовища, чтобы человек боялся человека, а не любил. Тот самый бизнес, которым так многие хотят заниматься, и делает из человеков особых чудовищ, моральных уродов, желающих рабства ближнему своему.

Реализованность человека подразумевает максимальную задействованность его тела и души, давая им развиваться, а не угнетая их. Поэтому творческий труд, максимально вовлекающий человека - его душу и тело, и есть необходимое условие достижения счастья, а также неотъемлемое условие здоровья. Именно вокруг этого принципа должна строиться любая общественная система. Но не вокруг него одного. Необходимо также понимание правильного менталитета.

Правильный менталитет подразумевает ориентацию на такие ценности, которые способствуют развитию, здоровью и счастью души и тела - человека, и общества людей. Это живые ценности, которые в книге, в готовом виде, не отыщешь. А если они, где-то, и есть, то, встретив их в тексте, можно и не понять, не оценить, потому, что к этому нужно придти посредством жизненного пути. Невозможно что-то прочесть, и от этого просветлеть на все 100%, даже если это будет истина в словах. Для того, чтобы истину узнать, необходимо до неё развиться, найти ценности постепенно, очистив их от грязи рабства. Эти ценности, похоже, были, во многом, утрачены. Их ещё можно вернуть, по крупице. Если начать слушать свою душу и делать такие жизненные шаги, которые душу не губят, а дают ей жить и развиваться.


Рецензии
Все вроде бы верно и логично.
Только не совпадает с некоторыми религиозными установками?
Однако Истина и путь к ней известны издавна.
Впрочем,видимо, не всем оно нужно:)

Алеф Нун   16.11.2016 00:01     Заявить о нарушении
Не у каждого есть сила. Человек - слаб.

Созерцист   05.01.2017 21:08   Заявить о нарушении
Сила дана каждому.
Надо поискать:)

Алеф Нун   05.01.2017 23:20   Заявить о нарушении