Лицо

 24.12.13г. Ю.Морозов2.
 
                Лицо.
 
 
            Жизнь человека имеет смысл до тех пор,пока она 
            вносит смысл в жизни других людей с помощью   
            любви, дружбы, сострадания и протеста против
            несправедливости.
                Симона де Бовуар.
 
 
       Алексей Петрович возвращался с работы домой со второй смены, как всегда поздно вечером на метро. В это время пассажиров обычно мало и в вагоне почти все сидят на своих местах. Вторая смена ему нравилась тем, что как днём на работу, так и  поздно вечером с работы, поток людей был сравнительно небольшим и поездки его совершенно не утомляли. Он сидел и рассеянно смотрел на сидящих напротив него отдыхающим взглядом, отвлечённо и безразлично. Так он ездит более десятка лет и особенно не припоминал и не отмечал, кто бы мог остановить и задержать на себе его взгляд, не смотря на то, что мимо проходят тысячи людей. Впрочем, каждый занят своим делом. Раньше многие, чуть ли не поголовно читали газеты,журналы и книги, стоя  или сидя. Сейчас сосредоточенно смотрят в различные  экраны - телефонов, смартфонов, играют и читают, посылают  SMS. Опять читают, но теперь уже электронные книги, или сидят молча в наушниках  с отсутствующим взглядом под гипнозом мелодий, или шепчут - разговаривают с помощью гарнитуры. Редко, уже без наушников, с напряжением, чуть ли ни кричат в родной сотовый телефон, но не долго. Мешает шум, метро - есть метро. Редко, очень редко, только те кто едет парами, разговаривают без современных электронных  приборов  по- человечески, рот в ухо, но  и то стараются это делать  на коротких остановках. У кого нет электроники -  уши в основном заняты шумом, а глаза волей - неволей скользят по сидящим напротив. Так бы Алексей Петрович и доехал вполне обычно до своей остановки, если бы вдруг его внимание не привлекло лицо одной девушки, которая сидела немного наискосок как- то свободно, необычно, немного развалившись. Устала? Тёмная,  лёгкая, короткая расстёгнутая  куртка, тёмное, короткое платье до середины красивых бедер, тёмные капроновые чулки, сапоги. На шее намотанный шарф. Обычная будничная одежда поздней осени, на голове какая-то шапочка. Она смотрела перед собой,  ничем  не  занятая,  не читала, не слушала, не говорила...  Казалось, что её мысли   где-то далеко, далеко...Лицо. У неё, как заметил Алексей Петрович, одновременно и детское и взрослое лицо, немного смуглое, может быть от сохранившегося загара, а может быть это её естественный цвет. Его сразу  привлекло выражение задумчивости, с мучительным решением какой-то задачи, или сожаления о чём-то неприятно происшедшем, грустном, тяжёлом, возможно трагическом, таком, что необходимо как-то пережить, лучше забыть... Задумчивое, погружённое в себя  страдание … Носогубные    складки, совершенно неуместные,  усиливали, подчёркивали её состояние, состояние тяжёлого взрослого переживания. Если бы не они, не эта сосредоточенность на грусти, то  проглядывалось такое хорошенькое, милое, детское лицо!   Она поправила складку платья  на слегка выступающем животике, всё расправилось и  приобрело  обычный, гладкий  вид. Сочетание детского  и  взрослого, совмещение и переход из одного состояния в другое. Считается, что  глаза - зеркало души, это верно,  а лицо разве не зеркало души? А что можно сказать о её глазах? Совсем не много. Они только сосредоточенны, устремлены  в даль, с отсутствием присутствия, если так можно выразиться. Они не огромны, не бездонны...Небольшие, тёмные глаза. Только дополнение к переживаниям на её лице. Все эти ощущения и определения  быстро обозначались у Алексея Петровича под шум и стук непрерывного движения, которого он почти  не замечал. У него появилось странное, непреодолимое  желание заговорить с этой незнакомкой. Её состояние подействовало на него таким образом, что он почувствовал какое-то  совершенно необъяснимое притяжение  к  ней. Что за наваждение! Никогда и нигде, ни с какими незнакомками такого желания с ним  не возникало! Но почему именно к ней? На него нашла небольшая лихорадка. Поезд остановился, надо выходить. Девушка встала раньше него, следовательно они выходят вместе. Она легко и быстро шла впереди, а он тяжеловато и медленно шёл позади, но не отставал. Притяжение не отпускало, не проходило. С чего начать? Опыта никакого! А он идёт за ней, почему? Потому что она ему напоминает, напоминает...Но от этого напоминания у него сжалось сердце и закружилась голова. Нет, надо взять себя в руки, необходимо как-то начать разговор без этих неуместных эмоций. И он поравнявшись с  незнакомкой  начал неожиданно для себя  совершенно просто. - Здравствуйте, вернее добрый вечер, меня зовут Алексей Петрович, подскажите мне, как пройти на улицу, - он назвал знакомую отдалённую улицу - может быть это будет нам по пути, я первый раз в этом районе. Буду очень рад и признателен вам за помощь. - Марина, - тихо и не глядя на него, ответила девушка. Это мне не совсем по дороге, но  начало я вам покажу, а дальше вы ещё  кого-нибудь  спросите. Алексей Петрович решил не молчать, легче говорить в такой ситуации о себе, о семье, о друзьях. -  Мне 55 лет, жене 49, у нас двое взрослых детей. Дочь, наверное, вашего возраста, сын помладше. Мне кажется вам лет 25, угадал? - Почти. Недавно исполнилось 24. - Мы ехали в одном вагоне, вы сидели наискосок и  привлекли моё внимание выражением лица, вернее, теми переживаниями, которые я на нём читал  и ещё..., но позвольте  пока об этом не говорить. Мне кажется, вы переживаете какое-то неприятное событие. У вас милое, детское лицо, которое не вяжется с какими-то взрослыми переживаниями. Извините, ну что я такое несу! Вы - взрослая девушка, какие-же ожидать переживания? Может у вас зуб заболел, или живот, может быть вы артистка и не теряя времени даром  учите роль и входите в образ, а я к вам с какими-то  фантазиями! Они шли медленно по слабо освещённой улице, Марина молчала. Затем спросила - Неужели так заметно по моему лицу всё то  о чём  вы сказали? - Да, заметно. Я объясню, как определил  ваше эмоциональное состояние. Оно  может быть, например, при страстно - просящем молитвенном обращении. Но есть и  ещё одна причина моего внимания, но об этом - позднее. А теперь, пожалуйста, скажите, что же вас беспокоит, разумеется, если это не какая-то  интимная тайна, тогда я прошу прощения и ухожу. Если же вы сможете ответить, то это будет очень важно для меня, как это  ни покажется странным. - Да, странно, странно вдвойне, первое -  почему вы обратили на меня внимание, второе -  почему спрашиваете, что со мной. А ответ прост. У меня обыкновенная депрессия. Не прошло и года как трагически погибла моя младшая, любимая сестра Маша, Машенька, она утонула, хотя и считалась  прекрасной  пловчихой. - Утонула! Как эхо произнёс Алексей Петрович. -  Каждая смерть страшна по своему. А на воде, к которой человек стремится часто интуитивно, порой заставляя его  забыть об опасности, особенно трагична, а для молодых людей трагична вдвойне, втройне...- Вы правы, Марина передохнула. Первое время  я  перед сном, долго стараясь  заснуть,  почти физически чувствовала, как она задыхается от попавшей в горло воды и, теряя сознание, погибает. И ещё эта пропасть...Совсем тихо добавила она, затем продолжила: -  Это состояние   преследует меня сразу после трагедии и стало недавно как будто ослабевать, но полностью не оставляет. Её образ постоянно со мной, он связан со многими  чувствами, которые нас объединяли, с различной обстановкой, которая нас окружала,  предметами, вещами, событиями. На работе острота переживаний  почти полностью притупляется, частично  исчезает, там дела, заботы, ответственность перед другими людьми, но только стоит оказаться одной, в той же поездке на метро или в какой-то другой  ситуации,  я  начинаю думать о ней, видеть мысленно её образ, разговаривать с ней, даже произносить молитвы. Я  в это время нахожусь в другом состоянии, в другом  измерении, в другом мире! С одной стороны это мне помогает, с другой  -  продлевает мои страдания, хотя  я чувствую их некоторое  уменьшение, смягчение, если так можно выразиться. Вот и сейчас, когда я вам рассказываю  об этом, мне легче...   А вы почему так поздно оказались в незнакомом районе ? Марина резко сменила тему разговора. Алексей Петрович не смутился, ложь его была бескорыстной. - Я первый раз  еду к другу на его новую квартиру, после работы, с ночёвкой у него. Он одинок и болен, ему необходимо помочь по хозяйству ещё несколько дней... Так как я работаю во вторую смену, утро у меня свободное, это позволяет  кое-что для него сделать. В ближайшей перспективе и мы переезжаем в этот район, размениваем квартиру,  дочь выходит замуж и хочет жить отдельно. Алексей Петрович  не испытывал большого смущения, он действительно недавно несколько раз заходил к своему больному другу, а дочь выходила замуж и решила снять квартиру, но  размен пока не планировался. Марина казалось удовлетворилась ответом и продолжила - А я около двух лет живу самостоятельно, пыталась устроить свою жизнь, но не получилось...- А ваши родители ? - Они в другом городе. Мы с сестрой жили отдельно, самостоятельно и независимо. Затем спросила -  Вы хотели ещё  что-то мне сказать?  - Да,  это очень важно, но уже поздно,  давайте встретимся завтра  на  станции метро у выхода и мы продолжим разговор, вот так  по дороге. Они договорились о времени и попрощались.
14.   Марина шла медленно,  опять погрузившись в свои переживания, от которых  в одиночестве не удавалось избавиться полностью. Не наступало  согласия  и примирения с постигшем её горем и последующим выходом из него. Казалось, если удастся  найти какое-то приемлемое  объяснение, словесную формулу происшедшей трагедии,  её причину,  отгадать стечение обстоятельств, определить роковую ошибку,  то станет легче. Можно будет сказать: - Вот она, непреодолимая причина, вот где находится тайна, вот то, что привело к этой трагедии … Но предположения исчезали, догадки  растворялись, объяснения путались и сбивались. Оставалась тёмная, тяжёлая,  непроницаемая  и непреодолимая реальность случившегося, неподвижно лежащая  массивной глыбой на сердце, в  мыслях, которые  тщетно старались выскользнуть из под этого гнёта, чтобы не быть окончательно раздавленными, разорванными на отдельные бесформенные  клочки. Впервые помимо желания, возможно как психологическая защита,  слова переживаний начали слагаться  в рифму, определяя её состояние и как громоотвод   отводить  негативную , разрушающую энергию.  Она шла и вполголоса говорила:
 
                Какое тяжкое страдание,
                Сестры потеря, пустота,
                И одинокое молчание,
                И путь не дальний, в никуда...
                Что память? Мучает живых
                И милый образ сохраняет,
                Но не жалеет чувств твоих,
                Лишь время лечит, боль смягчая...

   Марина удивлённо отметила, что это неожиданно появившаяся способность таким образом передать своё  переживание пусть  немного, но всё-таки отвлекает от навязчивых мыслей и облегчает её  состояние. Не смотря на усталость она зашагала быстрее,  думая о  необычном знакомстве. Беспокоило и одиночество на пустой и тёмной улице. К своему дому она приближалась всё же более собранной и уверенной, чем обычно,  как к конечной и неизбежной цели, завершающей очередной, похожий  на другие, рабочий день. Но самое трудное предстояло ещё впереди, после необходимых приготовлений ко сну уже в постели, перед сном. Каждый раз, лёжа с закрытыми глазами она видела одну и ту же картину, как её сестра  уверенно, энергично  и свободно плывёт по стремительной реке, но неожиданно скрывается под водой, больше не появляясь...В это время сердце Марины  замирало, к горлу подступал комок, ей казалось, что она задыхается, физически чувствуя, как задыхается её сестра. Вырывающийся глухой стон прекращал этот приступ  психологического криза, ей хотелось рыдать, но  зубы сжимались и только через полуоткрытые губы звучало долгое, хрипловатое - « А - а - а -а -а...» с лихорадочными мыслями - почему, зачем, в чём причина... И опять - почему, зачем... Появлялся банальный ответ с  простой, стандартной, ничего не объясняющей фразой: -  Такова её судьба... Слово  «судьба», подводящее  итог, черту под  происшедшим и только...После этого некоторое время она не двигаясь, смотрела перед собой в темноту, постепенно успокаивалась и закрывала глаза с надеждой заснуть. От бессилия что-либо изменить в своём состоянии появлялось другое  видение. Теперь она стоит на краю пропасти, но не простой, с видимым дном,  в которую виртуально можно броситься,  разбиться и как будто прекратить таким образом непреодолимые мучения,  а на краю тёмной, мрачной и бездонной пропасти, в которую  можно сорваться, но от бесконечного полёта ощутить новое, ещё более жуткое страдание. Нет  дна у этой пропасти, потому что само страдание является этой пропастью! Срываться в такую пропасть не было ни какого смысла! Но о каком смысле можно говорить, находясь в таком состоянии? Страдание применяло очередной изощрённый приём. Таким образом порочный круг замыкался.  Прекратится страдание - исчезнет и  эта жуткая пропасть. Только после этих видений, которые были своеобразным эмоционально - депрессивным  ритуалом,  незаметно наступал долгожданный сон... Эти переживания представляли собой своеобразную жертву любви и памяти  сестре, служили прочной и мучительной связкой с её образом. Утро отвлекало звоном будильника, быстрыми приготовлениями и поездкой на работу. Потоки людей в метро увлекали  её своей энергией вечной жизни, которая не обращала внимания на потери своих отдельных  людей-частиц-составляющих. Каждый  поток оставался таким же полноводным, сильным  и  смелым, направленным только вперёд, разветвляясь по ходу движения на отдельные разноцветные ручьи, протоки и рукава с молекулами - людьми различной величины и формы, обгоняющими  друг друга. Как много молодых, весёлых, сильных людей, уверенных в себе и в своём будущем. Как это поддерживает, даже вдохновляет и увлекает... Марина  удивлённо и по новому смотрела вокруг. У неё появилось неожиданное вдохновение, зазвучала внутренняя речь и  губы  шептали:
 
                О, молодость, как ты прекрасна,
                В незнании грядущих дней,
                В желании призрачного счастья,
                Любви, отзывчивых друзей!
 
                Честь, дружба кажутся навечно,
                Надежда, верность так крепки,
                Что сила тратится беспечно,         
                Всё впереди, всё впереди!
 
 Да,  впереди , - думала Марина, - и я знаю, что случилось « впереди»  с моей сестрой … А что ждёт меня?  Что же получается, счастье « в незнании грядущих дней»?  Если придерживаться крайности, то да, в незнании и в положительном  настрое, надежде и вере, а при соответствующем опыте и в уверенности в том, что впереди  всё будет хорошо. Об этом постоянно говорят и желают  друг другу друзья, товарищи, родные и близкие, позитивно программируя в этом направлении и себя, и окружающих. А как же  иначе? В противном случае жизнь может превратиться в постоянный  кошмарный страх, ожидание чего-то непоправимого. Почему я не могу примириться с происшедшим, принять случившееся, найти какое-то объяснение, достичь равновесия и  успокоения?  Наверное потому, что вместе с сестрой, вместе с её гибелью погибла и  опустела  часть моей души, в которой она занимала своё определённое, живое  место. Не стало  её живой частицы  во мне, только мучительная рана памяти. Необходимо определённое время  для заживления этой раны и восстановления нормальной жизнеспособности   души и  тела. Восстановление моей целостности  душевной  и физической.  Что я могу для этого предпринять? А что если сделать ставку на инстинкт самосохранения и продолжить подготовку в клубе альпинистов для восхождения предстоящим летом на Эльбрус?  На одной чаше весов моя депрессия, а на другой -  восхождение на вершину, пусть с небольшим, но риском для жизни. Я  таким образом проверю себя, свои возможности, осуществлю свою мечту. Борясь за выживание в горах, попытаюсь  выйти из состояния депрессии, освободиться от паутины горестных переживаний, которые постепенно превращают  меня  в нежизнеспособный кокон.  Не возможно не увлечься  красотой гор, ощутив  себя в одной связке с молодыми, сильными и целеустремлёнными людьми. А если я там найду  свою любовь?  Да, я пережила и преодолела  неудачный опыт,  но  не смотря ни на что я могу надеяться на своё счастье. Сейчас у меня трудный период, но вниманием я не обделена...А что сказал о моём лице Алексей Петрович? Миловидное, даже детское ...Но с  выражение тоски и печали  вряд  ли оно  может быть привлекательным... Эти  предательские носогубные складки, складки скорби не  вяжутся  с миловидным, детским лицом. Мне надо заставить себя противопоставить унынию страсть покорения вершины со всеми  предстоящими  трудностями. Ценой риска подняться  над  своим депрессивным  состоянием. Хочу любить и быть любимой, это так естественно. Что - то мне ещё хотел сообщить и  объяснить Алексей Петрович сегодня вечером?  Мысль о посещении клуба альпинистов, который она оставила после постигшего горя, оживила и взбодрила её. В этом она усматривала некий выход из своего переживания, или хотя бы дальнейшего  смягчения его. Работу она закончила как машина, которая  в определённое время должна остановиться и получить необходимый, положенный по техническим условиям, отдых.  Предстоящая встреча с Алексеем Петровичем вызывала слабое  любопытство, это немного скрашивало   вечернюю усталость. Алексей Петрович ждал  на выходе у эскалатора, поздоровавшись они, как и вчера, медленно пошли наверх.  - Я должен объяснить  ещё одну причину, по которой  заговорил с вами. Скажу сразу,  эта история, увы, трагическая. Вы странным образом очень похожи  на мою племянницу, Полину, которая была нам, нашей семье  как старшая дочь. Её родители уехали за границу, это послужило более тесному сближению с нами, с нашей семьёй. Она закончила  университет, нашла работу, ко всему относилась серьёзно и  ответственно. Полина, мой сын и  дочь часто встречались, вместе занимались спортом, проводили много времени друг с другом, ходили в походы. Сын и дочь  всегда скучали, если Полина, по каким-то причинам долго не могла  навестить нас. Уже работая, она  увлеклась альпинизмом, это стало её  страстью. Принимала участие во многих восхождениях различной сложности и погибла более четырёх лет назад в Гималаях под лавиной, её не нашли. Она как будто уехала от нас далеко-далеко, навсегда и не может вернуться. Она  «там», а мы здесь. Мы тяжело  пережили эту страшную трагедию, следы которой ещё остаются  до сих пор. Когда я случайно увидел вас вчера во время поездки, вы напомнили мне Полину, ваше  печально - страдальческое выражение лица всколыхнуло мои  воспоминания и переживания. Вот где наступило своеобразное пересечение ваших, ещё сравнительно  недавних и острых, с  моими частично затихшими душевными  муками. Резонансное эмоциональное  взаимодействие  различных по степени и глубине, но одинаковых по характеру переживаний. Когда вчера я шёл за  вами, то готов был  зарыдать и только желание поговорить  помогло справиться  с этим состоянием. Представление как бы я выглядел  -  немолодой,  рыдающий мужчина перед девушкой  с  нескрываемым, тяжёлым   переживанием, вернуло мне самообладание. Марина слушала не перебивая, не задавая  вопросов и только повторяла про себя  -  Случай, случай...Затем повернувшись к Алексею Петровичу  сказала:-  Я  ведь  тоже ходила в клуб альпинистов, потом  всё забросила, ушла в себя...Но сегодня утром неожиданно  пришло решение возобновить занятия и летом с группой сделать первое своё восхождение на Эльбрус. Я хочу подняться на вершину и  освободиться от депрессии, оттолкнуться от неё,  оставить её,  выйти из своего гнетущего состояния. И дальше продолжить занятия альпинизмом на сколько это будет возможно.  У меня вчера вечером  появилось желание рифмовать свои переживания, вот например:

                Готовься к трудным испытаниям,
                Желаешь жить - плати сполна!
                Здесь дни с тревогой ожидания,
                А там в конце, тьма небытия...
 
 
  - Вот видите, опять - тьма. Тьма  против света, против радости  жизни, которую необходимо мне вернуть и  почувствовать. Алексей Петрович остановился и внимательно посмотрел на Марину. - Какое небытие, какая тьма, о чём вы говорите?!  У вас вся жизнь впереди. Любовь, семья, дети, интересная работа, внуки и дай Бог -  правнуки! Вот что впереди,  реализация жизни в абсолютной женской полноте!
   У Марины вдруг в глазах загорелись  искорки. Ответная реакция наступила мгновенно.

                Хочу я жить, быть в повторениях,
                И повторить себя не раз,
                И этим избежать забвения,
                Глядя через детей на вас!

  - Так что ли?  - Да, только так. Совершив восхождение, вы победите не только « дни с тревогой ожидания» со страхом  смерти, но и депрессию. Разорвёте её удушающее, обволакивающее покрывало и обретёте свободу...Я слышал как вы вчера тихо произнесли фразу  - И эта пропасть...Поверьте, я очень хорошо представляю, что кроется за этими словами. Я уверен вы уйдёте от неё, она исчезнет, её заменят сияющие вершины гор. Не надо думать о небытии, главное  видеть своё  восхождение в прямом и переносном смысле!  Я верю в вас. Давайте обменяемся адресами и телефонами. Марина вынула записную книжку, записала необходимые данные на разных листках, отдав свой Алексею Петровичу.-  И ещё  -  смущённо продолжил  Алексей Петрович -  я прошу прощения за мою невинную ложь, с помощью которой  решил заговорить с вами вчера. В действительности мы  давно живём в этом районе,  я буду рад познакомить вас с женой, с детьми, которые души не чаяли в нашей Полине. А вы на неё удивительно  похожи.   Приходите к нам  до,  или после вашего  восхождения, как  вы  решите, как посчитаете нужным. Уверяю, что мы  всегда будем рады  увидеть вас, послушать ваши новые впечатления  и  переживания  после восхождения. Вы, сами того не подозревая,  воскресили образ  нашей  Полины, пока только во мне, но надеюсь и для всей нашей семьи. Этим  вы  даёте  надежду на  обновление  нашей жизни, просветление  в её  сумеречности,  новый,  живой  ритм в её монотонности. И  в  этом я  вижу  реальный  смысл  в  нашей  случайной  и  необычной встрече. Алексей Петрович пожал руку Марине и они расстались. Каждый пошёл в свою сторону, наполненный новым, живым, даже радостным содержанием, которое появилось после  общения двух страдающих душ, не простого  общения на тяжёлые темы..- Я не одна в своём страдании, шептала Марина. Моя сестра всегда будет жить в моей душе и в другом мире,  не причиняя мне страдания. Страдание  проходит, оно пройдёт... - Мы не одни в своём страдании, говорил Алексей Петрович,- Наша  Полина  «там», мы всегда помним о ней, страдание уходит …Господин  случай познакомил меня с Мариной, а она так похожа … Родные удивятся и обрадуются. Это такое необходимое, такое своевременное для нас  чудо. Подарок загадочной  судьбы. Поддержка и мне, и Марине, возникшая  в результате двух недолгих, но важных сочувственных  встреч. Это даёт  надежду на вытеснение из души, пусть постепенное,  всего тяжёлого, мрачного и отчаянного с  обновлением дальнейшей  жизни. Марина и Алексей Петрович  до вчерашнего вечера жившие как совершенно незнакомые, чужие люди, неожиданно стали близкими, почти родными. И привело их к этому  сострадание.      


Рецензии