Путевые заметки. 1961-1969гг. Станица Вознесенская

Лучше гор могут быть только горы!

Если ехать из Грузии в Россию, по Военно-Грузинской дороге, то проехав 68 км. на север от Владикавказа встретите на пути небольшое селение, расположившееся на южном склоне Терского хребта. Это и будет станица Вознесенская. Вообще-то, до бесконечных русско — кавказских войн это было ингушское селение Магомет-юрт и в 1847г. переименовано в Вознесенскую! Приехав в Вознесенскую зимой, поздно вечером, вдалеке на фоне тёмных гор мы увидели много полыхающих костров. Оказалось, это горели газовые факелы (попутный газ, приходящий с нефтью очень загрязнен и не пригоден к использованию без переработки!). В Вознесенской один такой факел горел почти рядом с домами. Район Вознесенская — Малгобек это старый, нефтедобывающий район хотя и не такой большой как Грозненский.

По дороге в Вознесенскую из Орджоникидзе, перед самой Алханчуртской долиной вам встретятся на пути три селения: Верхние, Средние и Нижние Ачалуки. Можно было бы и не говорить о них, если бы там не выпускали минеральную воду «Ачалуки». Она скорее всего столовая и не так известна, как другие! Но вкус особенный, всякие нарзаны и ессентуки и рядом не стояли!

В 61-м с грехом пополам закончил 7-й класс и началось!.. Не хочу ни учиться, ни жениться, ничего не хочу. Самый бестолковый период в моей жизни (бедная мама!). Поступил в ПТУ г. Орджоникидзе, но поняв, что мне из литейщика — формовщика как Гагарину в космонавты не выбиться, я ушёл из ПТУ! (Правильно и сделал, ну, какой из меня литейщик?!) Специальность помощника киномеханика в Моздокском кинотеатре Кирова, для меня была гораздо приятнее! Кто в Моздоке в 62-63 году смотрел новые (тогда) фильмы: «Человек — амфибия», «Два господина N», «Особняк на Зелёной», «Девушка из банка», без меня здесь не обошлось! Всё складывалось как нельзя лучше, уже и место работы было определено, НО!.. Значит не судьба! Второй инсульт и паралич мамы расставил все точки над «i»! Работа в школе, в электроцехе, учёба в вечерней школе, 67-й год.

Наконец-то заканчиваю вечернюю школу, выпускные экзамены (цирк!), и вяло протекающая подготовка к поступлению в институт (заочно естественно!), осень, ноябрь! Первый удар пришёлся на 18 ноября, я остался один! Не было у меня большего горя! Второй нанесли самые близкие родные, сделавшие вид, что не было у них никакой сестры, а я вообще никто и звать никак! Лишь двоюродно — троюродные родственники вяло выразили соболезнования. Куда мне теперь? В армию! В 21 год! Что делать, отсрочка закончилась! Дали ещё срок до весны, надо же куда-то всё девать, дом, вещи. Весна 68-го, состояние моё за одну ночь резко ухудшилось! Больница, повестка в военкомат, медкомиссия. И ещё удар (и не знаешь радоваться или огорчаться!), меня признали негодным к строевой! Болезнь до сих пор даёт о себе знать! Страшные головные боли не давали шансов на подготовку. Когда я приехал поступать в Таганрогский радиотехнический, завалился на первом же экзамене! НО! Но наступил «ВЕЛИКИЙ» перелом в моём раздолбайстве! И откуда взялось такое упорство, сам удивляюсь!

ВСЁ! Решено! На следующий год туда же и никуда более. Как мне понравился Таганрог!.. Кто не поступал в ВУЗ, тот не знает, что за прелесть этот Антонов-Выгодский со своими 900 задачами и примерами, если ты «ДУБ» и ещё дубее! Но решено, и отступать некуда! Впереди меня ждала новая жизнь! Какая она? Надеяться мне было не на кого, только на себя! Да простит меня КЗОТ, пришлось за год сменить две работы, деньги на будущее были нужны! И вот наконец-то 69-й, конец июня, я увольняюсь и решаю в любом случае в Вознесенскую более не возвращаться! Последний мой начальник Иса (молодой парень, только что закончивший Грозненский нефтяной институт) пытался наставить на путь истинный, предлагая поступать по направлению в нефтяной! Я как бы предчувствовал наступление бардака... Конечно, в Вознесенскую я приезжал несколько раз к своим знакомым, но по независящим от меня причинам мы не стали одной семьёй!

В то время всё это называлось ЧЕЧНЯ, точнее ЧИАССР, со столицей в Грозном и только когда начали строить везде и всюду заборы, я к своему удивлению узнал, что оказывается жил в Ингушетии. Хотя по сути (может я и не прав!?) чеченцы и ингуши один народ, ВАЙНАХИ! Как мне один мой знакомый ингуш сказал: «Мы с чеченцами как русские с украинцами (сходство языков)». Легенда! Мама жила в 30-е годы в Чечне и работала у одного хозяина — чеченца. Все женщины работающие у него, давно заметили, что он относится к ним не по-чеченски! Впоследствии он признался, что он не чеченец, а русский, и ещё ребёнком попал в чеченскую семью. У него всё от чеченца, вот только поведение и лицо отличает от остальных! Со слов мамы в 20-е, голодные годы русские женщины, чтобы спасти себя и своего ребёнка, продавали его за мешок муки! В качестве кого он потом был у чеченцев, неизвестно... Как бы там ни было, а служили на подлодке, к которой я был «прикомандирован», два чеченца... Один «Чистокровный ариец», а вот второй бледнолицый со светлыми волосами, лишь небольшая горбинка на курносом лице, да явно чеченский акцент выдаёт его происхождение! По случаю передаю им привет и всей команде лодки капитана Проценко! Ребята из далёкого 74-го, я вас помню!

Райцентр Малгобек находится сейчас в долине, а не на горах как Старый Малгобек. Сейчас, насколько я понимаю, Новый город превратился в Малгобек. Есть такое выражение: «Обед плавно переходящий в ужин» или что-то в этом роде? Так и Вознесенская плавно переходит в Старый Малгобек , находящийся в 18 км. от станицы! Дело в том что Малгобек старый нефтяной район. А это значит, что буровые, качалки и прочие объекты раскиданы по всему Терскому хребту. Постепенно и места проживания рабочих — нефтяников, участки, также оказались раскиданы по горам. И всё это есть Малгобек. Даже часть Вознесенской относилась к городу! Узкоколейку между Малгобеком и Моздоком давно ликвидировали, а игрушечные паровозики (тепловозики) наверное и сейчас чухают. Ползают с горы на гору, между Вознесенской и Малгобеком!

Простите может я и не прав! Знаю, что хотите спросить! Ах, как же ты там жил!? Ну!.. Думаю, что чеченцы в России живут значительно лучше! Как и во всех республиках я был где-то третьего сорта! Одно мне сказали, что вайнахи тебя очень уважают! За то, что ты не бросил больную, престарелую мать! Старики для них, это святое! Когда по СМИ говорят, что в Чечне убили старика! Это сделали не чеченцы, нет, я в это не верю! Когда в первом часу ночи у меня умерла мама, к кому я обратился, задыхаясь от слёз?!
К своему начальнику КОТАЕВУ ТУТЕ ДАУДОВИЧУ!
Я не знаю кто он по национальности, И НЕ ХОЧУ?!

ТУТА ДАУДОВИЧ низкий Вам поклон от меня! В самое тяжёлое для меня время, вы были для меня как отец! Я Вас никогда не забуду!

Так уж получилось, что Орджоникидзе был для нас гораздо ближе, чем Грозный! Он действительно ближе, всего 68 км. Но не в расстоянии дело. Да и учиться я начинал в Орджоникидзе, а не в Грозном. И как радиолюбитель — коротковолновик, в большей степени общался с ребятами из Орджоникидзе. Да и TV г. Орджоникидзе было наравне с остальными, нашим, как Грозного, Нальчика и Пятигорска. Каналов было по одному в каждом городе! Особо не разгуляешься! Да и время вещания с 18 ти до 23-24. Как-то непривычно чувствуешь себя в Орджоникидзе. Казбек прямо нависает над городом, хотя до него более 40 км. В городе, не помню в каком районе видел однажды мечеть и удивился!? Ведь осетины,-христиане! Теперь, когда БЕЗтормозные головы пытаются делить не только Пригородный район, но и сам город, вспоминаешь эту мечеть! Понятно откуда ветер дует! Ума — Разума у кого бы им занять?!

Жить в таком интересном месте как Ингушетия и ничего не сказать о людях, живущих там , это верх неприличия! А с другой стороны жизнь, быт вайнахов для меня были ещё более закрытыми, чем черкесов в Хабезе. Лишь один раз я был в доме у одного моего знакомого ингуша... Если опустить национальный оттенок окружающих вещей, то всё, как у всех людей! Одно бросилось в глаза, это обилие ребятишек и три молодые женщины, усмиряющих этот «Детсад»! Думаю, что это жёны?!. Две вещи я перенял у вайнахов (может это есть у всех мусульман?). До сих пор я придерживаюсь их правил! Для вайнахов, это в порядке вещей, норма, а русские один хрен не поймут и не оценят!


На этом месте должен был находиться материал, посвящённый казакам — местным жителям! Но после нападок, так называемых сунженско — московских и терско — московских казаков, как напрямую, так и «за глаза», мне пришлось его удалить. Обвиняя меня во всех грехах, и в циничной, националистической форме, угрожать! Дамы энд Господа! Я кто вам? Пржевальский, Миклухо — Маклай или Афанасий Никитин? Учёный — этнограф? Я всего лишь пацан — семиклассник, которого по воле судьбы завезли в эту самую Вознесенскую! И мои описания относятся к периоду 1961-1969 гг. И я не понимаю, каким боком всё это имеет отношение к сегодняшним событиям!? Я описывал всё, как было в те годы только и всего! И как друг степей, калмык — что вижу, то и пою! А из всего казацкого, я видел только пьяного деда, оравшего на весь моздокский базар, что он казак, «легендарного» деда Алейника, всегда «против ветра» и нашего соседа, казака украинского происхождения, деда Раздобудко (Раздобудько?)!
Своего убеждения в том, что казаки это не национальность, а образ жизни, я не изменю! Нация, да! Но не национальность! Как говорят у нас в Одессе — это две, большие разницы!

Так, что увы и ах! Нет на моей страницы казаков и нет проблем!


Так, что же такое Вознесенская?! О-о-о! Это надо подняться на гору (основная часть станицы ближе к подножию) и оглядеться вокруг! Почти весь Большой Кавказ виден как на ладони! От Каспийского до Чёрного морей, Эльбрус, Казбек и снежные вершины других, менее известных гор!

Это красота которую трудно описать. От горизонта до горизонта горы и на этом фоне старик — вайнах нараспев читающий утренние молитвы! Я как будто побывал во времена Шамиля, Лермонтова, Толстого... Взгляд на север, и в тридцати километрах, Терек и Моздок и далее до самого горизонта степи Ставрополья! А где-то в густой дымке Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Мин-воды! К сожалению я располагаю фото лишь горной части Ингушетии, той, что близко расположена к горам Большого Кавказа, увы! Нет у меня и своих фото с видами Вознесенской и окружающей природы, жаль конечно...

В Отечественную войну Вознесенская была границей между оккупированной территорией и свободной от фашистов. «Катюши» били из-за горы в сторону Моздока и сразу же перемещались на другой рубеж. Фашисты тут же начинали бомбить. Только мимо, «катюши» уже того!.. «Оспины» на горах до сих пор не заросли. Непривычно стало тихо. Посланная разведка, пришла ни с чем! Немцев нигде вблизи не было! Мобильная разведка тоже доложила о полном отсутствии вражеских войск! Немцев догнали да-а-алеко за Моздоком! Они так через Вознесенскую и не прошли! Не дорвались до грозненской нефти, а так уж им хотелось! ( Из воспоминаний участника войны).

Что бы мне хотелось отметить, ни один вайнах, НИКОГДА не сказал мне, что я виноват в депортации и лишениях его народа! Не сказал, что я оккупант, каким меня считают, ну очень цивилизованные и кичащиеся своей СВЕРХкультурой... Спасибо вам вайнахи за ваше благоразумие!
Счастья вашему народу и благополучия! Мир вашему дому!



Я не за белых и не за красных! Я за «Интернационал»!


Рецензии
З д О р о в о!!!
В 75-м после ВВС ГСВГ зимой был в Моздоке,
потом позже у друга-армейца на свадьбе...
Орджоникидзе и Столовая гора...
Места Жизни!
..............
Свершений!!!
а.г.

Абзер Гаров   10.05.2022 20:14     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.