Лисий малахай

ЛИСИЙ       МАЛАХАЙ
(ИЛИ   ПЕРВЫЙ  БЛИН  КОМОМ)
                фото взято из Одноклассников

                Была  у  меня  старая  заношенная   кубанка. Заношенная  до  такой  степени, что  скукожилась,  потёрлась и    уже совсем  не  грела  в зимнюю   стужу.   Да  и  пальтецо  моё  стало тесным, особенно беспокоили очень короткие  рукава...  Но  мне  было  уже двенадцать лет и меня  больше  радовало, что отец  разрешил самому  ходить  на охоту.  Осенью  я  с моей  бескурковкой  уже  успел  настрелять  всякой  птицы  и родители  даже хвалили - добытчик растёт....   
       А  с  первым   снегом  у  меня  теплилась  надежда ,что отец  отпустит  на  серьёзное  дело -   спроворить  зайчатины, а то  и кабанчика.  Несмело   высказал  своё  желание  батяне, когда  вечерком  мы с ним  занимались оружейной  работой.    Почти неделю   лили  дробь, картечь и жаканы. После отливки    прокатывали  на старой  чугунной  сковороде. Отец  очень строго  контролировал мою работу  и  придирчиво пересыпал  катанную  дробь  с ладони на ладонь. Похоже работой батя остался доволен.   Потом  меня  усадили  за просечку - делать  картонные и войлочные  пыжи.
         Мама  у нас тоже  человек  бывалый -  за это время  выколачивала  барклаем  старые  капсюли  и заменяла   на  новые. Половину  гильз  она  снарядила  капсюлями  Жевело, а половину  -  купленными  в  комплекте  с  бездымным  порохом "Сокол". Мне  доверили  снаряжать гильзы  порохом  и дробью.  Работа    эта  мне  нравилась. Меркою   брал  порох и заполнял гильзы порохом,  пыжевал  одним картонным и одним войлочным  пыжом.  Когда эта  работа  заканчивалась, то настал черёд  для  дроби. У  отца для дроби были специальные мерки , на них сбоку  виднелась цифирка, соответствующая  номеру дроби.  На  картечной  мерке была буква "К", - на других -   от единицы  до семёрки. 
            В этот раз мы  готовили  патроны  для  охоты  на крупного и среднего  зверя. В округе  водился кабан, козы, зайцы. Вот и снаряжали   патроны  жаканами, картечью,  вторым  и четвёртым номерами  дроби.    За  неделю мы  наготовили  более трёхсот патронов  шестнадцатого калибра .   Снарядили  четыре  патронташа,  привели  в порядок мою бескурковку  и папин двуствольный  "Кернер".
                Заранее  оговорюсь,  что  в  горном лесу  у  отца  был   огородный  надел. Там мы  несколько  лет выращивали овощи, кукурузу и  сеяли пшеницу. В  том горном распадке  по дну  протекал  незамерзающий    ручей.  Огород  был окружён  вековыми  деревьями  груши-дички.  Подлесок   тоже    был необычным  . Это были заросли  орешника,  кизильника, алычи  , боярышника и  шиповника.  В таких богатых  дарами местах  водилось немало  птицы  и другого зверья.    И  не смотря  на то, что мы  с отцом  обустроили   почти капитальный  шалаш  с  печуркой   и мебелью , наше  жилище  зверья  не распугало.
     Поэтому   зимнюю  охоту   отец  разрешил мне  только  в   этом  месте. Там и отогреться  есть где      (дрова у нас заготовлены загодя). На печурке можно  что-то  приготовить. Ещё  в шалаше  имелся  старенький,  но исправный  самовар. Так что меня отпускали на привычное  место. Ещё  летом  мы  с отцом   на   ветках громадной  груши  смастерили   отличную площадку-  засидку,  для  охоты  на кабана. Обычно на  зиму  груша сбрасывает плоды, которые под снегом  дозревают и подкисают, - становятся  лакомством  для диких хрюшек. Это с одной стороны, а с другой - это убежище от тех же  кабанов:   площадка  расположена  на почти четырёхметровой высоте. 
   Теперь   уже пора  рассказывать про этот   несчастный  малахай.  Одним  солнечным морозным  утром отец  снарядил меня на охоту  и  вручил  свою двустволку. И задание дал - добыть хотя бы одного зайца. Батя  наказывал,- патроны  зря  не тратить, всё  время  следить за лесом, остерегаться хищника. Для  верности в правом стволе  держать жакан. Я так и сделал. Один ствол зарядил жаканом, второй  четвёркой. На  всякий  случай  в  шалаше  согрел  самовар. Пока ходил к  ручью по водичку, обратил внимание на заячьи  петли. Похоже  заяц  есть.  Под грушею  видны  кабаньи  следы и  рытвины - видать баловались  плодами  груши.  Обычно эти грушки летом цвета золота и твёрдые, как камень. А вот полежат на морозе -становятся коричневого цвета и сладко -кислые на вкус.   Видно этот урожай  кабанам пришёлся по вкусу. Рытвин было много.   Следуя батяниному  наказу, старательно изучал  следы, зорко  оглядывал  местность, но   кроме    надоедливых     сорок, да поползня  на груше, живности не было видать.
         Набравшись терпения, медленно  продвигался  по лесу и старался не поднимать шума.  Так  , чтобы  ни ветка ни хрустнула под ногою   , ни кусты не качались от  моих движений.... Временами   останавливался, замерев, весь превратившийся  в слух. Да, в тишине пришли   некоторые  звуки - журчащий ручей  и какой-то непонятный  звук,  словно собачка  взлаивает.. Тихонько шагнув из-за ствола бука, увидел такую картинку: огненно-рыжий  лис  поймал  мышь под снегом, слегка придушил  её, и видно уже сытый, игрался и подбрасывал добычу, при этом по-собачьи  взлаивая.
В голове  пронеслась мысля  - мамке  будет хороший  воротник....  Как  мне казалось( ведь батя  советовал не горячиться) - старательно прицелился и выстрелил. А дальше пошло всё так быстро. От выстрела лиса высоко подпрыгнула, а я  подумал - уйдёт, и выстрелил вторым стволом....  Когда    подошёл к  лисице, то понял, что  я  натворил .  Жаканом я распорол лисе  спину, а дробью  разнёс  зад так, что было трудно найти хвост. Перестарался. А что папка скажет? Расстроился  так, что в  шалаше слил воду из самовара, припёр шалашную дверь жердями. А лису завернул в  мешок, уложил в ягдташ  и уныло возвращался  домой.  Отец  встретил   меня  с хорошим  настроением и потребовал отчёта об охоте.  Простодушно  поведал родителю, что хотел порадовать маму. Папка. засмеялся - "Ну  показывай  подарок!"  Я  развернул свою поклажу  и разложил  на фанере в коридоре. Отец  посмотрел, незлобно  произнёс: "Дурашлёп ты мой, кто же пушкой садит по воробьям?  Чудо ты моё!  Тащи  в сарай, чтобы мамка не увидала! Какой там воротник  из решета.  В общем так:  этот свой позор  ошкуришь сам и пока  шкуру  засыпь солью, сверни трубочкой  и положишь в  погреб    за банками с перепелятиной, чтобы мама не увидала. Лиса изруби на куски и отдай Пирату. Был у нас  такой  волкодав, который  за короткий срок  уничтожил  следы моего позора.  Так что мама  и не  узнала ничего. А папа резюмировал:  Сынаша, наш, на этот раз убил ноги и время!  Такое у нас бывает. Мама согласно кивнула.
    На следующий день папа  наметил для  меня  вехи:  " Ты  уже взрослый и должен  поступать соответственно! Ну ошибся! А как исправить ?  Подумай!  -  а я  задумчиво  сидел и перебирал кисею своего шарфа...  Отец  усмехнулся и повторил - Думай!
  И тут  меня   прорвало-  Ну чё думай,  шкуру  надо чинить.! Какая-никакая, а шкура. Думаешь не вычиню, а я же видел, как  это делал ты!"
  Отец  глянул  на меня  удивлённо :  "Ну! Ну!"      В этом   междометии  было и разрешение на самостоятельную работу  и   его  самоотречение  от  участия.   Сам виноват, что сказал самоуверенно, что вычиню.... Кряхтел, тужил, злился, но делать начал  Расправил на пяльцах, которые смастерил сам. Помездрил шкуру,  затем  нанёс  закваску и оставил на время. Процесс   мне казался очень долгий. Ненароком заметил, что отец меня  не трогает, но потихоньку  поглядывает( что там его чадо творит?)
      Когда  шкуру  я  начал  "купать"  в отрубях,  а затем разминать , а потом прокатывать на   катке  для выделки шкур, папа увидел, что у меня  получается. Когда я показал  ему шкуру, он только сказал :  "неплохо!"  Я  то знал, что это  наивысшая  похвала  его.  Однако    задирать нос  было рано . Отец  осмотрел шкуру, сказал, что сделать из неё  кое-что можно. Раз уж ты ознакомился с скорняжным промыслом,  учись делать и полезные вещи. Я думаю, так, сына! - Воротника маме не выйдет. Давай-ка мы  смастерим из "рядна"   настоящий   малахай для тебя, а?
     Заставил  отец   меня   залатать всё дырки и лохмотья   надёжным специальным швом, затем раскроил шкуру и научил меня  сшить всё  в отличный  лисий  треух. Когда  мы  с папой показали маме мою работу, то мама засмеялась: " Чудаки! Шила в мешке не утаить!  Вы думали меня  провели, когда  сказали о неудачной  охоте?  Уж меня-то не провести! "   Посмеявшись над нашими секретами, мама забрала малахай  и вскоре  вернула   назад. Она  украсила мой малахай   атласной  подкладкой  небесного  цвета.   
  После такого  промаха, мне в тот зимний  сезон всё же  удалось порадовать родителей по-настоящему.      Около той    груши  ночью мне удалось с первого выстрела уложить кабанчика. Когда его  выпотрошили  и  взвесили  кантарём,  - было в нём девять пудов.....
     Тогда   ещё  не было никаких мобильных  телефонов.  Чтобы  оповестить  о трофее, пришлось на лыжах  пробежать километров десять. Увидев меня  всего в "мыле"  , отец успел спросить:  Что  стряслось?  На что я в изнеможии успел  "проблеять" - кабана  убил, и свалился  на крыльцо....Папа  быстро  позвал соседа - дядьку  Костю. Тот запряг свою лошадку и мы на санях поехали  в  лес. С нами поехал  и сын дяди Кости - Витька. Мы с ним учились в одном классе  Он  был дылдою, часто издевался надо мною - он был сильнее.  Но, когда он увидел мною убитого зверя , больше никогда не задирался.   И ещё  завидовал...


Рецензии
Основательно написано. Захотелось по охотиться. Это сколько мяса привалило. А могли лисы растащить?

Владимир Сысун   11.02.2014 07:02     Заявить о нарушении
Меня посетила смутная догадка, что фамилия Малахов возникла от слова МАЛАХАЙ.

Владимир Сысун   11.02.2014 07:16   Заявить о нарушении
Слишком резво я бежал... А мясом поделились с соседями.

Борис Ящук   11.02.2014 13:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.