Современники о школе бокса В. И. Лагутова

НАСТАВНИКИ ЧЕМПИОНОВ
РИНГ Оренбуржья 2013

Они не часто становятся героями спортивных репортажей, но бокс без них не возможен - без тренера и секунданта. Очерки об одних из самых неординарных боксеров и тренеров спортивного Оренбуржья - Викторе Лагутове и Арнольде Жданове - из воспоминаний мастера спорта СССР Сергея Штехера. Авторская лексика сохранена.


ПАХАТЬ - НЕ СЕЯТЬ
 
   Со своим Тренером, а иначе, чем с большой буквы его назвать нельзя, ибо он - Тренер от Бога - с Виктором Ильичом Лагутовым я познакомился в 1972 году. Мотался я тогда бесхозный, из зала в зал, из «Труда» в «Трудовые резервы», от тренера к тренеру, ничем, кроме роста и худобы, не выделялся, и не знал, чем заняться, пока не пришел в спортивный зал «Динамо». Ко мне подошел сухопарый мужчина, всю тренировку просидевший молча на лавке, и впервые обратился ко мне так, что я понял: передо мной - Тренер.
- Хочешь стать чемпионом? А кто бы тогда не захотел? Спорт для пацанов из депрессивного «Шанхая»,драчливой «Аренды», убогой «Сырейки», нахальной «Нахаловки» (лично я - с «Пожарки») был единственной возможностью «не сесть по малолетке», получить высшее образование, выбиться в люди, увидеть столицы страны Советов, а то и загадочный мир по ту сторону «речки», называемый зарубежьем.
- Придется пахать, - предупредил Тренер.
«Пахать - не сеять», - решил я и попал в ежовые рукавицы Ильича...
 
   Он - жесткий (не жестокий!): если «нет», то это - «нет», и обсуждению не подлежит. А если «да», то только попробуй поставить в конце вопросительный знак: можно и по «харе» схлопотать. Впрочем, жизнь с ним тоже не «валандалась»: отец, подсобный рабочий, потерявший здоровье и умерший в 37-ом, мать, в одиночку воспитавшая троих из восьми детей, старший брат, погибший в 41-ом, сестра, оставшаяся с двумя детьми... И то, что он называл «пахотой»: «ученье - свет», а у него - чуть свет - на работу.
    Как-то, возвращаясь с работы домой на ул. Чичерина областного центра, мимо только-только формировавшегося как самостоятельный спортивный объект спортзал «Динамо» - деревянный сарай, где днем «насались» физкультурники, а вечером крученые «аферюги» играли в бильярд на чемоданы денег, он увидел парней, весело мутузивших друг друга. Витя постоял, посмотрел и сказал «главному»: «Я их всех побью». Тот пристально вгляделся в наглеца и выдал ему боксерские перчатки: «Попробуй».
    Всех не побил, но и его не побили, а я от Виктора Ильича узнал тактику уличного боя: удар слева, удар справа и коленкой в пах. Да, да, по этим. По яй...м.

   Не буду рассказывать всю историю восхождения Виктора, а потом уже и Виктора Ильича к вершинам тренерского мастерства. Талант его проявился в создании, именно так - в создании своей собственной школы бокса. Давайте по восходящей.
   Во время тренировок мы лупили друг друга, крутились, кувыркались, отжимались - только по потолку не бегали, а Виктор Ильич постоянно кричал нам, чтобы его слова стали рефреном:
- Зачем боксеру руки?
- Чтобы бить ими!, - заученно отвечали мы.
- Зачем боксеру ноги?
- Чтобы убегать!, - задыхаясь, орали мы.
- Зачем боксеру голова?
Тут мы порой позволяли себе пошутить:
- Чтобы получать по ней!
Ильич срывался в крик, страшней которого я не знаю:
- Чтобы думать ею, думать, думать!!!, - и только что не кидался в драку.
 
   Виктор Ильич создал единственную в своем роде, в России, в Оренбурге школу бокса. Уникальную. Тренеры сборной Советского Союза говорили нам, его ученикам, что так боксировать нельзя, но падающие на брезент ринга тела соперников опровергали этот постулат: ученики Виктора Ильича не «прыгали» на ринге в позе классика бокса маркиза Куинсберри, а создавали противникам проблемы: когда стандартное «левой-правой» не работает, цель бьет с обеих рук, как лошадь копытом и хитрит, как последний врун. Мы выигрывали не все поединки, но проигрывали их так достойно, что у победителей не возникала мысль о матче-реванше.

    Бессеребрянник Виктор Лагутов, на протяжении всей жизни работавший на общественных началах, взрастил плеяду известнейших оренбургских боксеров: Петра Скорика - мастера плести интригу; Льва Свердлова, ныне хозяина «Фаренгейта», короля блефа и мастера финтов, кои повторить невозможно, если ты не обучался у Виктора Ильича; Фирата Усманова, костью стоявшего в «горле» у всех, кто был весом до 51 кг... Следующий в списке - Егор Елинзеер, который «у самого Го-меса выигрывал». Да-да, того самого кубинца, чемпиона мира, так и не понявшего, откуда пришел удар-«плюха» от российского боксера. Ну, и я, собиравший полные залы пришедших посмотреть на классику нокаута.


ЗАВЕТЫ ИЛЬИЧА

   Тренировки под его руководством могли произвести странное впечатление: отмерянное Тренером время одного раунда могло тянуться и 10 минут вместо заведенных 3-х - до тех пор, пока прием не достигнет автоматизма. На этот счет я посетую: сплю как-то раз, полностью обессиленный тренировками, и вдруг звонит будильник. Кто его завел, черт знает. Вскидываюсь, а передо мной - желтые глаза противника: это потом выяснилось, что глаза принадлежали моему коту. Я «автоматом» бью правый прямой, «ныряю», а, вынырнув, «заряжаю» справа, добавляя левой. Кот орет от побоев, что есть мочи, а я не останавливаясь снова «врезаю» ему слева. По этой же причине преподаватели моего ВУЗа опасались протягивать мне руку для приветствия, а любимые девушки НИКОГДА(!) второй раз не кидались мне на шею с «обнимками» - я «уходил» от объятий влево и один удар по девичьей печени снимал все вопросы. Бедные девушки! Но я не о себе и, тем более не о них. Я о Тренере.

   Упаси Господь пропустить тренировку, упаси сказать, что ты устал. Упаси тебя Господь от Виктора Ильича, если ты не хочешь стать чемпионом.
Он преподавал жесткий бокс. Работая с ним на «лапах», мы нередко уходили с разбитыми носами - неизбежная плата за небрежность и промахи. В нем не было «человеколюбия»: зачем мучить парня три раунда, если можно «уложить» его в первом? Не было его и тогда, когда я сам «вдруг» обнаруживал перед глазами брезент ринга, а лизнув его языком точно удостоверивался: брезент! Секундой позже, после слов рефери «... четыре, пять!», встречал глаза Ильича: «Встань и дерись!» Я вставал. Вставали все его ученики. Вставали, чтобы через пару-тройку минут противник мог удостовериться - теперь он лежит на брезенте и до счета «десять» не встанет.

   Дорогой Ильич! Я знаю, сам ты никогда ни у кого ничего не попросишь, а желать тебе что-либо - сущий идеализм: жизнь скупа на подарки, и потому все мы, кто хоть раз говорил с тобой больше одного «раунда» - трех минут, желаем чаще видеть тебя возле ринга - это значит, что ты здоров и у тебя все в порядке. Да, пара слов для окружающей действительности. Я умоляю вас, хулиганы: не приближайтесь к нему на расстояние ближе вытянутой руки! Заветы Ильича по-прежнему определяют мой жизненный путь. Пройдя школу Ильича, я стараюсь меньше драться на улице, а иначе зачем боксеру голова?



МОЛОДЧИК

Искать пятый угол на ринге - дело бесполезное. Но звучит гонг, объявляя минутный перерыв между раундами, и ты... находишь его: пятым всегда будет твой секундант. Он молниеносно подставит тебе табурет, брызнет в
разгоряченное лицо прохладой воды, утрет кровь под носом, оттянет резинку трусов - дыши!, махнет полотенцем и шепнет на ухо: «Молодчик!».

   Как? После бездарно проведенного раунда я ждал разноса, скандала, а тут: «Молодчик»? Я с надеждой вглядываюсь в глаза секунданта, ибо только он может сейчас дать мне ответ на извечный вопрос: «Что делать?».
«Он» - это Арнольд Григорьевич Жданов, или Эрик, как зовут его близкие друзья, старший тренер оренбургского «Динамо» и лучший секундант всех времен и народов. Выталкивая меня на второй раунд, он шепчет мне в последнюю секунду: «Я просто прошу тебя: джеб справа и слева по корпусу. Сделай мне приятное...». Комбинация ударов в его советах могла меняться, не менялось главное: третьего раунда в нашем с ним тандеме не было, и, встречая меня в углу с победой, он вновь повторяет, но уже в полный голос: «Молодчик!».

    Секундантов за всю спортивную карьеру у меня было много: одни хлестали меня полотенцем по носу и орали в ухо: «Очнись!», другие ревели: «Будь мужчиной!», хотя женщин в ринге не наблюдалось, а иные, лениво помахивая
полотенцем, цедили равнодушно: «Ты давай там, поделай что-нибудь». И только великолепный Эрик объятиями встречал в углу, шептал на ухо: «Молодчик!», а за секунду до гонга снабжал дельным советом.

Джентльмен
    Арнольд Жданов родился в 1934 году в Оренбурге. Жил в районе «Аренды», со всеми вытекающими из этого обстоятельствами. Первые тренировки проходили в сарае на месте нынешнего «Динамо», о котором было уже сказано.
Позже появились и первые спортзалы: на Матросском переулке, где теперь старообрядческая церковь, а затем и на улице Правды, где ныне располагается факультет физвоспитания Оренбургского педуниверситета. Частенько Эрика оставляли за старшего - руководить процессом тренировки: так он втянулся! Когда Эрик подготовил первых пять чемпионов области, его заметили как тренера и пригласили работать в «Динамо». Очкастый Эрик, больше похожий на незнамо как попавшего на ринг интеллигента, становится старшим, так и оставшимся бессменным, тренером и начинает ковать новых чемпионов Урала, России и Союза. И «выковывались» не драчуны, а последователи маркиза
Куинсберри, первым установившего правила бокса как «фехтования джентльменов на кулаках». Арнольд Григорьевич, полагаю, и сам похож на того маркиза: всегда безупречный костюм, роскошный галстук, залихватская шляпа, всегда строен, подтянут, и, хулиганов предупреждаю: к этому «старику» подходить на расстояние ближе вытянутой руки тоже не стоит.
   
   Я ни разу не слышал от него крика и грубых слов - только улыбка и простое объяснение чьей-то неправоты. Пройдя с ним долгий спортивный путь, я приобрел привычку не кричать на людей и не сердиться на них, относиться к ним мягче что ли, даже если они кричат на весь темный переулок в мой адрес гадкие слова и размахивают руками. Я даже помогу им подняться с асфальта, если они упадут после удара слева - ведь асфальт такой грязный! А если второй раз упадут, то снова помогу встать.

    Ванька-встанька, одним словом. Извечная русская забава.



Комментарии
  Что можно добавить к этой статье. Разве что сам комплекс "Динамо в Оренбурге, где тренировали оба фигуранта был запроектирован и построен под контролем главного инженера проекта "Южуралгипросельхозстроя" В.И.Лагутова. И статья сама написана легким пером такого же талантливого человека, уже ставшим журналистом. То что Сергей Штехер как и другие им упомянутые воспитанники В.В.Лагутова не стали чемпионами мира и Олимпиады не их вина, а той системы, которая царила в СССР и не давала развернуться ничему талантливому и самобытному, чему Вы уже сегодня сами свидетели.
   


Рецензии