Оправдать гения. 1

По мотивам биографии Оскара Уальда и его гениальных произведений.

1.
- Что за злая шутка! – раздражённо крикнул молодой человек, стараясь рассмотреть хоть что-то в непроглядной тьме.
    Где-то в глубине откликнулось эхо. Юноша глубоко вдохнул влажный замшелый воздух и, вытянув вперёд руку, осторожно шагнул в темноту.

    Вдалеке замерцали свечи. Молодой джентльмен прищурился, пытаясь хоть что-то рассмотреть в густой тьме, скупо озарённой сиянием крошечных огоньков. Когда глаза немного привыкли к темноте, ему удалось разглядеть длинный узкий коридор. В следующие мгновенье вдоль высоких стен вспыхнули канделябры, освещая путь прямо по коридору.

    Юноша поправил шерстяное пальто, переложил трость в другую руку и оглянулся назад – та часть коридора не освещалась. Переминаясь с ноги на ногу, он принял решение идти на свет.
- Есть здесь кто-нибудь? – громко крикнул он, но только звонкое эхо отозвалось в конце коридора.
    Молодой человек поёжился и ускорил шаг. Коридор казался бесконечным. Тени от канделябров двигались в жутком медленном танце вдоль стен. Озираясь по сторонам, юноша заметил портреты в тяжёлых золочёных рамах, украшающие стены. Он приблизился к одной из картин, но изображение размывалось в тусклом свете. Только золочёные рамы поблескивали жёлтым светом, и в их отблеске было что-то жуткое и мистическое. По телу молодого человека пробежали мурашки, он, втянул шею в бархатный ворот пальто и ускорил шаг. Вдруг на одной из стен он увидел огромное зеркало. Канделябры в этом отрезке коридора горели ярче остальных.

    Юноша с рассеянным видом прошёл мимо зеркала, затем повернулся к нему лицом. При взгляде на своё отражение он вспыхнул от удовольствия: на него смотрел высокий, статный молодой человек с овальным красивым лицом, обрамлённым длинными русыми волосами, которые спадали мягкими локонами. Он пристально посмотрел на своё отражение и самодовольно улыбнулся: благородный прямой нос, большие глаза, подёрнутые романтичной дымкой грусти, чётко очерченные сочные губы, нежная как китайский фарфор кожа – ему действительно было чем гордиться!

    Некоторое время молодой джентльмен стоял неподвижно, любуясь своим отражением. Затем он распрямил плечи, поправил бутоньерку из свежих цветов в лацкане пальто и принял красивую позу, словно перед фотообъективом. В этот момент свечи потухли. В конце коридора снова появился свет, но на этот раз горели не свечи. Создавалось ощущение, что свет вырывался из залитой солнцем комнаты. Юноша снова направился вперёд. В конце коридора он увидел огромную резную дверь с тяжёлыми медными ручками. Не колеблясь, он толкнул её и дверь, издав тихий скрип, легко отворилась. Молодой человек вошёл в огромную комнату и огляделся по сторонам. Комната скорее напоминала просторную залу с высоким куполом вместо потолка, и хотя в ней не было окон, она была озарена солнечным светом. В конце комнаты располагался громоздкий трон, украшенный разноцветными самоцветами. Пол комнаты был покрыт пёстрым персидским ковром с витиеватым восточным орнаментом. Стены залы украшал замысловатый узором майолики. На одной из стен юноша вдруг увидел огромного размера картину, которая захватила его внимание, и он подошёл к ней. Изображение на картине поразило молодого человека и он зачарованно принялся рассматривать его. На картине был изображён умирающий старик, лежащий в бедно обставленной комнате. Его измождённое лицо усыпали отвратительные пятна и нарывы, сыпь также покрывала его сухое тело и морщинистые руки. Искажённое лицо передавало нечеловеческие страдания: старик умирал в страшных муках.

    Глаза юноши наполнились ужасом, но он в немом оцепенении не мог оторвать взгляда от жуткой картины.
- Какая безвкусица! – вдруг услышал он негромкий хриплый голос позади себя.

    Молодой человек повернулся и увидел возвышающегося на троне высокого худого старика с длинной белой как снег бородой. Неожиданное появление старика удивило его, так как он не слышал, что в комнату кто-то входил. Может он был слишком поглощён в свои размышления? Юноша вновь посмотрел на картину, на губах у него застыл немой вопрос, но он не посмел его задать. Через некоторое время он оторвал взгляд от картины и повернулся к старику, тот терпеливо гладил бороду и смотрел на него своими выцветшими строгими глазами. Синий плащ, в который был облачён старик, тоже выцвел и поизносился, на нём едва просматривался золотой узор.

-Простите, сэр? – переспросил юноша и приблизился к старику.

    От того словно повеяло холодом. Молодой человек невольно повёл плечами. И только сейчас он заметил, что они не одни в этой комнате. В каждом углу стояли фигуры в длинных плащах. Их лица он не мог рассмотреть, так как их головы склонились в поклоне и их покрывала тяжёлая ткань широких капюшонов. Плащи у фигур были разного цвета: чёрного, белого, красного. В четвёртом углу стоял полнотелый лысый мужчина невысокого роста в серой робе. Юноша удивлённо обвёл взглядом комнату и вновь остановился на картине.

- Какая безвкусица, - повторил старик. – Не находите?
- Кто нарисовал эту жуткую картину? – воскликнул юноша.
- Жизнь, - тихо ответил старик.

    Комната вновь погрузилась во мрак, освещая неярким светом лишь картину. Сколько прошло времени, молодой человек не знал. Казалось, что в этой комнате оно остановилось.

- Зажгите свечи, - вновь раздался хриплый голос старика.

    В углах послышалось шуршание ткани и через некоторое время в комнате зажглись сотни свечей. Посреди комнаты появилась огромная мраморная чаша, наполненная какой-то тёмной жидкостью.

- Подойди к Чаше, - велел старик, указывая рукой в центр комнаты.

    Юноша беспрекословно повиновался. На тёмной поверхности жидкости отражались огоньки свечей. Вдруг поверхность Чаши посветлела и он увидел своё отражение как в зеркале.

- Я в Чистилище? – пренебрежительно спросил молодой человек. Отражение в Чаше прибавило ему храбрости.
- Ты же не веришь в Бога? – парировал старик.
- Наличие Бога подразумевает победу добра над злом. Я не верю в справедливость.
- Потому что ей не было места в твоей жизни?
- Жизнь никогда не бывает справедливой. Для большинства из нас так пожалуй и лучше.
- Что бы ты хотел изменить в своей жизни, Оскар?
- Рисунок на тех обоях, - юноша жестом указал на картину.
- Вам следовало бы быть серьёзней, мистер Уальд, - возмутился полный господин в серой сутане.
- Я на суде? – догадался юноша. – Кто же будет меня судить, если я не верю в Бога?
- Самый строгий и справедливейший из всех судей, - тихо ответил старик, поглаживая белоснежную бороду, - ВРЕМЯ. Итак, Оскар Фингал О‘Флаэрти Уиллис Уальд, загляни в эту Чашу, здесь вся твоя жизнь.

    Зеркальная поверхность Чаши вдруг закипела, превращаясь в густую тёмную массу, от которой повалил белый густой дым. Вскоре дым рассеялся. Юноша подошёл к Чаше и заглянул в неё.

Читать дальше http://www.proza.ru/2014/02/09/1458


Рецензии