Статья. На пороге зимы

Экономия - стройка пятилетки

В минувший четверг в кабинете начальника грузового района порта Экономия состоялась планёрка представителей заказчика и строительных организаций, занятых на реконструкции района. Планёрка эта по-сути дела подводила итоги работы за третий квартал и девять месяцев. Здесь же должны были говорить о подготовке стройки к зиме. Разговор об этом в общем-то был, но за калейдоскопом взаимных упрёков, претензий главные темы прослеживались нечётко, а порой и вовсе терялись.
Нервозность итоговой планёрки не случайна. Она - следствие нервозности на стройке, которая как хроническое заболевание лихорадит реконструкцию, и стала лишь заметней в преддверии зимы.
Приступая к обзору работы строителей на Экономии за девять месяцев, прежде всего, следует сказать о бетонировании открытых грузовых площадок в тылу седьмого причала. Они практически закончены. Причём, если весной этого года у заказчика к работникам 558-го строительно-монтажного поезда (СМП-558) были серьёзные претензии по качеству, то сейчас этот вопрос снят: качество бетонирования хорошее.
Успехи на седьмом причале - яркое, но, к сожалению,  маленькое пятно в общей безотрадной картине бетонирования площадей на Экономии.
План текущего года предусматривает бетонирование  грузовых площадок на сумму 380 тысяч рублей. За восемь же месяцев освоено лишь 110 тысяч. И ещё две цифры: на районе необходимо забетонировать 160 тысяч квадратных метров, а за четыре года строительства введено лишь тринадцать тысяч (без учёта данных за 1976 год).
Отставание в создании площадок не позволяет нормально эксплуатировать действующие причалы и лихорадит стройку.
В день планёрки трактор выгребал последние кубометры щебня, которого только-только хватит для закрытия тыловых площадок седьмого причала.
Голодный паёк на бетон не позволяет строителям вести работы прогрессивным методом электропрогрева и эксплуатировать бетоноукладчик.
Успешно потрудились на седьмом причале строители СМП-221 треста "Севтрансстрой". Они занимались устройством тыловых железнодорожных путей и подкрановых путей. Уложены две шпальные клетки по 150 метров каждая. В октябре количество их должно удвоиться.
Отрадно и то, что после перерыва в два с половиной месяца начались работы на блоке бытовых помещений. Сдерживавшие строительство плиты перекрытий начали поступать из Рязани, и есть все основания считать, что к холодам работники СМП-134 треста "Севтрансстрой" наверстают упущенное, закроют коробку здания, остеклят её и дадут в блок бытовых помещений тепло, чтобы зимой заниматься отделкой. Только тогда можно совершенно реально считать блок бытовых помещений пусковым объектом 1977 года. Значение его для Экономии огромно. С вводом его в строй улучшатся бытовые условия докеров, станет более оперативным руководство грузовыми операциями.
Понимая это, торопятся и работники СМП-558 треста "Севтрансстрой". Они ведут строительную часть временной котельной, которая должна удовлетворить нужды отделочников на блоке бытовых помещений и производственную базу строителей. Над её трубой первый дым должен по плану подняться двадцатого октября. Портовики сделали для этого всё необходимое и возможное: установили котлы, насосы, смонтировали все трубы, произвели их обвязку. И пуск в строй котельной, так необходимой стройке, теперь зависит только от энергии строителей и согласованных действий заказчика и подрядчиков.
Но важно в предпусковой горячке не упустить из виду ни одной мелочи, обращать внимание на качество работ.
Одним словом, сейчас предпринимаются большие усилия заказчиком и генподрядчиком, чтобы в будущем году пустить в строй блок бытовых помещений. И все они могут пойти прахом, если не будет своевременно проложен напорный канализационный коллектор от района порта Экономия до двадцать шестого лесозавода с последующим сбросом на городские очистные канализационные сооружения. Выполнить эти работы должна специализированная строительная организация Водрем-53 треста "Центротранстехмонтаж". И опасения, что коллектор не будет сдан в срок, основываются на реальности.
Прокладка коллектора стоит около трехсот тысяч рублей. Освоение этих денег падает на 1977 год. Кроме того, в будущем году Водрему запланировано освоить ещё 350 тысяч рублей. А существующая база  этой организации и её производственные мощности позволяют осваивать лишь 200-250 тысяч. Причём, и такую сумму Водрем ни разу не освоил из-за плохой организации работ.
Выход из положения заказчик и генподрядчик видят в том, чтобы привлечь на реконструкцию района порта Экономия ещё одну подобную организацию. И решать этот вопрос, неоднократно ставившийся в процессе строительства, надо немедленно, безотлагательно, иначе произойдёт сбой в технологической последовательности работ на Экономии.
Срывы в работе Водрема-53 уже выбили их из рабочего ритма стройки. Ещё до асфальтирования магистральной и внутрипортовой дорог эта организация должна была пересечь магистраль подземными коммуникациями. Сделано это не было, хотя дорожники даже место перехода оставили незаасфальтированным.
Сейчас руководство Водрема-53 уже дало согласие на асфальтирование этого участка дороги, мол, зимой мы  сделаем переход методом прокалывания. Но ведь таких, необходимых переходов уже насчитывается до полудесятка.
И виной в отставании Водрема в выполнении планов - маломощность этой организации для такой стройки, какой является Экономия. Поэтому-то вопрос усиления её и необходимо решать безотлагательно.
Ведь смогли же в тресте "Севтрансстрой" выделить в помощь мехколонне-78, занятой образованием территории района порта Экономия, ещё одно такое же подразделение - мехколонну-54, работники которой сейчас приступили к рытью котлована под магазин. А внешне, казалось бы, и нет в этом необходимости, так как мехколонна-78, руководимая Л. С. Барским, справляется с планом. Руководители треста проявили здесь дальновидность, правильно оценив значение стройки.
Участники планёрки, к сожалению, не смогли ответить на вопрос об окончании работ на магистральной дороге, ведущей на Экономию.  Сроков по ней назначалось без счёта, как, собственно, без счёта они и срывались.
Сейчас на дороге вновь затишье, продолжающееся уже более полумесяца. На её полотно уже не раз выпадал снег - посланец зимы-77. Это предупреждение о скором свёртывании работ не насторожило дорожников. Не особенно волнует оно и генподрядчика. Во всяком случае главный инженер треста "Севтрансстрой" Н. Ф. Тимофеев, который вёл планёрку, о сроках окончания дороги ничего определённого не сказал.
Реконструкция Экономии вступила уже в такую стадию, когда объекты начинают называть пусковыми. По плану в этом году должны быть пущены в строй: резервуар на три тысячи кубометров воды и водопроводная насосная станция. Сдача первого объекта целиком во власти погоды. Стоит ударить морозам, и из списка пусковых резервуар придётся вычёркивать, так как его гидроиспытания можно проводить только в тёплое время. О них же ещё и речи не может быть, потому что на объекте работают строители.
С насосной дело обстоит по-другому. Пуск этого объекта может сорвать сам заказчик. Последний срок поставки оборудования под монтаж - 15 октября, а на станцию завезли лишь три из полутора десятков задвижек, четыре насоса из пяти. Кроме того, монтажники ждут от заказчика шкаф и щит управления сигнализацией, четыре шкафа управления насосами и щит станции управления (ЩСУ).  Причём, ЩСУ - самое сложное из этого оборудования, и срок его поступления ещё не определён.
Вот такая картина стройки, вписанной в документы XXV съезда КПСС, вырисовывается в преддверии зимы. Мы показали её для того, чтобы высветить узкие места, требующие к себе особого внимания строителей и заказчика, которые должны проникнуться важностью стройки, сделать всё возможное, чтобы завершить её качественно и в срок.

Газета "Моряк Севера", Архангельск, №79 (6383), 5 октября 1976 г.


Рецензии