Рабочие моменты..

Пришла в голову мысль - кому это надо? Пытаемся что-то делать, чтобы узнать больше о нейтрино…. Нейтрино, как мало в этом слове..Большинство живущих на Земле и не подозревают о его существовании и болеее того, нисколько не жалеют об этом. Может вся наша работа впустую? Если ты делаешь автомобиль или что-то другое, необходимое людям, это понятно, и в случае успеха, будет оценено. А если ты делаешь уникальную установку для измерения массы нейтрино… А зачем?
Физики давно надеятся что-то найти и перевернуть представления людей об устройстве вселенной. Ну и что? Исчезнет голод, уйдут в небытиё войны и воцарится рай на земле?
Как бы не так, похоже всё запрограммировано неизвестным нам разумом и что будет, одному Богу известно..
Мне просто хочется делать автомобиль, например. Я знаю, как сделать его и результат будет виден. Но я делаю уникальную физическую установку для одного из самых значимых экспериментов в современной физике высоких знергий.
Скоро запустят Большой Коллайдер в Европе, ожидается это  грандиозное событие в 2008 году .
Событие для всего мира, равные которому пожалуй лишь  полёт в космос или полёт на Луну.
Учёные всего мира получат уникальный инструмент для изучения материи. Будут новые открытия и новые частицы, а возможно и новое представление о мироздании.
Каким образом это изменит жизнь на Земле никто не знает, можно только фантазировать. Как известно, иногда самые смелые, немыслимые фантазии  сбываются. Гиперболоид инженера Гарина, полёт на Луну, звёздные войны..И наша работа, к сожалению, есть только маленький шаг к познанию, но он возможно даст новый, доселе недостижимый результат.
И снова о КАТРИН, мне нравится такое имя и у меня есть внучка Катя. Моя работа посвящается ей, пусть она будет счастливой  в жизни…
Если честно, работаем мы в полсилы. Иногда точемся на месте, решаем  второстепенные вопросы, нет чёткости в руководстве. Руководитель проекта, доктор Кройц  только пишет протоколы, другие бумаги и регулярно обновляет план, который я не читаю. За бумагами  как-то незаметно уходит на второй план основная задача -сам проект. Бегает хер Шеллонг с папками чертежей и документов на согласование, бюрократия работает.. Миша Пойер тоже в стороне.
Нет динамики в работе и все это ощущают. Продолжаю работать  над следующим модулем установки, нужно до мелочей решить всё с компановкой и с  пучковой трубой, согласовать с заказчиком. Такой порядок, да и пучковая труба - это тритиевый канал, требования к которому самые высокие. Можно сравнить с реакторами атомных станций или с чем- то подобным. Все материалы, изделия должны быть сертифицированы, т.е. иметь документально подтверждённый документ о качестве. Порой стоимость сертификата больше, чем стоимость изделия.
Чего здесь лично мне не хватает, так это возможности применять какую-либо новую технологию, например, диффузионную сварку. Часто есть идея, как сделать, но здесь нет возможности изготовить образец и проверить. Например, очень важный момент - монтажное соединение трубопроводов. Кроме электросварки  здесь  ничего не применяется, а в условиях ограниченного пространства при монтаже нужно соединять  другим надёжным способом.
Первая наша цель -Демонстратор, будем демонстрировать работоспособность системы стабилизации температуры пучковой трубы. Чертежи в стадии завершения, и я продолжаю работать над другими модулями установки. Основная трудность заключается в оптимальной компановке системы, разводке трубопроводов, которых большое количество. Нужно учесть все перемещения при захолаживании системы до -269  и нагреве до  280 градусов, оценить возможные деформации, что далеко не просто. Для меня до сих пор загадка, как делались подобные проекты раньше. У меня практически готов уже сложнейший модуль, на который потратил  уйму  времени и нервов. Мног раз я крутил его, пытаясь найти оптимальный вариант, и если бы не возможности  3-х мерного проектирования, не смог бы это сделать.
Миша Пойер, мой шеф, почти не заглядывает, Марк почуствовал слабинку и приходит через день. Удивляюсь, как Миша учитывает  его работу. В общем, благодаря мне, хорошо устроился, парень не плохой, но исключительно хитрый.
Параллельно в нашем отделе конструктора работают над установкой протонной терапии, это будет основное направление у нас. Примерно половина сотрудников в Акселе  заняты протонной терапией, многие и с учёными степенями.В порядке информации  всем сотрудникам  приходят сообщения от руководства компании Вариан о перспективах. Один из руководителей поделился с нами  планами на будущее  протонной терапии. Контракты по всему миру, многие страны хотят иметь такие установки и готовы платить. Наша задача - быть готовыми, подготовить документацию для серийного производства. Много работы в направлении сервиса и программного обеспечения. Не всё складывается так хорошо, как хотелось бы. И это связано с целым рядом причин, основные из которых некомпетентность и бюрократия. Ко мне зашёл доктор Кройц и посетовал на проблемы в реализации проекта. Уже наметилось отставание по срокам, это не нравится заказчикам в Карлсруе и уже ясно, что отставание будет расти. Более того, д-р Кройц высказал  опасение, что будут ещё и другие проблемы. Это слегка озадачило меня, ранее    мне не приходилось слышать от него такого рода пессимистические высказывания. У меня уже давно такие сомнения и не хотелось , чтобы они оправдались.
Из Дези после пайки в защитном газе доставлена 5-метровая часть пучковой трубы и сегодня у нас с инспекцией мистер Казаченко. Цель посещения -оценить результат и качество после пайки.
Получилось не очень, много дефектов, но вариантов нет, что есть, то есть и переделать невозможно. Теперь необходимо провести замеры и понять, что мы имеем. Это непростая задача, правильно обмерить 5-метровую пучковую трубу, исключив при этом возможные прогибы и деформации под собственным весом. С другой стороны, мне кажется, заказчики не будут сильно придираться, понимая всю сложность этого изделия. Я предвижу новые проблемы, они могут коснуться и меня. Сегодня пятница, неделя была короткая, 3 октября праздновали день единства и народ в загуле, многие смотались.
Как я уже отмечал, технологической подготовки производства, как таковой здесь практически нет. Обходятся здесь без неё, но в результате возникает много вопросов на этапе изготовления.
На днях мой шеф, Миша Пойер, говорит - нужно сделать приспособление для сварки  откачной камеры, мол не могут  хорошо собрать эту камеру без  технологической оснастки. Друзья, это было ясно сначала, почему же никто не чесался раньше? А что говорить об основной сборке, когда нужно всё пригнать, выверить ? Такое впечатление складывается, что дальше своего носа ничего не желают видеть. В итоге в авральном порядке, когда петух клюнет в нужное место, начинается срочная разработка оснастки. Пишутся и корректируются планы, протоколы и вот они.. … проколы, там, где их не должно быть. Мне эта работа более чем понятна, есть хороший опыт и за 2 дня я выложил все чертежи на бумагу. Обсуждение прошло без сучка и задоринки, все довольны.  Не понравилось мне только, что работа вначале была поручена Марку, моему молодому коллеге, но он продинамил уже какой раз и в итоге я вынужден делать её в срочном порядке. Я замечаю, он иногда подставляет меня так, между делом, и пытается надувать щёки перед шефом, показывать свою значимость. Молодой, да ранний, как говорят в таких случаях. Но с другой стороны, приспособления - моя стихия, вряд ли кто сделает лучше. Правда, мне не очень нравится, когда Миша дёргает по пустякам.  Но сейчас проект в стадии завершения, у нас нет лишних рук и приходится делать всё, что нужно, простые или сложные. Есть у желание освоить «Ансис», очень необходимую для конструктора программу, но, к сожалению, не хватает настойчивости. Ансис позволяет оценивать любые механические системы, с этой программой необходимо постоянно заниматься, чтобы быть на «ты». Но если владеешь этим инструментом , ты на голову выше, как профессионал, а это много значит…
Сегодня было общее собрание, было всё руководство и представитель головной компании Вариан медикал систем. Объявили о реорганизации нашей фирмы и предстоящем сокращении. Народу собралось не счесть, всё помещение кантины было заполнено, всех волнует, что будет.
Насколько я смог понять, а с пониманием есть проблемы, неэффективно работаем и нужно ситуацию менять. Предлагается уволить около 10% сотрудников, т.е. необходима ротация кадров. Будут беседовать с каждым кандидатом, что-то предлагать.. Структурно будут два направления, это протонная терапия и физика. Нам, конструкторам, вроде ничего не грозит, но тем не менее, как то неуютно. Правда, Миша Пойер вместе с Лешеком Пцыбышём подкинули мне на днях новую работу для установки протонной терапии. Лешек Рцыбыш - поляк, ведёт измерительную программу на установке протонной терапии, простой и хороший парень,давно в Германии, недавно женился  купил великолепный дом в 20 км. За 200 тыс. Евро. И очень доволен. Взял кредит и будет выплачивать ежемесячно 1100 евро, почти столько же, сколько нужно платить за квартиру, если снимаешь. Дом большой, новый в  3 этажа и на природе.
 Вернёмся к нашим баранам. Это устройство для измерения  параметров пучка и дозы в человеческом теле.  Интересная работа и я уже проектировал прототип этого устройства. Теперь нужно разработать новую конструкцию с учётом испытаний и на хорошем уровне. Что делать, попробую, но как всегда всё нужно быстро и вчера. Многое нужно сделать и по КАТРИН, поэтому  наступают нелёгкие времена. Но я работы никогда не боялся, не боюсь и сейчас, просто хочется сделать её на высшем уровне, чтобы самому приятно было. Это главное в нашей работе  - удовлетворение от хорошей работы, и  это многого стоит. Здесь есть все возможности для творчества, нужно только желание.  На днях нас тренировали на новом  ИНВЕНТОРЕ 2008, это наш основной инструмент. Я не перестаю удивлятся новым возможностям современных КАД - систем. Почти кино, всё в движении, великолепная картинка, ну просто фантастика! Но и освоить её на высоком уровне не просто. Что нужно для производства?  Грамотные чертежи, а картинки зачем?  Так ведь работу нужно представлять и заказчикам не надо разбираться в чертежах, они должны видеть результат в кино! Вот так движется вперёд  инженерная мысль и трудно даже представить себе, что будет лет эдак через 20!
На днях я получил новое старое задание - на основе первого прототипа, который я проектировал пару лет назад для установки протонной терапиии, разработать новое устройство более совершенное и с хорошим дизайном.
Неожиданно случилась поездка в Мюнхен, где продолжается « внедрение» нашей установки протонной терапии. Внедрение, слово то придумали очень верное и оно хорошо знакомо мне по далёким советским временам, когда приходилось в составе группы специалистов внедрять свои разработки в производство. Иногда и месяцами.  В основном на Урале, там были сосредоточены наши заводы, где мы обязаны были разрабатывать новые технологии и технику для проиводства боеприпасов. Думаю не будет большим преувеличением сказать, что были мы в этой области впереди планеты всей. Но было и жутко интересно видеть результаты своего труда, особеннно, когда всё получалось. Были и достижения, были и Спецы с большой буквы, творящие прогресс.. Россия всегда славилась талантами, будь то искусство или техника.
Коротко о ситуации. Уже около 2 лет, как нашей фирмой был запущен небольшой циклотрон в новой частной клинике. Великолепное новое здание, рядом отель для пациентов и всё пустое.
И проблема всё та же, не надо ходить к гадалке. Сделали железо, запустили, работает и ..
А дальше как всегда в таких случаях, нет и не было общей концепции завершения такого проекта, в результате споры, кто и что должен делать, претензии сторон и как результат АКСЕЛЬ в составе ВАРИАНа. Владелец клиники, миллионер, вбухал огромные деньги, расчитывая на скорую отдачу, но не всё так просто, в том числе и в Германии.  Циклотрон работает, но нужно распределять пучок по 5 ти каналам, обеспечить все необходимые измерения, контроль, безопасность. Другими словами нужна автоматизированная система управления всем комплексом и вот тут и загвоздка. Когда заключали договор, посчитали, что главное железо, а всё остальное и софт можно будет заказать на стороне или пригласить нужных специалистов. Оказалось не так и не по зубам. Да и с другой стороны высочайшие требования к медицинскому оборудованию здесь в Германии. 
И вот сидит постоянно команда с нашей фирмы и пытается что-то сделать. Первое впечатление - все чем-то заняты и довольны. Ещё бы идут командировочные и немалые, к тому же и сверхурочные. Мы летели вдвоём с Лешеком, ещё этим же рейсом несколько человек с нашей фирмы. Я улетал вечером назад, а Лешек, опытный парень, на следующий день в 10 утра. Заработал около 200 евро, в конце недели опять в Мюнхен летит. Допускаю, что не всё так просто и нужно летать, но уж очень знакома мне эта ситуация, когда деньги не пахнут..
А сидеть там можно ещё долго, если не клюнет жареный петух…
Мюнхен мне не понравился, правда я и был только на Мариенплатц или около, но вид на Кёльн с моста гораздо более впечатляет и восхищает. Удивило обилие колбас, колбасок кругом в небольших лавках, гораздо больше, чем у нас. Очень вкусно, если  купить тёплую  бротхен с чем-нибудь мюнхенским, например с леберкезе.
Общественный транспорт великолепный, С-банн или трамвай по нашему  едет быстро и бесшумно и всегда по расписанию. Станции метро очень простые, без излишеств, можно сказать некрасивые, но удобные для пересадок и чистые. Поезда мало отличаются от наших, но бесшумные и почти всегда свободные.
Расстояние между Кёльном и Мюнхеном порядка 600 км, можно ехать на ИСЕ - это часа 3 или лететь около часа, правда ещё час от аэропорта до города на С-банне. Вылетали из Кёльна утром, было пасмурно, но не очень холодно, а подлетая к Мюнхену, сверху были видны заснеженные, как на картинке нарезанные  поля. Снег лежал повсюду и было явно холоднее.
Парадокс природы, Мюнхен намного южнее, но поскольку рядом Альпы, то климат здесь более суровый, чем в Кёльне, часто лежит снег. В районе Кёльна снег редкий гость, может быть всего недели две зимой, не больше.  Билеты на Боинг 737 мне стоили где-то 300 евро. В аэропорт я приехал  на своём авто и оставлял его на парковке, всё удовольствие  - 15 евро за день. Недёшево, но зато успел уложиться в один день.
Надо сказать с парковкой в аэропортах  здесь нет проблем. Огромные многоярусные гаражи, всегда есть места и вообще здесь нет такой суеты как в .Москве, очень удобно и уютно.
Зачем же меня занесло в Мюнхен? Дело в том, что мне необходимо было увидеть своими глазами технические детали конструкции облучающей головки для проектирования  устройства измерения пучка, и, после недолгих дебатов ,я оказался там, о чём нисколько и не жалею.
Была ещё одна встреча, которая ещё раз изменила мои представления о нашей фирме. И связано это с установкой протонной терапии. Так получилось, что я практически не участвовал в проекте и не имел полной информации. В газетах появлялись публикациии о разработке в Протвино российского варианта подобной установки и многие мои коллеги рассказывали о ней и о том, что строится в протвинской больнице отделение для протонной терапии.  Мне было очень интересно попытаться сравнить и понять технические детали. Идеологом российского варианта является Балакин В.Е., член-корреспондент РАН. Наша фирма Ассель уже изготовила два циклотрона для протонной терапии, один установлен в Цюрихе,  в институте Пауля Шерера, где проводят уже лечение. Второй в клинике Райникер в Мюнхене и здесь большие проблемы.
Клиника в Мюнхене построена с размахом, есть комфортабельный отель, соединённый галлерей с лечебным зданием, само здание великолепное из стекла и металла, 5 комнат для облучения, система контроля и безопасности, в общем всё на высшем уровне, но..пока клиника не работает и миллионер Райникер несёт большие убытки. И вот после ознакомления с русским вариантом установки у меня появились сомнения, а оптимален ли выбранный вариант? В Мюнхене реализуется технически очень сложная система, это связано и с тем, что циклотрон сверхпроводящий, весом в 100т  и с тем, что применены для облучения сложные устройства - гантри, и с тем, что пучок распределяется на 5 направлений. А ведь главное - это эффективность лечения, методика лечения и для достижения этой цели, система должна быть оптимальной, без излишних технических наворотов, которые вызывают ненужные проблемы и отдаляют само лечение. Кроме всего, пучок постоянный 250Мэв, нерегулируемый  по мощности и требуются специальные устройства для  распределения и фокусирования.
Установка в Протвино значительно меньше по весу, не сверхпроводящая и не требует криогеники,  на первый взгляд значительно проще при том, что пучек импульсный  и регулируется  от 40 до 300 Мэв.  Всё значительно проще, правда и здание проще, могло бы быть более комфортабельным.  Но главное - техника, если она надёжна  и выдаёт заданного качества пучок  при минимальных затратах, следующий этап - техника лечения. Исследования ведутся во всём мире, как лечить и что нужно для этого. Создание такой техники должно базироваться на современных исследованиях, без этого никак. Возможно Балакин прав, нет необходимости в таких сложных системах, нужно быстрее внедрять протонную терапию и помогать людям.
Конечно, в Европе больше возможностей, но я уже всё больше убеждаюсь, что есть ещё в России  потенциал, уровень мышления выше, несмотря на все проблемы последних лет.
Группа Балакина собирается производить подобные установки для всего мира, многие страны интересуются проектом и вполне возможно, что будущее за ними.. Поживём, увидим..
Неожиданно моя встреча в Протвино получила продолжение. На днях всю команду, причастную к протонной терапии, а это около 80-100 человек, пригласили на встречу с главным менеджером, ответственным за это направление. Относительно молодой человек, лет 45, непонятной национальности, похожий то ли на индийца, то ли на мексиканца, но уже занимающий высокий пост в иерархии Вариана. Как оказалось, ему поручено вытащить протонную терапии и нашу фирму на должный уровень и он делился с нами своими планами, для чего прилетел специально из Штатов вместе с помошниками.  Просил обращаться напрямую, если есть предложения, замечания по улучшению  ситуации. В прерыве нас всех угостили пицей и мне удалось коротко поговорить с ним.   Я рассказал ему о русском варианте установки протонной терапии, чем он сразу заинтересовался и попросил дать ему координаты Балакина. Думаю он деловой человек, по крайней мере так мне показалось, и он просто обязан сравнить и оценить эти два варианта. Возможно у меня будут неприятности, не холопское это дело, указывать хозяину, а может наоборот, всё же чем раньше будет ясно чей путь тупиковый, тем быстрее можно найти верное решение, а это деньги, деньги и ещё раз деньги..
Произошли серьёзные изменения и в организации, убрали одного из бывших хозяев, Кляйна, он какое-то время курировал направление протонной терапии и всё что можно завалил. Но свою долю  получил из 30 млн за фирму и  в накладе не остался. На меня он производил неприятное впечатление, накрашенный  и ухоженный тип, мало в чём разбирающийся. Убрали и Кройца из главнокомандующих по нашему проекту, тот тоже занимался только бюрократией и вот теперь новый, молодой и амбициозный  Фишер. Он меня достал на первом проекте для технического университета в Мюнхене, но надо отдать должное, он более деловой и больше технарь.
Так случилось, что проект КАТРИН никому сейчас не нужен, кроме заказчика, у новых хозяев другие планы и трудно представить, как теперь будем его заканчивать.
Мой коллега по проекту, Марк, освоился за пару лет, хотя особенно себя не утруждал,  почувствовал некоторую значимость и решил, что пора требовать.. . Желает увеличить оплату до 45 евро за час, 33 евро его не устраивают.. Всё бы ничего, но ведь ни одного более менее сложного чертежа не может чётко и грамотно закончить, то базы не определяет, то допуски…
Идёт реорганизация фирмы, но пока я не вижу положительных результатов, кого-то увольняют, кого-то принимают, кто-то переезжает  в другие здания.  Новая метла, американская..
Невольно приходит мысль: «А вы друзья, как не садитесь…
12 октября в Протвино отмечали 40-летие запуска ускорителя У-70, крупнейшего в мире. Столько же лет и моему городу, построенному  вместе с ускорителем на берегах реки Протвы. Да, было время, были цели и энтузиасты, но прошло 40 лет, Государственный центр Институт Физики высоких энергий, несмотря на громкое имя, загибается и постепенно превращается в пустые здания за забором. Никому не нужен монстр на глиняных ногах. Приезжает много важных гостей, знакомятся, удивляются, но ничего не меняется. Да и что может изменится, сегодня проще построить в чистом поле автозавод и завтра продавать тоёты, бизнес есть бизнес..
С другой стороны и наука у нас за советское время превратилась в особую касту, оторванную от жизни, существующую сама по себе и требующую денег, денег.
Только такие островки новых технологий, как у Балакина, могут быть конкурентноспособны, но уж очень большая разница в возможностях той же Вариан и центра Балакина.


Рецензии