Сочи. горячий снег
Колесникова Анна,
9 февраля 2014
8 февраля министр финансов Силуанов в интервью журналистам заявил, что дальнейшая судьба олимпийских объектов Сочи после окончания игр пока не решена. «Часть объектов абсолютно может быть окупаема, часть придется поддерживать из бюджета. Поэтому сейчас будет задача у Минспорта вместе с Краснодарским краем определить, какие объекты отойдут Федерации, какие останутся в регионе, а какие дальше будет бизнес содержать и получать прибыль» - сказал он. Незадолго до него губернатор Краснодарского края Ткачев выразил уверенность в том, что Сочи становится удобной площадкой для инвесторов. Среди причин такого оптимизма названо развитие инфраструктуры города. Наивный вопрос о том, почему при уже вложенных полутора триллионах рублей нужны еще какие-то дополнительные инвестиции, возможно, вызовет смех в правительственных кругах. Однако, незашоренный официальной пропагандой здравомыслящий человек найдёт его уместным.
Ниже приведен лишь неполный список объектов воплощения полуторатрилионных инвестиций. Закономерный вопрос о перспективах использования такого богатства заботит российские российские умы уже не один год. В соответствии с программой использования олимпийских объектов многие постройки должны использоваться по назначению, как, например, стадион для кёрлинга. Некоторые должны быть перепрофилированы. Так, в объектах на Имеретинской низменности может быть открыт детский центр. Почти все частные инвесторы утверждают, что содержать постройки без помощи государства не смогут. Не смогут они и вернуть на прежних условиях кредиты ВЭБу, взятые под реализацию олимпийских инвестпроектов.
Что же ждёт Сочи? - Первым «волнорезом», об который разобьётся мысль о туризме, - будет Турция с дешевизной её курортов. И хотя олимпийские гостиницы нахваливают архитекторы, средний ценник решает вопрос быстро. Руководитель отдела гостиничного бизнеса компании Jones Lang LaSalle Дэвид Дженкинс по этой причине видит слабые перспективы развития Сочи как туристического центра. Кроме того, по оценкам специалистов наших туроператоров для конкурентоспособности Сочи не хватает достаточного уровня сервиса. «Креативное» решение по выходу из затруднительной ситуации предложил Герман Греф: добровольно-принудительно приглашать в Сочи госкомпании для проведения годовых собраний акционеров. Предлагались также идеи перенести в Сочи международных выставки, проходящие в России. Однако, здесь мыслителей поджидает «лавина» вопросов. Сколько должно приходиться собраний акционеров на одну госкомпанию в год чтобы на горизонте забрезжила окупаемость олимпийских объектов? Захотят ли компании-устроители выставок переехать с насиженных мест в Сочи? Поступали также предложения сделать из Сочи Лас-Вегас. Психологически это понятно — курорт, развлечения, море, игра. Всё как у них. Однако, недавний перевод игорного пространства в допустимые зоны показал, что этот этот проект провальный — налоговые поступления оказались смехотворными. Да и перестроить стадионы нужно будет капитально, т.е дорого. Расположить в них торговые комплексы намного дешевле, но где найти столько покупателей, чтобы они в Сочи с неболшой численность населения ежедневно приносили оборот торговому центру размером в несколько ГУМов.
Пока нет единого комплексного решения по эффективному использованию всего созданного за время олимпийской стройки. Чиновники обещают в ближайшее время этим озаботиться. И, конечно, многое будет зависеть от того, в чьей собственности окажутся те или иные объекты. Но если на миг предположить, что все возможные из них отходят непосредственно Краснодарскому краю, как бы распорядился таким богатством губернатор Ткачев? Что бы почувствовал любой другой губернатор, получив за счет федерального бюджета хотя бы транспортную инфраструктуру, новые объекты электроэнергетики, инженерные коммуникации самых современных стандартов? А если бы ему Минрегионразвития выдал разрешение на строительство многочисленных объектов, среди которых многочисленные жилые объекты и гостиничные комплексы, что фактически означает «с неба упавшее» федеральное финансирование, то на каком бы небе он был от счастья? На каком небе бывают губернаторы, нищих регионов, которые получают от Мирегионразвития хотя бы жалкие по меркам олимпийской стройки 10 миллиардов рублей на покрытие убытков? Да еще с полным пониманием, что у нас в стране коррупции нет, а значит все деньги будут пущены на строительство объектов, в которых так нуждается регион!
Не так давно президент Путин сообщил прессе: «Я пока таких серьёзных коррупционных проявлений не вижу, но вопрос, связанный с завышением объёмов строительства, есть. <...> Но это такие рабочие моменты, это не коррупция».
И мы ему верим! Мы верим в то, что все полтора триллиона пошли исключительно на олимпийскую стройку. А это значит, что Краснодарский край становится обладателем сокровища, равного которому нет ни в одной области или крае России: огромное количество качественно выполненных работ, навечно построенных современных жилых, спортивных и культурных объектов — практически регион «одели» с ног до головы в лучшие «одежды»! И «подарки» всё падают и падают «с неба». Так, например инвестор, Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) Искандара Махмудова, предполагал, что сможет разобрать ледовую арену построенной им «Шайбы» и перевезти ее в другой регион, но затраты на это в 20 миллионов долларов подвигло его на альтруизм, и он подарил объект государству! Видимо, это не последний щедрый инвестор, кто посчитает за честь продолжить эту славную традицию. Ну, а если и государство окажется способным на подобный широкий жест, то Краснодарский край окажется на вершине счастья. Главным будет, «чтобы костюмчик сидел», т.е. чтобы баснословными ресурсами региона всего лишь разумно распорядились. Губернатор Ткачев бороться за право распоряжаться этими богатствами начал задолго до выигрыша Россией права провести Олимпиаду 2014 на своей территории. И он заслужил это право — гордо сказать «Это моя Олимпиада»!
«Жаркие.Зимние.Твои.» - инвесторы:
Основными инвесторами сочинской стройки стали государственные ОАО "Российские железные дороги" , ОАО "Газпром" , ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" и ОАО "Сбербанк России" , а также получившие кредиты Внешэкономбанка частные холдинги "Базовый элемент" и "Интеррос". Из 1,526 триллионов рублей (примерно 51 миллиард долларов) всех инвестиций на госкорпорацию "Олимпстрой" приходится 174,9 миллиарда рублей, инвесторов - 1,005 триллиона рублей, администрацию Краснодарского края и Сочи - 109 миллиардов рублей, на федеральные органы власти - 237 миллиардов рублей.
Объекты для эффективной эксплуатации Администрацией Краснодарского края
в интересах региона и страны:
Опуская реальную стоимость построенных и реконструированных объектов, перечислим самые серьезные уже овеществленные инвестиции, которые получил регион в ходе новой «великой стройки». Согласно официальным данным и исходя из объема освоенных финансовых средств построено 177 олимпийских объектов, включая стадионы, спортивные комплексы, ледовые арены и дворцы, канатные дороги, горные трассы и спуски, горно-климатический, горно-туристические, спортивно-туристические курорты и центры, спортивно-оздоровительные, ресторанные, гостиничные комплексы на 54 тыс. мест, медиацентр, две олимпийские деревни, многоквартирное жильё. Общая протяженность дорог в сочинском районе года составляет 157 километров. Новая совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – «Альпика-Сервис» в 48км имеет 12 тоннелей, несколько десятков мостов и эстакад. Развязками с ней соединяется построенная в Олимпиаде федеральная трасса М-27 Джубга - Сочи до границы с Абхазией. Проложено 700 км волоконно-оптических линий передачи вдоль автомобильных дорог. Проложен второй сплошной ж/д путь Сочи - Адлер — Веселое, ж/д линия Адлер — аэропорт Сочи; проведена реконструкция ж/д линии Туапсе — Адлер, ж/д терминалов в Дагомысе, Сочи, Мацесте, Хосте. Появилась новая центральная автомагистраль г.Сочи "Дублер Курортного проспекта", реконструированы и построены сочинские и прилегающие автодороги, развязки, мосты. Введено в строй свыше 150 автозаправочных комплексов. Зачем-то проложена трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формула-1" в Имеретинской низменности. Приобретен специализированный и пассажирский автотранспорт, построены парки по его обслуживанию. Аэропорт «Сочи» обрел новое здание аэровокзала, его взлётно посадочная полоса была увеличена до 3500м, а комплекс средств управления воздушным движением, радиотехнического обеспечения полетов и электросвязи реконструирован. Геленджик, Минфоды и Краснодар получил резервные аэродромы. В морском порту Сочи построено 7 морских терминалов, пограничные корабли, катера и яхты будут швартоваться в новых пунктах базирования. Благоустроена набережная. За пределы центра города перемещен грузовой район порта, там возведены два грузовых двора для приема грузов, волнозащитные сооружения. В Сочи построен логистический транспортный центр по контролю и управлению пассажиропотоками и движением грузов. Объекты энергетики по энергомощности выросли вчетверо: построено и модернизировно четыре электростанции и четыре каскадных ГЭС общей мощностью 1129 МВт, электростанции в Туапсе и Новороссийске, проложены ЛЭП 220 кВ и кабельно-воздушные ЛЭП. Подведены газопроводы к комплексу "Горная Карусель", горнолыжному курорту "Роза Хутор", к Адлерской ТЭС, Джубга-Лазаревское-Сочи, Адлер - Красная Поляна — Эсто-Садок, газифицированы многие населенные пункты, построена газораспределительная станция в Сочи. Запасы двух подземных месторождений переведены в категорию постоянного пользования. Проложены новые теплотрассы, построены магистральные сети водоснабжения и очистные сооружения. Построены даже поликлиника, больница, почтовое отделение, огромная фабрика-прачечная Создана единая информационно-телекоммуникационная инфраструктура, город получил сеть подвижной радиосвязи стандарта TETRA ёмкостью 10 тыс. абонентов, инфраструктуру цифрового телерадиовещания, инфокоммуникационный центр вещания на зарубежные страны через три спутника связи в стандарте HDTV. Возведены объекты обеспечения безопасности олимпийских объектов и объектов инфраструктуры горного кластера. Обеспечена сейсмологическая безопасность региона: работает новейшая технология мониторинга и оценки сейсмического состояния территории, оценки опасных природно-техногенных явлений (оползней, эрозионных процессов), обеспечивается гидрометеорологическая, в том числе противолавинная защита. В экологию Сочи тоже вложено немало: проведен мониторинг состояния недр и геологических процессов, разработаны генеральная схема очистки г. Сочи, комплексная схема охраны природы, проведены лесоустроительные работы на территории Сочинского национального парка, организован орнитологический парк, запущена программа по восстановлению популяции переднеазиатского леопарда на территории природного биосферного заповедника, создан питомник по выращиванию аборигенных и исчезающих видов растений Западного Кавказа. Сочи получил также экологический образовательный, научный центры, культурно-этнографические, исторические центры "Моя Россия", "Село Некрасовское", Святой Софии на горе Ахун, тематические парки и многое другое.
Свидетельство о публикации №214020902309