Девятый вопрос. Что мешает мне хотеть?
Мешать ему не хочется. Но интересно: какую пьесу он сейчас читает? Я тихонько заглядываю ему через плечо. Так и есть! Сережа заканчивает читать «Голого короля». И как раз то место, где одураченный король торжественно шествует голышом по площади, абсолютно уверенный, что он одет в самый невесомые и нежнейшие панталоны, камзол, рубашку и белье. Но ни один предмет из его нового платья, даже носовой платок, не может видеть ни тот, кто глуп, ни тот, кто занимает не свое место.
Никто и не видит. Одурачили короля мнимые портные. Но все, кто собрались на площади, боятся сказать о том, что никакого платья на короле нет. Страшно! И ладно еще, когда скажут, что глуп, а то ведь и со своего места могут прогнать: из дворца, со службы или просто с рынка, где булочник продает свои булки, а крестьяне – свои овощи. Вот все боятся и громко «восхищаются» роскошным нарядом.
А одному малышу у папы на плечах лучше всех с высоты видно голого короля. И вдруг он кричит: «А король-то голый!». И всем понятно, что это правда, потому что про этого малыша всем известно, что он умен не по годам, и уж он-то точно на своем месте.
Сережа весело смеется и поднимает глаза от книги.
– Папа! Я вот сколько раз читаю, а понять не могу. Зачем все подданные врут своему королю? Боятся, что их будут глупыми считать? Или просто не хотят этому королю помочь? Ему-то, наверное, хуже всех потом пришлось, когда его малыш разоблачил!
– Не хотят, ты думаешь? А почему бы какому-то придворному, не обязательно на всю площадь, а просто на ухо королю не шепнуть, как он на самом деле выглядит? Что мешает этому придворному так поступить?
– Наверное, страх! Страх, что выгонят с должности!
– А из-за чего выгонят?
– Ну, из-за того, что он не свое место занимает!
– А на самом-то деле получается наоборот! Он на своем месте королю-то и помог бы! И всех остальных можно было бы выгнать!
– Интересно… – говорит Сережа. – Что же получается? Каждый боится первым нарушить правила и запреты, хотя от такого нарушения мог бы получить большую пользу! Получается, что запреты важнее этой пользы?
– Даже и не запреты, а законы и правила, установленные монархом. Список, что «можно», а что «нельзя».
– А откуда монарх этот список взял?
– Ниоткуда. Просто он так решил, и весь старый опыт его предков учит, как можно поступать, а как нельзя. Например, нельзя подданным носить такое же роскошное платье, какое носит король или его придворные.
– Но ведь эти подданные могут хотеть носить такое платье?
– Раз такие платья могут носить только при дворе, то подданный может хотеть стать королем или придворным, и только тогда его носить, но не может хотеть носить такое платье просто так, в своей должности.
– Даже хотеть не может?
– И не помышляет! И что бы король ни надел, даже если очень хочется сказать, что такое платье ему не идет или вообще не для короля, этого делать нельзя! И это вот «нельзя» и приучает людей не просто молчать в таких случаях, а искренне хотеть восхищаться любым нарядом короля!
– Да кто же сейчас искренне такого хочет?
– Сейчас мало кто. А вот во времена королей и разных других вождей очень часто приходилось участвовать в таком всеобщем самообмане.
– А зачем?
– Ох, Сережа, знал бы ты, сколько разных кумиров-людей, кумиров-вещей и кумиров-явлений проходили мимо нас голышом, а мы, часто даже искренне, восхищались великолепным покроем и изумительной расцветкой нового платья, новой идеи, новой прихоти очередного «короля».
– Наверное, тогда все жили в мире нищеты, а про мир изобилия не знали!
– Да, про мир изобилия в то время даже и не говорил никто.
– Папа, все равно я не понимаю! Кто по собственной воле хочет рукоплескать голому королю?
– Да никто, только сам король хочет. Он под свои желания законы и устанавливает. Наверное, хочет восхищения.
– Ему не хватает аплодисментов? Бедный какой!
– Но он же не знает, что он бедный. И ему никто не мешает хотеть рукоплесканий и получать их. А значит, ему никто не говорит «нельзя» – вот он и хочет.
– Понятно, что хочет-то он в мире нищеты. А остальные – просто боятся?
– Точно!
– Так что же получается в мире нищеты?
– Получается, что только монаршей волей определяется, что «можно», а что «нельзя» для желаний подданных.
– Папа, а что это за монарх такой, что это за король? Вот для меня, например?
– Этот тот самый король, Сережа, которого ты возвел на трон сам для себя.
– Как это? Где я его возвел на трон?
– Ну, конечно же, образ всемогущего монарха, которым ты хотел бы стать, по кирпичикам строит и конструирует твое сознание – маленький «грецкий орешек»!
– Это значит, что я сам себе на трон посадил этого тирана!
– А когда ты сознательно это сделал, подсознание, которое может все, конечно, соглашается с сознанием, что желания и запреты этого тирана и есть твои желания и запреты. Ему решать, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя. Он – полновластный хозяин в твоем внутреннем мире.
– Значит, моим настоящим желаниям мешает на самом деле «грецкий орешек»?
– Да, получается, что «грецкий орешек» в твоем внутреннем мире объявил себя королем, который решает, что можно хотеть, а что нельзя.
– Это значит, в мире нищеты мной полновластно правит сознание? Это мне совсем не нравится! Папа, а в мире изобилия как?
– А в мире изобилия нет правителей.
– Почему?
– А потому что в этот мир открыт свободный вход «маленьким мальчикам и девочкам», которые здесь все на своем месте. Ведь мир изобилия – это Детский Мир. И любому кандидату в короли (в том числе и «грецкому орешку») эти бесстрашные дети могут в любой момент крикнуть: «А король-то голый!».
– Но вы же с мамой даете мне самому быть волшебником и играть в любые новые игры!
– Так мы же этого искренне хотим! А с теми, кто искренне хочет поиграть в новую игру вместе с ними, – дети всегда готовы играть и идти к любым новым приключениям. Ведь в игре король может быть только понарошку! И никаких других королей нет.
– А я знаю! Потому что это – мир изобилия. И в этом мире изобилие королевских платьев для всех!
– Молодец, Сережа! Так что мешает тебе хотеть?
– Мне мешает хотеть мое сознание!
– А зачем?
– Чтобы я не нарушал законов мира нищеты!
– Замечательно! Запишем это в нашу ответную тетрадь?
– Конечно, запишем!
И мы записали:
Девятый вопрос:
ЧТО МЕШАЕТ МНЕ ХОТЕТЬ?
Ответ:
МНЕ МЕШАЕТ ХОТЕТЬ МОЕ СОЗНАНИЕ!
А зачем?
ЧТОБЫ Я НЕ НАРУШАЛ ЗАКОНОВ МИРА НИЩЕТЫ!
Новая игра. Что мешает мне хотеть?
Мне мешает хотеть мое сознание!
Вот так монарх обнаружился в жизни каждого из нас! Мало того, что он хочет властвовать над нашими мыслями и желаниями безраздельно, так он хочет еще, чтобы его прихотям, его оценкам, его мнению все рукоплескали!
– Папа, а вот интересно, – задумчиво говорит Сережа. – Но раз мое сознание зачем-то мешает мне чего-то хотеть, то, может быть, оно это не напрасно делает? У него же есть опыт правления? А правитель ведь должен отвечать за то, что делается в его государстве!
– Ты прав, Сережа, должен. Только осталось нам понять: а в каком государстве?
– Как в каком? Ну, в моем мире.
– А он у тебя какой?
–Как это – какой?
– Ну, ведь государства же разные бывают. Монархия, республика, диктатура…
– Это у других людей разные, а у меня всем должно быть хорошо! Это что, республика?
– Пожалуй. А в республике может быть король?
– Нет, в республике главный президент. И его все время переизбирают. А короля нельзя переизбрать, он даже своим детям и внукам власть передает.
– Значит, властью владеет династия. А чтобы другая династия к власти пришла, что должно произойти?
– Наверное, переворот или вторжение какое-нибудь.
– А в республике?
–А в республике выбирают нового президента. Вот у нас – раз в четыре года.
– Значит, приходит новая власть?
– Власть-то не новая, она так и остается республикой – просто новый правитель. Папа, а что это значит? Что значит, что в монархии как будто все время один и тот же монарх, а в республике правители могут часто меняться?
– Это называется форма правления. Когда у тебя в голове только одно сознание тобой управляет и все время решает, что тебе можно хотеть, а что нельзя, – какая форма правления в твоем мире?
– Монархия?
– Монархия-то монархия, может быть, даже диктатура. А вот кто эту монархию на трон возвел? Кто законы в твоем мире установил и какие?
– Только не я… А кто? Раз у меня своих желаний почти нет , а только то, что мне «грецкий орешек» разрешает желать, то получается, что у меня в мире действуют законы нищеты! Значит, мой мир будет миром нищеты!
– Молодец! А когда ты готов все время менять своих правителей и от тех, что не очень хорошо тобой управляют, отказываться, не выбирать их на следующий срок, то что это тогда будет за мир?
– Конечно, мир изобилия!
– А какой мир настоящий? Какой правитель по-настоящему управляет твоими мыслями и желаниями? Нищета или изобилие?
– А какой я решу, такой и будет настоящий! Вот здорово! Значит, какую власть в своей голове я устрою, таким и будет мой мир!
Да! Привычка, надо сказать, у Сережи с сегодняшнего дня начала вырабатываться замечательная! Чтобы как-нибудь невзначай сознание под маской какого-нибудь канцлера или императора власть над Сережей не захватило, надо просто почаще и посмелее хотеть – не бояться и никогда не запрещать себе хотеть. Хотеть в том числе и королевских, и президентских нарядов. А станет шептать сознание: «Нельзя! Ты что, дурак или со своего места слететь хочешь?!» – надо просто ему ответить: «А король-то голый!».
И тогда желаний будет – ну просто изобилие!
________________
1. Евгений Шварц, «Голый король», 2. Гумилев Л. Н., «Этногенез и биосфера Земли»,
Свидетельство о публикации №214020900240