Смоленск - любимый город юности

     Снимок из интернета.

                Из раздела «Школьные годы» автобиографических записок.

     Я считаю себя смолянином, хотя никогда не проживал в Смоленске. Мало того, я бывал в любимом городе не чаще двух-трёх раз в год. Но это в редкие годы, а чаще – только один раз.
     Впервые в областной центр я попал в 1946 году. Разболелись колени, в Рославле не могли поставить диагноз, мама повезла в областную больницу. Там тоже ничего не определили и в стационаре на обследования отказали. Я много позже понял, что причиной ноющей боли были ушибы: ударил однажды обухом по колену, заколачивая металлический столб, падал на камни, прыгая с товарняка, получал удар в драке сапогом; были и другие случаи травм, когда за шустрость рассчитывались колени. Мама не знала об этом, а я помолкивал.

     Город показался мне огромным. Но более всего поразил его исторический облик, его центр старинной застройки.  И хотя я передвигался с трудом, тянул маму осматривать крепостную стену, парк с сохранившимися  памятниками истории, собор на горе и вообще все улицы холмистого  левобережья. Город лежал в руинах, центр был спалён, но даже сожженный он поражал воображение. Я влюбился в него, каждое новое посещение его была праздником. Посещал я его большей частью проездом, когда ездили с мамой в Москву к моей крестной.

     Обычно добирались в Смоленск рабочим поездом. Почему он так именовался, мне осталось непонятным. Но ходил он по странному расписанию: останавливался на всех станциях и разъездах, в Починке стоял четыре часа – ровно столько, сколько двигался от Рославля. Паровоз отцепляли и после загрузки угля и заливки тендера водой, прицепляли к такому же составу с пассажирами из Смоленска. А наш состав стоял, пока не прибывал встречный состав из Смоленска и приведший его паровоз не прицеплял наш, чтобы тащить дальше. В движении мы проводили около восьми часов плюс четыре часа стояли.

     Утром поезд подходит к Смоленску, и уже от Сокольей горы я всматриваюсь влево вперёд в надежде издали увидеть над долиной Днепра взметнувшееся над холмами здание Успенского собора. С Успенской горы для меня и начинается Смоленск. А дальше – новый вокзал, трамвай, грохочущий по днепровскому мосту и далее по крутой улице в центр. А справа и слева от лезущей в гору улицы – глубокие заросшие зеленью овраги, придающие ландшафту горное обличье.
     Когда позволяет время, удаётся побродить  несколько часов по полюбившемуся городу, но чаще гляжу на него только из окна трамвая ( от вокзала – до конечной и обратно).

     И вот мы едем специально, на экскурсию. Её организовал наш классный руководитель, преподаватель истории Кузмин Семён Демьянович. Специально в исторический музей – открылся новый раздел после раскопок Гнёздовских курганов. Хотя и без этих раскопок Смоленск историей не обделён. Да и большую часть находок –  панцири, кольчуги, каролингские мечи увезли в Москву, в исторический музей. Как нам объяснил Семён Демьянович, Гнёздово – это торговая предтеча города-крепости, возможно, его отдалённый посад.

     Едем не на рабочем, а на поезде дальнего следования Орёл – Рига. Конечно, в общем вагоне – не платить же за плацкарту из-за трёх часов пути. Но и в общем вагоне мы умудряемся захватить все полки в двух купе. Кто-то завалился спать, но наша группка развлекается – играем в «города», появившуюся у нас недавно новую игру. Мы её немного усложнили: каждый прервавший цепочку названий городом с «трудной» буквой на конце, – буквой «Ы», «Й» или «мягкий знак», – зарабатывает очко. Сумма очков не говорит о хорошем знании географии, просто с тех пор как увлеклись игрой, мы тщательно изучаем карты всех стран в поисках городов типа: Йорк, Алатырь, Вятские Поляны, Кимры.

     Изучать историю мы начинаем с Успенского собора. Кто-то ещё раньше – с подсчёта количества ступеней в лестнице, ведущей в гору к собору. Даже эта каменная лестница дышит историей. Парапеты кое-где разбиты, куски их валяются у лестничных маршей. Но это не следы исторического разрушения, – это следы недавней войны. Как и бреши в крепостных стенах и башнях. На улицах следов войны уже нет – воронки засыпаны, руины восстановлены, развалины разобраны.

     Гида для осмотра исторических мест нам не надо – наш педагог отлично знает историю крепости – твердыне западных границ Московского государства.   Да и у нас ещё свежи в памяти из учебника истории  Ливонские войны,  Смутные времена, оборона Смоленска князем Шеиным  и другие славные страницы из истории города-крепости.
     Исторический музей меня поражает: экспонаты освещают жизнь родного края от ледникового периода до послевоенного восстановления хозяйственной разрухи. Хочется смотреть  и смотреть, читать и читать. Что тут говорить: я в музеях-то ещё и не был, не считая рославльского краеведческого.

     Через год я снова в Смоленске. Только что отгремел выпускной вечер, получен аттестат зрелости, можно бы и отдохнуть, но нас уже вызывают на медкомиссию в областной военкомат. Кандидаты в летуны впервые предстают перед ВЛК – врачебно-лётной комиссией. Надо же какой почёт будущим лётчикам! Областная, а не районная, как для кандидатов в прочие военные  училища. Та же, что ежегодно обследует лётчиков всех областных (и не только) лётных частей. Авиационные медики знают своё дело: половина кандидатов отчисляются и в тот же день возвращаются по домам. Но расстраиваться им не придётся – всех распихают по другим училищам. Все писали заявление о направлении в училище, а какое? – выберут без вас, куда надо, туда и пошлют. Так пояснял райвоенком ещё на первой беседе.

     Меня комиссия не волнует, мне не терпится снова побродить по любимому городу. И весь вечер и почти до полночи я брожу по старинным улочкам, лазаю на уцелевшие башни и полуразрушенные крепостные стены. Местами этих свидетелей героической истории уже начали ремонтировать. Пока что с лицевой стороны – от Днепра.

     Мне не раз удастся навестить Смоленск в последующие годы. И курсантом и лётчиком ВВС. Как минимум неделю отпуска проводил в Смоленске. Потом много лет не появлялся – проводил отпуска в туристских походах.
     В 80-х проездом бывал здесь с семьёй. У детей город, его древний облик тоже вызывал восхищение. Хотя они и жили в Свердловске, городе, втрое  превосходящем по численности город моей юности. И не менее красивом. Но в Смоленске есть что-то, чего нет в других городах. Дух древности, что ли? Или героика истории? Не знаю что, но душу зацепило в юности и не отпускает.


Рецензии
Очень интересно и познавательно! Удивительная жизнь и способность восхищаться.

Надежда Михайловна Кириллова   30.12.2020 22:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.