Исаак Левитан и современная культура
Новаторство И.Левитана
Исаак Левитан был новатор для своего времени. В чём это заключалось? Он сделал повседневное, мимолётное и преходящее искусством и через искусство приобщил это к вечности. Мир русского пейзажа не представляется теперь без картин Левитана. В современном искусстве он уже классик. Его творческий путь – это объект для подражания. Творчество большого количества русских, советских и постсоветских пейзажистов расширяет границы этого пространства. Можно сказать, что при любви к матушке природе, это пространство безгранично и неисчерпаемо. Оказалось, что видимая реальность тоже нуждается в объективизации и может стать предметом искусства без прорыва в запредельное, без метафизики и мистики. Сквозь всё древнее искусство сквозит «мир иной»: праоснова бытия. Именно это вдохновляло мастеров прошлого. Левитан знаменует собой переход к эмпирическому сознанию, в котором жизнь представляется драматичной и конечной.
Любая талантливая картина предполагает выход за видимое, т.е. окно, за которым раскрывается мир художника. Мир И.Левитана грустный по состоянию души, но гармоничный по цветовому восприятию. Он заставляет смотреть на мир заново, новыми глазами. Его пейзажи печальны, как хорошие стихи.
Время Левитана в истории России было апогеем буржуазного благодушия. Героям Чехова скучно, они томятся в ожидании событий, способных наполнить праздную жизнь. Искусство даёт им эти события. И люди благодарны. Они тянутся к художникам, писателям, артистам. Они создают общее поле благоговения, в котором даже мелкие события приобретают значительность. Левитан творит в атмосфере любви и почитания со стороны зрителей и меценатов.
Это эпоха создания музеев и частных коллекций. Знаменитый меценат Третьяков высоко оценил творчество И. Левитана и приобрёл для своей галереи 20 работ художника. Пейзажная картина становится в один ряд с жанровой, исторической, портретной живописью. В этом есть большая заслуга Левитана.
В то же время Левитан чувствовал и ограниченность пути, на который он встал. Вдохновение сопутствует всегда поиску, прорыву в неведомое. Большой художник не может успокоиться на достигнутом, – удержаться в искусственной гармонии уходящего мира: его поздние работы окрашены эмоциональным надрывом.
Он – дитя своего времени, а его время стремительно несётся к «Чёрному квадрату».
В конце века Левитан творит на закате великосветского буржуазного величия, где даже сильные мира сего не гнушались занятий живописью. Эта линия продолжится ещё в 20-м веке: Николай 2, У. Черчилль. Но путь разделения уже намечен. Представить себе Брежнева, Горбачева, Ельцина за мольбертом невозможно. Поэтому наследие Левитана напоминает нам о времени гармонического единства художника и зрителя, культуры и власти. Что же произошло потом? Каково место знаменитого и прославленного художника И. Левитана в современной культуре?
Современная культура
Мы живём в новом мире, где эстетические категории утратили своё священнодействие. Современное культурное пространство – это пространство провокации, эпатажа, шоу. «Власть» и «Культура» сейчас явления взаимоотталкивающиеся. Власть – или безразлична к культуре, – или, что ещё хуже, поддерживает очень сомнительные проекты.
Сложно говорить о живой классической традиции в российском масштабе. Но можно сказать, что эта традиция восстанавливается в провинции. Народ сам занимается своим самосбережением. Финансовая элита сейчас относится к творчеству современных живописцев с таким же недоумением, как жители «Плёса» относились к Левитану во время его первого появления на Волге.
Если народ теперь приходит на выставку И.Левитана, что бы прикоснуться к прекрасному, то новая буржуазия желает лишь вложить свои деньги в раскрученный бренд. В искусство вкладываются деньги, и большие деньги. Но цена на знаковые произведения живописи беспримерно высока не потому, что люди, покупающие эти произведения так высоко их ценят, а потому, что нужно куда-то вложить избыточную денежную массу. Это современный арт-бизнес. Произведения искусства превращаются в уникальные банкноты с высокой степенью защиты.
Простой народ в 19 веке не понимал живописи И.Левитана. В наше время, именно простой народ и относится к живописи Левитана с любовью. Поэтому можно сказать, что Исаак Левитан стал, действительно, народным художником. Если в 19 веке для народа с традиционным мировоззрением он был авангардист и новатор, то в наше время, он – классик. Мы пытаемся удержаться на классических высотах, что бы хоть как-то сберечь сознание от разложения.
Художник призван творить новое. Новатор Левитан, став классиком, уступает место новым художникам. Найдутся ли среди них такие же талантливые и работоспособные – покажет только время. И какое направление в искусстве обретёт статус классического, не стараниями проплаченных искусствоведов, а реально – мы сейчас можем только предполагать. Может быть, усилия художников вновь обратятся к постижению запредельного праобраза, и мы будем искать новые откровения в мистическом мире "фентези" или вернёмся к ортодоксальной метафизике древней иконописи, но это всё будет уже после Левитана. Такова история…
Свидетельство о публикации №214021001471