Один в доме

Фёдор Петрович 10 лет, как вышел на пенсию, и по состоянию здоровья не смог работать. Жил он один в двухкомнатной квартире. Жена ушла от него 20 лет назад к богатому старичку. Захотелось ей сладкой жизни. Хотя всем  говорила, что ушла из-за его пьянства, устала с ним мучиться. Она так поспешно сбежала, что не стала делить имущество. Оставила ему даже квартиру и дачу.

Фёдора Петровича пить вынуждала его работа. Он всю жизнь проработал слесарем – сантехником в ЖЭКе. А там нельзя было не пить. Бедные бабушки расплачивались с ним: кто деньгами, кто водкой, а то и тем и другим.

В начале своей карьеры он отказывался от всего, ведь он за эту работу получал зарплату в ЖЭКе. Потом привык к подношениям, особенно к выпивке. Денежки у него водились, и он с женой  жил в достатке. У них была дочь, он её выучил и одевал не хуже других. Да и жена могла позволить себе больше, чем её подружки. Но она вечно была недовольна. Вот такая ему досталась баба.

Фёдор Петрович выпивал, но злостным алкоголиком не был, по причине того, что организм его противился алкоголю и откликался на него болями в области печени. Врачи ему запретили пить, так он может заработать цирроз печени. Он считался хорошим специалистом, и бабушки к нему в очереди стояли. Как только жена ушла от него, он стал пить больше от горя, одиночества и организм взбунтовался. По скорой попал в больницу. Он жутко испугался. Выйдя из больницы, дал зорок, не пить. Повторись такое, кто за ним будет ухаживать. Живёт один в доме. Правда есть дочка и не плохая, но она вечно занята на работе и по дому. Она его не бросила и, как могла, помогала. А он, в знак благодарности, подбрасывал деньжат внукам на учёбу.

Сказать, что Фёдор Петрович бросил пить, это ничего не сказать. Правда, первым делом он перестал пить у бабок, брал плату деньгами. Но по выходным, святое дело, он обязательно к обеду выпивал 100 г ,чтобы украсить свой холостяцкий обед. Когда бросил работу, то продолжал по традиции в выходные по 100 г к обеду, хотя теперь выходные у него вся неделя. Организм его откликнулся на заботу и боли почти утихли. Повод, чтобы снова запить, был – это одиночество. Не с кем поговорить о политике, растущих ценах, низких пенсиях, коррупции, олигархах. Даже во дворе одни бабки с палками шастают туда, сюда. Они его иногда останавливают, как единственного петуха в их курятнике. Он с удовольствием заговаривает с ними, они его считают знатоком, а некоторые клеят его, богатого жениха в двухкомнатной квартире.

Единственной отрадой Фёдора Петровича была дача. Зимой все мысли были о ней. Он мечтал о лете, как хорошо ему будет на даче, дожить бы только. Дача у него давно. Все постройки на участке сделаны по молодости его руками. А главное деревянный домик из двух комнат и веранды. Правда, печку ему сложил сосед. Печка дело тонкое, вдруг не будет тяги. Сделал сарай, туалет, душ, дорожки. Когда с ним была жена, она по весне много чего сажала. Нынче Фёдор Петрович сажает самое необходимое: огурчики, помидоры, петрушку, лучок. И всё понемножку, больших трудов это не составляет, можно даже сказать в охотку, чтобы размять старые кости, засидевшиеся за долгую зиму. Иногда ему невмоготу, как хочется съездить зимой на дачу по чистому белому снегу. Тогда он берёт сало, хлеб, луковицу, термос с чаем и традиционные 100 г, а также мобильный телефон для связи с дочкой на случай беды, и едет на дачу.

Вот и сегодня, в середине февраля так ему захотелось на дачу! Вчера выпал небольшой снежок, он представил, как там красиво, тихо, и захотелось побыть одному в своём саду, а потом зайти в домик и с удовольствием потрапезничать. Фёдор Петрович любил на участке разговаривать вслух с домиком, деревьями, особенно с берёзой, которую посадил ещё прутиком, как с живыми существами.

Только ступил на дорогу, ведущую к его участку,  и на душе повеселело от тишины, белого безмолвия, умиротворения. Вот он подошел к своей калитке, она открыта, к ней ведут свежие человеческие следы растоптанной обуви. Глянул на крышу и увидел дым, валящий из трубы, во дворе сложена куча сушняка. Кто-то капитально обосновался на его участке. Подошел к двери, она открыта. Он её, правда, не закрывал на замок, просто закрутил проволочкой. Воровать у него нечего. Да и заметил, чем сложней запоры, тем больше случаев воровства. Пример: его молодой сосед. Его несколько раз обворовывали, не смотря на серьёзный запор. Фёдор Петрович прошел веранду и оказался в комнате. На диване лежал бомжеватый мужик лет шестидесяти, рядом стояли его изношенные ботинки, топилась печка.

Мужчина, увидев его, вскочил. Лицо его давно не знало бритвы и воды с мылом. Вид его был жалкий, в глазах страх. Он начал что-то лепетать. Фёдор Петрович сказал ему:
- Помолчи, я всё равно не пойму, что ты бормочешь. Я буду задавать вопросы, ты –  отвечать.
Мужчина согласно кивнул головой. В комнате было тепло, и Фёдор Петрович снял верхнюю одежду, пригласил мужчину к столу и заговорил:
- Как тебя зовут?
- Вася, когда-то был Василий Митрофанович.
- Сколько тебе лет?
- 55.
- Как ты оказался здесь?
И тут он выдал целую тираду:
- Я бомж. Мне негде жить. Извините, что забрался в Ваш дом без разрешения, не у кого было просить его. У меня безвыходное положение. Бомжи посоветовали этот кооператив. Были сильные морозы, где только не ночевал, везде гнали, как собаку. Я простыл. Если Вы против, я уйду.
- Ну и куда же ты уйдешь?
- Не знаю. В город бесполезно. Может, найду другой домик с печкой.
- Эх, ты, горе луковое. Как же ты дошел до такой жизни?
- Не сразу. Я работал начальником СМУ (строительное управление). Однажды допоздна задержался на работе, возвращался домой на своей машине, улица была пустынной. Я решил на скорости проскочить мигающий жёлтый свет светофора. От куда взялся этот мужчина? До сих пор не пойму. Конечно, сбил его, вызвал скорую и милицию. Он остался жив, но стал инвалидом. Вот мне и припаяли срок. Когда вернулся домой, моя дочь вышла замуж и ушла к мужу. Меня выписала из квартиры и продала её. Я остался на улице. Куда только не обращался, не помогло. Квартиру не вернули, на работу не смог устроиться. Вот и покатился с горы. Первое время на старой работе помогли материально. Жил у друга, потом его жена попросила меня убраться. Дальше -  больше катился. Вот и докатился до этого состояния. Где только не ночевал, что только не ел, часто голодал. Воля моя парализована. Ничего мне не мило, даже жизнь. Пытался наложить на себя руки, но не смог. Так и живу паразитом.

- Да, Василий Митрофанович, жизнь тебя не пощадила. Мне тебя по человечески жаль. Живи здесь до тепла, всё равно пустует дом. Только не спали спьяну. Я навестить тебя вряд ли смогу, тяжело мне добираться сюда.
- Спасибо Вам, Фёдор Петрович, а за домом  присмотрю, не спалю, я ведь не пью.
- А чего ж ты ешь?
- Что попадет: на одном участке до снега успел набрать ведро подмёрзшей картошки, на другом – забытой морковки и несколько качанчиков капусты, не брезгую мышами, ловлю их в сарае на замасленную бутылку, однажды  съел собаку, которая набросилась на меня.

- Может, перекусишь со мной?
- Спасибо! Я уже поел.
- Да ладно, садись, поделимся. У меня тут кусок сала есть. Оставлю тебе. Водки у меня 100г
Тебе налить 50 г?
- Не надо, я не пью.
- И то дело, а то ни мне ни тебе, а мне 100 г  норма.
 Они съели луковицу с хлебом, запили чаем с булкой. После еды Фёдор Петрович собрался уходить и сказал:
- Василий Митрофанович, вот тебе мой городской адрес, я живу один. Будешь в городе, заходи, может понадоблюсь.
Фёдор Петрович пошёл, в след ему долго слышалось: «Спасибо»!

Прошло две недели. Звонит ему сосед по даче, молодой мужчина и сообщает:
- Фёдор Петрович, вчера был на даче. Гляжу, а у тебя в доме живёт бомж. Устроился, понимаешь, со всеми удобствами, а главное печку топит сушняком. Вид у него, не дай Бог! Я ему:
-  Что ты тут делаешь?
-  Живу, мне разрешили.
-  Кто тебе мог разрешить?
-  Хозяин, он был здесь.
Я ему не поверил.
-  Дачу сожжёшь.
И выгнал его.
-  Куда же он пошёл?
-  А шут его знает. По дороге пошёл.
-  И тебе не жалко было его?
-  Так я для тебя старался. Ведь может сжечь дом, а тебе другой уже не построить.
Фёдор Петрович очень расстроился, он не находил себе места.
- Куда он мог деться? Ведь не найдешь его. А впереди ещё холодный март. Пропадёт – думал он. Прошло ещё некоторое время. Фёдор Петрович не мог успокоиться.
- А может он  вернулся к нему  в дом? Завтра же еду на дачу – решил Фёдор Петрович. От принятого, наконец, решения он даже повеселел, и начал собирать рюкзак. Положил  в него побольше еды, особенно сала. Собравшись, он успокоился окончательно, лег на диван и даже включил телевизор, который последнее время не хотел смотреть.

В это время раздался звонок. Фёдор Петрович открыл дверь. На пороге стоял Василий Митрофанович, жалкий, больной, с горящими, от высокой температуры щеками. Фёдор Петрович обрадовался ему, крепко обнял, и велел полностью раздеться, а сам сделал тёплый душ и помог ему искупаться. Затем дал ему чистое бельё, расстелил пастель и велел ложиться. Василий Митрофанович  послушно всё выполнил. Петрович напичкал его лекарствами и дал чай. Когда температура снизилась, он его покормил и велел заснуть. Оказывается, Василий ничего не ел со вчерашнего дня.

Василий Митрофанович проспал до утра. Утром почувствовал себя лучше, и даже встал. Петрович нашел ему одежду из своего гардероба. Они позавтракали, и Фёдор Петрович поинтересовался у него, где он жил все эти дни. Василий Митрофанович рассказал, что бродил по кооперативу и не мог найти, что-нибудь подходящее для ночлега. В одном месте он наткнулся на участок с хозблоком. В нём была кухня, туалет, душ и сарай. Пришлось сломать замок. На кухне стояла электроплита, притом электричество не было отключено. Это его спасло. На плите грел кипяток и сам грелся возле неё. В шкафчике нашёл засохший хлеб, варенье, заварку. Спал на раскладушке, укутавшись куче вещей, найденных в сарае. На ночь плиту выключал, боялся пожара. Всё было бы хорошо, но он всё же простудился и заболел. Единственный выход из сложившегося положения был, приехать к Фёдору Петровичу, иначе он бы там умер. Ему крупно повезло, когда он вышел на улицу, кто-то возвращался в город. Водитель пожалел несчастного и довёз его до города, до дома Фёдора Петровича, который разрешил Василию Митрофановичу пожить у него до тепла. Когда он выздоровел, Фёдор Петрович заговорил с ним о работе:
- Твоё спасение в работе. До пенсии тебе ещё пять лет, надо на что-то жить. Не собираешься же ты снова бомжевать?

Фёдор Петрович встретился со своим начальником ЖЭКа, рассказал про тяжёлую судьбу своего товарища, и попросил помочь с устройством его на работу. Начальник, подумав, предложил ему работу дворника. Если взять несколько участков, то можно заработать на скромную жизнь. Василий отвык от работы, и очень волновался. Он прихватился за неё с усердием. У него получилось, он снова работал. Начальник был доволен им. Потом ему удалось устроиться  в СМУ, где он работал до своего падения, охранником. Василий сначала ночевал на работе, Потом ему предоставили место в общежитии. Так он доработал до пенсии.

Василий Митрофанович частенько бывал у Фёдора Петровича, оставался у него ночевать. Они много беседовали и стали друзьями. Василий был очень благодарен Фёдору, за то, что он приложил много усилий, что бы он смог снова стать человеком.


Рецензии
Михаил, вечер добрый!

Самое страшное- это одиночество в "золотом" возрасте.
Сегодня можно компенсировать общение по современный месенжером, но как
заменить общение " глаза-в-глаза", да ещё "подюмочку"...
Очень важно, что ваши персонажи "Василий Митрофанович и Фёдор Петрович много беседовали и стали друзьями"...

С уважением Саша

Александр Железногоров   28.06.2021 16:23     Заявить о нарушении
Добрый вечер , Александр!
Спасибо за тёплые слова! Я страдаю от отсутствия общения. Все меня забыли:и сотрудники, и друзья, видно старый и никому не нужен.
Я говорю, что общаюсь с природой, она меня слушает и ничего не просит.
Всего вам доброго! Миша.

Миша Сапожников   28.06.2021 18:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.