Попробуй! Этот мир разрушь...

                Запутываясь в противоречиях жизни,как в паутине,мы остаемся
                и великими,и маленькими одновременно - во всем...

    В этот февральский день - точно помню было воскресенье - я шла в школу-интернат,где работала воспитателем,в общежитие для мальчиков,в класс педагога Хулькара Набиева,который вел классное руководство в нем на пару с учительницей химии  Светланой Анатольевной Васильевой.Наслаждаясь тишиной дня,свежим морозным воздухом и любуясь смеющимися на солнце снежинками,я немножко опоздала и,войдя в комнату для сна,ужаснулась открывшейся картине:мальчишки прыгали на кроватях,забрасывая друг друга подушками,кричали и смеялись так,будто сражались с ураганом - просто Содом и Гоморра!
    - Что здесь происходит? - я придала голосу необычную строгость и,взглянув на часы,скомандовала: даю вам ровно 15 минут - и чтоб в комнате был порядок.Начали!
    Что только не замелькало в воздухе!Хватали и заталкивали в бельевые шкафы свое и чужое и даже чьими-то лыжными штанами умудрились быстренько замести пол.
    Когда вошли учителя,все стояли у своих кроватей,счастливо улыбались и стройно пропели свою песню-реквизит,последние слова которой они выкрикивали особенно бодро и обнадеживающе:
          Будем мы и пахать,и сеять,будем,может,водить поезда -
          Все равно!
          В жизни верному пути - нет конца!

     Хулькар прошелся по комнате непринужденно.Как бы между   прочим,поинтересовался книгами,которые мальчишки читают,фильмами,которые смотрят,впечатлениями от проведенных каникул.Будто невзначай подошел потом к коротышке Олиму и,проверив верхний кармашек его брюк,достал сигарету:
     - Сегодня не накажу...Но в следующий раз это будет жестоко.Веришь?
     Олим зло взглянул на своего друга Фаниля:
     - Предатель!Только ты знал об этом!
     - Ну и что?! Польза дела дороже нашей дружбы.
     - Ух ты,негодяй! - Олим показал ему кулак,обещая последующую расправу.
     - Не горячись,джигит! - похлопав его по плечу,улыбнулся Хулькар, - хорошо подумав,ты согласишься с тем,что друг твой совершил хороший поступок,полезный,прежде всего,для тебя...А любое хорошее дело не может быть предательством...

      - Ну как там с радиоузлом? - обратился Хулькар к следующему ученику.
      - Все в порядке,только музыка будет из старых записей.
      И тут заговорил обычно помалкивавший Никита:
      - Учитель,почему Вы никогда не вспоминаете про химию?Она ведь нисколько не хуже литературы и даже - королева всех наук.
      - Вот как?
      - Конечно,воздух - химия,вся земля - химия!
      - Геология,а не химия, - перебил кто-то,хотя уговор был не перебивать и не озлобляться в спорах друг на друга.
      - Геология?Смешно!-  горячился Никита,- железная руда,медь,каменный уголь,керосин - все это химия...
      - Ты что,думаешь керосин выкапывают из-под земли лопатой?
      - Дураки!- отбивался Никита,но продолжал с воодушевлением:
      - Неужели вы не понимаете- все,что мы пьем и едим - это химия.
      - И колбаса тоже?!Особенно та,которая сейчас с добавками...
      Все засмеялись.

      - Химия - это на самом деле очень интересно,- вмешалась в разговор Светлана Анатольевна,- я сама влюблена в этот предмет и обязательно помогу Никите доказать,что химия для литературы тоже важное подспорье...
      - Я рад!- примирительно для всех закончил спор Хулькар.Вместе мы добьемся многого.

      Потом пошли игры,загадки,обучение мальчиков "светскому" этикету.Хулькар был задорен,ловок,современен.И откровенно любуясь им,я невольно уходила памятью в тот первый педсовет,на котором он озвучивал, и довольно подробно,свою программу-проект по теме: "ГОВОРЯТ,словом делу не поможешь...Кто готов это ОПРОВЕРГНУТЬ?"

      Тема-задание для учащихся предполагала творческий подход и к делу,и к литературе.И мы сомневались,что проект будет работать- он требовал слишком большого напряжения,сил,отдачи,вдохновения.Все это уже тогда безнадежно угасало,и не было ни возможностей,ни желания изменить и остановить.
      - Хулькар,- спросила я,- а Вы лично участник проекта,и есть ли у Вас то "доброе дело",которое завершит финал?
      - Нет,я только организатор и,выполняя именно эту миссию,я перекладываю выполнение поставленной задачи на своих учеников.При этом,правильным образом жизни я являю собой живой пример,которому можно подражать.

      Тогда же он рассказал коротко о себе.Родители живут в отдаленном кишлаке,невесте 14 лет,он должен ждать ее совершеннолетия,уже сейчас заплачен "калым".
      - Калым?- переспросила я,- но это так странно и несовременно...
      - Я- таджик по национальности,и суть вопроса в том,что нарушить этот обычай нельзя.При этом я думаю,что не делаю ничего плохого:в принципе- это слово чести,обязательство,долг,следуя которому я должен построить в итоге образцовую семью;воспитывая детей,подготовить для себя достойную смену и опору.
      - Но а как же чувства?
      - Все просто:моя невеста сейчас - нераспустившийся цветок,разве можно ее не любить?Вообще,я совершенно не вижу здесь противоречий,и мои слова никак не расходятся с "делом".

      Уже в полночь,проверив,все ли в порядке там,где спят мальчики,я примостилась в комнате для воспитателей на диване и задремала.Меня разбудил осторожный скрип входной двери,в проеме которой появились Хулькар и Светлана.
      - Во всем мире нет никого лучше тебя,- шептал он горячо и восторженно,осыпая поцелуями ее лицо.
      - Ты никому не позволишь отнять тебя у меня?
      Было понятно,что она имеет в виду его невесту.
      - Аллах не допустит этого,я уверен.Ты- моя единственная любовь!Я хочу,чтобы ты стала моей сейчас же!
      Чтобы обнаружить себя,я громко закашляла.Тени тут же исчезли.

      В начале апреля интернат гудел,как улей,на все лады "переваривая"случившееся:Светлана Анатольевна в больнице.Намереваясь покончить жизнь самоубийством,она бросилась со скалы в реку...Официальной стала версия о том,что она просто упала,случайно оступившись.

      На педсовете,собравшемуся по этому случаю,все сидели,понуро опустив головы,перебрасываясь иногда ничего не значащими вопросами и замечаниями.Вошел Хулькар- похудевший,взвинченный,потерянный,хмурый.
      - Я не хотел этого...поверьте!Не хотел...
      - Но,может быть,ситуацию еще можно исправить? - спросила я осторожно,-ведь очень часто ошибки,которые мы совершаем в молодости,становятся непроходящей и вечной жизненной болью...
      Ответ был конкретным и решительным:
      - К сожалению,нет.Я не могу стать врагом своих родителей,потерять и свою совесть, и свою честь.

      И вот тогда начался грязный и откровенный скандал.Присутствующие осуждали Светлану воткрытую:этим поступком она выставила на позор талантливого педагога,давшего старт и жизнь нашему интернату,открыв связь с ним...
      - Да она просто дрянь!- возмущалась директриса,- она втянула приличного человека в позорную игру...
      - Так может вести себя только психопатка,которую надо обходить стороной за километры...

      Светлана сидела молча.Она смотрела на всех этих - мелькающих,кричащих,ругающих ее - печально и безразлично и,казалось,что в глазах, среди многих других и прочих,"висит" и этот - удивленный вопрос неведомо за что наказанного ребенка- о человеческой сущности...об этой странной человеческой сущности...


      


Рецензии
Легче разрушить мир одного человека.Убить его , лишить жизни , радости ...
А мир будет стоять нерушимо
Странные понятия о чести и совести
Спасибо , Галина!
Мне интересно Ваше творчество.
Я люблю к Вам приходить .
Пишите чаще , больше.Вам есть что рассказать

С благодарностью

Ривка Берг   10.02.2014 20:55     Заявить о нарушении
Я написала о человеке,не способном на плодотворный диалог с самим собой...И абсолютно уверена в том,что искоренять из сознания людей "дикость",цементирующую наш внутренний мир,надо любым способом,всегда и основательно... Галчонок,спасибо за понимание,Ваше присутствие на страничке вдохновляет.

Галина Кручинина   10.02.2014 23:25   Заявить о нарушении