Интервью. Но об этом не пишите...

Интервью с генеральным директором фирмы ИНФО ОЛ В. М. Подлубным

- Виталий, на Руси так повелось, что дом начинают с фундамента под печь. А потом, уже от печки строят стены, потолок, крышу - всё возводят от печки. Что в Вашем деле было той самой печкой: идея, большая или небольшая сумма денег, коллектив? 
- Как это ни странно, основой нашего дела является ситуация, в которой оказались два-три года назад выпускники ряда технических вузов, которые составляют сейчас костяк нашей фирмы, а именно - невозможность, по разным причинам, работать по специальности в НИИ, куда мы распределялись, и желание делать что-то своё.
Потом началась работа на грани полного отсутствия средств к существованию, когда мы не могли себе гарантировать, что будем такой фирмой, как сегодня, и ежедневный риск. При этом надо учесть, что мы закончили технические вузы, и мы не готовились всю жизнь заниматься информационным бизнесом, просто был момент, когда заниматься той специальностью которую мы получили, уже не стало возможным. И тогда, случайно или закономерно, появилась такая идея, которая, на наш взгляд, не была никем реализована. Хотя, вроде, она витала в воздухе.
Дело в том, что 46-го размера туфель, которые я ношу, нигде не было. Оставалось четыре дня до моей свадьбы. И я, имея базовое техническое образование, решил провести сканирование поверхности: я сел на какую-то ветку метро и стал выходить на каждой станции, обходя все ларьки подряд. В итоге, я, во-первых, купил наконец-то эти туфли к свадебному костюму, рубашке и галстуку, а во-вторых, в один день проехав огромное количество этих точек в разных районах города, я заметил, что цены на одни и те же товары весьма отличаются. Казалось, всё просто: надо объезжать утром ларьки, собирать данные и торговать этими данными.
Но без телефонной справочной службы, в которой нам отказали, это было невозможно. Поэтому мы стали искать другие варианты, которые вертелись вокруг информации.
Уже в качестве фирмы мы начали собирать информацию по компьютерам и выпускать каталог. Первый я распорядился напечатать максимально большим шрифтом, чтобы каталог казался объёмнее. Кстати, сейчас возникла проблема, как втиснуть в тот же объём как можно больше информации. Наступило лето, и деловая активность в городе стала спадать. Кроме пяти-шести клиентов, заплативших за наш каталог, ничего он нам не дал. Хотя о нас узнали, и не важно уже было, что сам каталог не пошёл. Название фирмы было на слуху в деловых кругах.
 Когда нам стало ясно, что компьютеры средств к существованию не дают, мы решили заняться товарами народного потребления (ТНП). В результате, в начале сентября прошлого года, вышел первый каталог товаров народного потребления и продуктов питания. И хотя собирался он руками и ногами: мы среди своих родных и знакомых разделили город на секторы, каждый получил свой кусок для "выедания", и они ходили по фирмам, подписывая договоры на бесплатное размещение информации.
 25 октября нашли возможность сделать первый тираж в полста экземпляров на ксероксе, и стали его продавать. В каталоге, в двух его частях, были представлены товары почти 280 фирм. Информация давалась нам сквозь зубы, от крупной фирмы приходила порой одна позиция, скажем, по носкам. В ноябре активность партнёров вновь пошла на спад. Не потому, что к нам были какие-то претензии, а так, мол, у нас на столе набралась пачка ваших журналов, а мы в них и не заглянули.
Опять нам пришлось думать, как сделать нашу продукцию необходимой не только для нас. И с января мы объединили две части каталога: компьютерную и товаров народного потребления с продуктами питания в одну обложку и сделали журнал.
В январе на новогоднем застолье сотрудников фирмы, которое, грешен, я превратил в производственное совещание, решение это было одобрено всеми и утверждено.
И 29 марта 1993 года каталог вышел журналом, теперь уже привычного для нас и наших клиентов вида.
С этого дня начался третий этап в деятельности нашей фирмы, если их считать в следующей последовательности: первый, когда мы были никто и ничто и работали под заказ, который, к сожалению, ещё и не реализовали, значит, по-сути, в стол; второй - когда мы занимались продажей распечаток с информацией по компьютерам и ТНП; и третий - журнал.
Конечно же, у нас запланированы новые этапы.
- Если не секрет, какого направления?
- В течение полугода мы хотим сделать наш журнал изданием межфирменного общения. Есть журналы для охотников, садоводов, бухгалтеров, горнодобытчиков, а "All information" - для общения фирм. Он имеет ограниченный тираж, потому что фирм в нашем городе не бесконечное множество. Мы настроимся на их волну, чтобы всю информацию они передавали не через жутко дорогие средства массовой информации, а посредством специализированного журнала, который будет их журналом, который будет отвечать только их интересам.
Во-вторых мы хотим, чтобы наш журнал вошёл не только в каждую фирму, но и в большинство состоятельных семей Санкт-Петербурга. Потому что, наработанный нами опыт говорит: в нашем городе любой товар можно купить на 10-40 процентов дешевле. Для частного лица покупка в пределах 800 долларов будет проходить через наш журнал - в этом прямая выгода клиента. И это мы доказываем каждым своим выпуском.
- Нет ли здесь опасности в том, что какая-то часть фирм, имеющих дело с дорогими товарами, испугается Вашего журнала и выйдет из числа его клиентов, а то, ещё чего доброго, поведёт против него борьбу?
- В начале нашей деятельности мы опасались этого, но мир бизнеса, к счастью, не настолько примитивен и жесток, как его пытаются порой изображать: у нас есть реклама откровенно дешёвых товаров, в смысле низких цен, а не низкого качества, но есть реклама и откровенно дорогих фирм. И ни одна из них не имеет к нам претензий, потому что фирма, имеющая дорогой товар, дорога лишь для дилетантов. А знающий человек понимает, что, если товар продаётся на сорок процентов дороже, чем в фирме, обозначенной предыдущей строкой нашего журнала, значит привезён он непосредственно из США и этот товар "белой сборки" с гарантийным обслуживанием. И, если у меня есть деньги, то я никогда не куплю дешёвую машину, даже три машины на эту сумму, а возьму в дорогом салоне с высокой гарантией качества.
Как сказал один господин: есть "Запорожец", и есть "Мерседес", кому-то нужен и "Запорожец".
- Виталий, Вы постоянно говорите "журнал", "наш журнал", но будьте откровенны, ведь это же не журнал.
- Это - журнал. Вернее сказать, это - журнал, потому что это - уже не каталог. Мы несём каталожную нагрузку по информированию. Но, скажем, западные каталоги, тот же "Otto" или ему подобные, не настолько "горячие": ни один из них не имеет недельной периодичности. А развитие "All information" мы планируем в сторону журнала.
- Какова же тогда перспектива этого издания?
- Судьбу нашего плана, о котором я сказал выше, будет определять клиент. Если наши постоянные клиенты, их несколько сотен, и временные, которых сотни, будут утверждать, что делаемые нами отклонения в сторону журнала им, при еженедельной работе с каталогом, не нужны, мы сформируем новое издание, самостоятельное ли, или в качестве ежемесячного приложения. Но пока, большинство клиентов довольны изменениями, которые мы проводим в каталоге, делая его журналом.
- В Вашем журнале (отныне мы будем его называть только так) есть ещё и реклама. Её становится из номера в номер всё больше. Нет ли тенденции к созданию на базе журнала рекламно-информационного агентства?
- Странно такую тенденцию искать, потому что юридическое название "Инфо Ол" - коммерческая информационно-рекламная фирма. Реализуется то, что в неё заложено с образования.
- Не могли бы Вы охарактеризовать ту команду, которая стояла у истоков фирмы?
- Это группа из 6-7 человек, которые подбирались по принципу внутренней порядочности, которые хорошо знали друг друга, которые приняли близко к сердцу нашу идею и которых она удовлетворила полностью, настолько, что ради неё люди оставили все свои дела. В большинстве, это были студенты Политехнического института.
- Все ли они уже имеют дипломы о высшем образовании и все ли они остались при идее и при Вас?
- Последние выходят на защиту диплома в этом году. Но, к сожалению, не все остались в фирме. Это беда многих команд, создающих базовую идею - на каком-то этапе люди начинают заниматься самоедством. И редко, кто проходит этот этап без потерь.  Мы потеряли, и я говорю об этом с сожалением, ряд людей, которым фирма не могла дать то, что они в тот период хотели иметь, а они на давали, в свою очередь, того, что я хотел от них получать.
Считаю их глубоко порядочными людьми и рад, что какое-то время мы сотрудничали, объединённые одной идеей.
- Виталий, не буду лукавить и делать вид, что Вас не знаю. Я узнал Вас в процессе совместной работы, и Ваш стиль руководства мне нравится. Охарактеризуйте его сами.
- Ежедневная борьба с бардаком, но об этом не пишите. А если серьёзно, то я пытаюсь выходить из ситуаций, которые жизнь, моё дело подбрасывают мне ежедневно в большом количестве, наименее болезненными путями. И мой основной девиз, из которого я исхожу при этом: ожидание - это лучшее решение проблемы. Я не люблю заводить трактор, чтобы сносить забор потому, что мне этого сейчас хочется, потому что он мне сейчас почему-то мешает. Со временем оказывается, что именно  этот забор здесь должен стоять и именно тебя он защищает от какого-то конкретного ветра. Когда даёшь себе время осмыслить ситуацию и проблему, проходит нервозность первой реакции и приходит нужное решение. Но я часто бываю недоволен собой.
- И всё-таки я хочу получить ответ в желаемом направлении: если бы Вы были не главой частной фирмы, а руководителем советского или, скажем мягче, государственного предприятия, и над Вами были бы начальники, остались бы Вы таким же в жизни и в работе?
- К моменту создания фирмы я уже имел трёхлетний опыт работы в НИИ по профилю моей профессии - биофизика и генная инженерия. Я был студент, надо мной были начальники, но я бы не сказал, что меня там гробили. У меня было направление, свой фронт работ и достаточная свобода на этом фронте и это позволяет мне говорить сейчас, что человек способен делать настоящее дело в любой обстановке, кто бы ни был начальник.
Моя сегодняшняя работа - это стопроцентный риск, у меня всё может рухнуть. Но я обменял уверенность в завтрашнем дне с начальством над собой на полную самостоятельность с риском всё потерять.
- И жизнь такая Вас удовлетворяет?
- Конечно нет, ведь хочется всё это иметь, плюс, уверенность в завтрашнем дне.
- Что Вы делаете как человек, как бизнесмен, чтобы эта уверенность была?
- Всё, что могу. Если что-то случится, я всегда могу сказать, я делал всё, что от меня зависело.
- Видите ли Вы пользу в том, что бизнесмены вкладывают какие-то средства в социальные программы, движения, кампании? А может, и сами участвуете в этом? Или просто создаёте рабочие места и этим участвуете в решении социальных проблем?
- Уровень фирм, которые участвуют в этих делах, не наш. Увы, не наш. У нас нет таких свободных денег, которые можно было бы вкладывать в социальные программы. Хотя благотворительностью, безусловно, надо заниматься, при всём опасении, что пожертвования могут не дойти в полном объёме до истинно нуждающегося.
А если проще сказать, то, не имея машины, я пользуюсь метро. И вижу там нищих, которые, осознаю, в большинстве своём, может быть, профессионалы и получают больше меня. Тем не менее, мне плохо.  Не могу сказать, что подаю каждому. Но мне плохо. Я жёстко начинаю осознавать поговорку: от сумы да от тюрьмы не зарекаются. Думая, что на их месте могу оказаться я, и все будут проходить мимо, мне становится страшно за себя. И тогда я начинаю с ещё большими усилиями работать на перспективы бизнеса.
- Чтобы не было печальной ноты на прощание, скажите, пожалуйста, что бы Вы посоветовали молодым, как и Вы, бизнесменам, которые дышат Вам в спину, что бы Вы им порекомендовали?
- Думать. Когда мы начинали своё дело, и нам многие говорил, куда вы суётесь в незнакомую отрасль, мы твёрдо шли своей дорогой. Потому что базовое интеллектуальное образование у нас есть, и это не обязательно вуз, это может быть и жизненный опыт, и есть возможность логически размышлять. Если то и другое есть у человека, ему впору заниматься бизнесом, а деньги здесь не главное. И история нашей фирмы это подтверждает.

Журнал "All information" №31, 6 декабря 1993 г.


Рецензии