5. Этическое дальнодействие

Я отпустил верёвку, пролетел метров пять и, приземлившись, стал забиваться, как мог, под скалу.

Мне повезло закатиться в какую-то полость горы и укрыться от разрушительной мощи обвала, хотя ударной волной оглушило очень чувствительно.

Очухавшись, отыскал налобный фонарь и осмотрелся. Меня запечатало снегом в пещерке с узким входом, но вовсе не тесной – площадь пола квадратов пятнадцать, высокий свод. Люди тут определённо бывали, о чём сообщала ржавая миска на истлевшей подстилке из пихтового лапника. Последняя в самый раз мне теперь пригодилась: расстелил на ней свой коврик, уложил сверху спальник, залез в него и, на всё наплевав, надолго забылся…

Проснулся глубокой ночью. Судорогой сводило ногу, и побаливала раненая щека. Связь отсутствовала, во всяком случае – через моего оператора. Но собственно пребывание здесь не представляло особых проблем - лишь бы не докопалась та шайка, что меня тут присыпала. Я решил затаиться хотя бы до завтрашней ночи.

«Почему бы и нет, отдохну. Диоген Синопский обходился гораздо меньшим жилищем, и фонарикa не имел. А как замечательно философствовал!»

Итак, Рейтинг-йога. Легкомысленная увлечённость Коврижкиной отвлекла меня от этого революционного (в лучшем смысле слова) направления самосовершенствования, но теперь ничто не мешало поразмыслить над двуединством практики и теории этого новшества.

Горняя рейтинг-йога, как понял я из прочитанного, культивирует и развивает чувство меры, чуткость, экологичность. Одновременно освобождает сознание от всякой веры, иллюзий божественного, слабодушных поисков гуру или вождя. На усмотрение практикующих, либерально, отпущено всё, что касается души и духа: существование таковых, их генезис, метаморфозы, соотнесённость с разумом, роль в универсуме. Рейтинг-йога базируется на гуманизме светского образца, внетеизме и романтизме.

Избравшие для себя путь йоги во все времена стремились достичь просветления. Увы, это феноменальное качество традиционно воспринималось как единение йогина с богом. Светский характер мировоззрения и практики Рейтинг-йоги обязывает отыскать свободную от религиозного мистицизма, наиболее мощную современную версию столь высокого обретения. Она обнаруживается за предпосылкой о том, что итогом истинного просветления должно стать состояние, в котором человек различал бы добро и зло на стратегическом удалении – иначе говоря, понимал, как поступок сегодняшний отразится на жизни людей через тысячу лет и далее. Самим понятиям добра и зла даётся новое, конкретизированное наполнение: они увязываются с долголетием всего человечества. А именно: добро суть мысли, действия и обстоятельства, способствующие максимально долгому существованию людского сообщества; зло – всё, приходящее со стороны активного и самосознающего начала и подрывающее долголетие Сообщества.

Пафос практики «альпинизма души» (так ещё называется Горняя рейтинг-йога) закручивается вокруг умозрительного восхождения на вершины мира: Эльбрус, Аннапурну, К-2, Джомолунгму...

Столь романтическая огранка активности завоевала моё уважение. Но, вместе с этим, сам смысл горовосходительских спекуляций сознания показался оторванным от движения к заявленной цели (то есть к обеспечению долголетия человеческого сообщества), не воссоединённым с ним изначально.

Моему воображению представилась иная модификация Рейтинг-йоги. Я даже сразу, без затруднений, придумал ей имя: Футур-рейтинг-йога, понимая под этим йогу, устремляющую в общее будущее.

Размышляя о технике ведения рейтинг-йоговского дневника, я не видел нужды в больших новшествах, которые отличали бы мою версию от «альпинизма души». Квантом отчётности там был сантиметр подъёма, а у меня стали сутки; большей единицей там служил метр подъёма, а здесь, естественно, становился астрономический год. Ещё: Горняя рейтинг-йога оперирует с так называемыми «ступенями» по сто метров - я склонился к введению «мегадистанций» протяжённостью в сто тысяч лет. И последняя из новаций: обязательный для успешной практики «альпинизма души» документ – альтиграмма – сменился в моём походе за будущим персональной футурограммой. В итоге - всё не сложнее, чем управляться с газонокосилкой.

«Простые средства - для достижения впечатляющих результатов! Футур-йогическая идея почти равна специальным заботам о долголетии человечества. Её воплощение поспособствует сбережению Сообщества. Это реально…»

Но тут мой разум споткнулся.

Разве не теми же самыми выражениями  представлял стратегию своей «ложи», «масонский магистр»? Именовал свою банду не как-нибудь - Спасотряд планетарный! Говорил, что среди принятых ими ценностей доминируют те, что «способствует максимально долгому существованию сообщества людей, в частности, уберегают от саморазрушительных действий». Ничего себе! А на деле? Алчное ограбление Природы, красивейшего её уголка, по всего лишь предположению, что на глубине есть алмазы. 

Однако как схожи главные смыслы, продекларированные в брошюре иркутского моего знакомого и в речах Владилена! Получается, что без пафосного девиза «К долголетию человечества!» не обходятся даже те, кто на самом деле ни в грош не ставит ни человечество, ни его долголетие.

«Тогда как размежеваться с фальсификаторами?» – спросил я себя.

И вспомнил брошюру:

«Ответственность автора за Проект была бы ущербной без ответа на крайне важный вопрос: может ли Рейтинг-йога способствовать злу? Что, если особь с болезненным самомнением, перевёрнутой этикой и диктаторскими наклонностями пожелает вооружиться нашей методикой, чтобы системно себя затачивать на жестокость, садизм и коварство, на циничное обладание всеми и всем?

Существенно отличаясь от джинна, освобождённого из бутылки и рабски покорного освободителю, кем бы тот ни был и чем бы ни тешился, Рейтинг-йога сама способна освобождать. Она удивительным образом пробуждает и раскрепощает в человеке то сокровенное, что Иммануил Кант назвал нравственным законом внутри нас».

Добрые дела – которые, как теперь мне известно, рейтинг-йог легко отличает от прочих – я начал с того, что мысленно изготовил дневник. 

На «верхней странице» старательно вывел вчерашнюю дату… и призадумался: сколько баллов поставить за уничтожение орудий покушения на Небочерпалку? 

По ходу дискуссии с моим внутренним «я» появилось весьма впечатляющее число. Таково отвоёванное у вечности время, на которое я сохраню теперь осознание, не разъединённое с моей сегодняшней индивидуальностью.

Да, но возможно ли, что моё осознание сохранится и воспарит, если мир обрушится? Нет. Но моя необычная практика убережёт от планетарного суицида близких по духу людей – непритворных романтиков и альтруистов. Поскольку я тоже часть большого сообщества и у меня есть воля желать его долголетия, то здесь должна появляться некоторая обратная связь.

И только если грянет неотвратимый капец - вроде крупного астероида, что истребит всю разумную жизнь на Земле - а стратегия Рейтинг-йоги меня уведёт как бы в более отдалённые времена, то, возможно, я окажусь в затруднении...

Разумеется, скептик сочтёт вышесказанное очень условным; но когда-нибудь (нет, не сейчас, на слабую голову, но однажды) я обязательно докажу, что так всё и есть.

Ранним утром явились мои преследователи – посмотреть, что со мной сталось. Я слышал, как хрустела снежная корка у них под ногами. На моё счастье, они, похоже, плохо ориентировались на местности и остерегались подходить вплотную к стене. Верёвку я, хоть и случайно, утащил за собой, а старый крюк высоко в скале вряд ли мог быть замечен.

Стервятники вернулись и на следующий день - со щупами, которыми протыкали снег в поисках тела. Возились у самого входа в пещеру.

На третий день голоса я слышал лишь на значительном удалении от моего спасительного приюта.

Как примерный практикующий рейтинг-йог я теперь вёл дневник и за каждые сутки, которые терпеливо отлёживался, вознаграждал себя новой тысячей лет продвижения в будущее.

Несколько раз зажигал газовую горелку – натопить из снега воды, а то и заварить кипятком суп из пакетиков (пять маленьких порций). Впрочем, голода я не боялся, надеясь скоро убраться отсюда.

Тишина и покой четвёртого дня, без каких-либо голосов и шагов наверху, убеждали – пора мне откапываться.


Рецензии