Корни

               

  Длинный был корень и удивительно сильный. Тянулся от сиреневого куста на протяжении нескольких метров, сосал соки из вечно влажного и тенистого чернозёмного слоя у деревянного забора.

  Под самим сиреневым кустом за узкой прослойкой чернозёма, шла вглубь тяжёлая глина - такая плотная, что и лопатой не сковырнуть. Но корень вился параллельно поверхности и под клумбой, и под булыжником, нашёл свою почву, и питал свой куст живительной влагой.

  Сирень выросла практически на камнях, раскинулась, поднялась своей верхушкой выше карниза крыши,  и продолжала стремиться в пасмурные, редко посещаемые солнцем, небеса.

  Цветы тоже были крупные, не махровые, но тяжёлые, красивые,  и такие пахучие, что аромат сирени был слышен по всему участку, и в сарае, и в комнате, где стояла большая икона Спасителя.

  Люди мигрируют, покидают родные места по доброй воле, и в силу обстоятельств. Иногда, жизнь забрасывает их далеко от дома, от того места, к которому неумолимо тянется их душа, и в котором они черпают силы для того, чтобы жить по канонам и нормам, привитым им в детские годы.

  Не прорастают люди вглубь чужой почвы. Чтобы не треснуло от сухости сердце, не окаменело от чёрствости - тянутся к родной земле невидимые духовные корни.

  Сквозь растянутые меха пространства, и через его извилистые лабиринты времени, струятся канаты и ниточки нерасторжимых связей, питая энергией духа нашу великую путешественницу -  душу.
 
  А это значит, что и там, за пределами видимого мира, не прервутся эти связующие цепочки, не рухнут в бездну небытия энергетические мосты, и значит где-то будет опять расцветать и пахнуть сирень, замыкая собой гончарный круг Великого Мастера, который ещё хранит тепло Его ладоней.


Рецензии
Здравствуйте, Георгий!
Очень мощно и в то же время тонко, изящно написано! Аромат убеждения предпринятого душевного посыла пленяет сознание. Сирень произведения выросла на славу!
Вот только лично мне трудно прочувствовать прочность собственных корней, поскольку не дано было в своей жизни испытывать их на разрыв. А потому, подозреваю, у меня не получится в полной мере проникнуться страданиями людей, оторванных от своей родины и не имеющих возможности хотя бы навестить землю своих предков.
Правда, есть одно личное наблюдение: я очень тяжело привыкаю к воде той местности, куда мне приходилось выезжать даже на несколько дней. Но это - физический аспект проблемы. Однако кто его знает, может быть физика во многих случаях тесно связана с лирикой чувств?
И еще. Отчего силу яростного напора европейских колонистов, покоряющих просторы американских прерий, не подтачивала незримая, душевная связь с покинутыми полями Йоркшира, голландскими городками с ветряными мельницами? А русских первопроходцев, покорителей Сибири и Дальнего Востока? По-крайней мере этот мотив, как мне кажется, в произведениях искусства не звучал. Впрочем, может быть в глубине мятежных душ он все-таки нет-нет да отзывался?
Вот ведь тема интересная! Вы уж извините меня, Георгий, что ощущая возвышенность Ваших чувств и сочувствуя им, я, тем не менее, отзываюсь на них столь приземленным образом. Просто у меня сегодня ассоциативный настрой такой. К тому же, честно сказать, меня давно занимал физический аспект данной темы.
С уважением
Сергей.



Сергей Дерябин   20.11.2014 00:47     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо большое за ваш замечательный отзыв. Ваш язык такой образный, что невольно вызывает чувство восхищения. Логика ваших размышлений абсолютна понятна, а отсутствие опыта длительной разлуки с родиной вовсе не является минусом. Кстати, почувствовать прочность собственных корней можно и не покидая родину, поскольку идеологическая война уже пришла в наши города и веси, и чья-то жёсткая рука ластиком лжи и подтасовок пытается стереть нашу историческую память, лишить корни привычной почвы. Война уже не оставляет выбора и человек должен определяться, даже не в смысле своей позиции, а в смысле защиты собственных корней, под которые ведут подкопы искусные кроты - пришельцы из чужеземных земель. По поводу физики хочу сказать, что это очень весомый аргумент в пользу родной земли и он безусловно накладывает отпечаток даже на самые высокие чувства. Что касается европейских колонистов, то мне кажется, что у них был совершенно другой мотив. Они хотели воссоздать в Америке свои Англии и Голландии, и потому несли на эти территории свои привычки, уклад жизни, религию и нравственные нормы. Америка была для них продолжением Европы и их миссия безусловно давала им определённую нравственную опору. Та же история происходила и с русскими первопроходцами, тем более, что и Сибирь, и Дальний Восток не были отделены от Московии большой водой. Важным моментом для любых колонистов было отсутствие выраженной государственности на колонизируемых землях. Конечно, на новые земли в Америке прибыло и огромное количество европейских авантюристов и искателей приключений, для которых ощущение собственных корней никогда не было определяющим мотивом поведения. Были такие люди в ватагах Ермака и Дежнёва, но русские первопроходцы всё же применяли оружие с большей разборчивостью, а политика власти в последующие за колонизацией времена позволили многочисленным народам России сохранить свои языки и обычаи, остаться в местах своего исторического проживания, в отличии от позорных резерваций американской истории.
С уважением, Георгий.

Георгий Цвикевич   20.11.2014 18:55   Заявить о нарушении
Георгий! Очень ценные размышления! Полностью с Вами согласен.
Действительно, и об этом Вы очень своевременно напомнили, целостность наших родных корней зачастую, а в нынешнее непростое время в особенности, находятся в большей опасности от посягательства со внешних сил, нежели от нашей тяги к перемене мест. Как и всегда это бывает, ценность некой данности ощущаешь только при опасности ее утраты.
Переписываясь с некими европейскими адресатами и постоянно находя в их суждениях высокомерные, уничижительные оценки нашей российской истории и действительности, а, пуще того, презрение к нашим русским "менталитетным порокам", а потом стараясь отвечать на эти оценки взвешенно и корректно, указывая в ответах на необходимость следования принципу неподсудности каких либо наций, в конце концов начинаешь просто свирепеть и клокотать. Какого хрена! Что вам видно со стороны! И почему, например, ваши добропорядочные граждане с радостью приняли человеконенавистника Гитлера, а прибалтийские обыватели с приходом вермахта, на своих чистеньких уютных площадях устраивали разнузданные расправы над евреями, разбивая их черепа дубинками, толпа при этом восторженно ревела, а матери поднимали на руках своих детей, чтобы они не упустили столь восхитительного зрелища! Какой к... матери менталитет!!
А с приходом "украинского праздника европейской демократии" у меня вообще пропала тяга вразумлять носителей европейской "цивилизованности". На следующий день после Одесской трагедии, когда в Киеве рукоплескали, а в европейских столицах согласно кивали головами, я написал своему немецкому оппоненту, что его великие просвещенные предки создавали идеалы европейской демократии, а вы, нынешнее поколение, европейцев их просто предали. И на этом завершил переписку.
И поэтому Ваши слова о том, что колонизации Америки и Сибири имели принципиальную разницу, я нахожу справедливыми. Так что в данном конкретном случае русская чистоплотность физическая нашла свое отражение и в большей чистоплотности моральной.
С уважением
Сергей

Сергей Дерябин   21.11.2014 13:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.