Чупакабр. Глава 6. Городское ремесло и цехи

 Производственной основой средневекового города  стало ремесло. Ремесленник - это мелкий производитель, он владел орудием производства, вёл самостоятельно  своё частное хозяйство. Целью труда ремесленника было:"Приличное положению существование, а не обогащение как таковое".

 Характерной особенностью средневекового ремесла в Западной Европе была его цеховая организация - определение определённой профессии в пределах одного города в особые союзы - цехи, ремесленные гильдии. Цехи появились почти одновременно с самими городами, хотя их окончательное формирование состоялось позже.

  Цехи возникли как организации самостоятельных производителей - городских ремесленников, которые нуждались в объединении для борьбы против феодалов и защиты своего производства, и доходов от конкуренции постоянно прибывающих в город выходцев из деревни. В числе причин, обусловивших необходимость образования цехов Маркс и Энгельс отмечали также - потребность ремесленников в общих рыночных помещениях для продажи товаров и охраны общей собственности. Образование цехов было обусловлено достигнутым уровнем развития производительных сил и всей феодально - сословной структурой общества.

  Объединённые в цехи ремесленники являлись производителями и собственниками средств производства. Каждый из них работал в своей отдельной мастерской и своими инструментами он "срастался со своими средствами производства", по выражению Маркса "настолько же тесно,  как улитка с раковиной". Ремесло же, как правило, передавалось по наследству. Многие поколения ремесленников работали  при помощи  таких же орудий и такими же способами, как и их деды и прадеды. Внутри ремесленной мастерской почти не существовало разделения труда. Оно осуществлялось путём выделения новых ремесленных специальностей, оформлявшихся в виде отдельных цехов. Число их увеличивалось с ростом  разделения труда. Во многих городах цехи насчитывались десятками, а в наиболее крупных - даже сотнями.

  Вместе с ремесленником работала его семья. Вместе с ним часто работали один или два  подмастерья, один или несколько учеников. Но членом цеха являлся только мастер - владелец ремесленной мастерской.

  Одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, желавшего вступить в цех и стать его членом. В первый период развития цехов каждый ученик мог сделаться через несколько лет подмастерьем, а подмастерье - мастером.

  В большинстве городов  принадлежность к цеху являлось обязательным условием для занятия ремеслом т.е. устанавливается цеховая монополия на данный вид ремесла. В Германии она называлась - цеховое принуждение. Этим устранялась возможность конкуренции со стороны  не входивших в цех ремесленников, которая в условиях  узкого в то время рынка и незначительного спроса была опасна для многих производителей.

  Члены каждого цеха были заинтересованы в том, чтобы их изделиям был обеспечен беспрепятственный сбыт. Поэтому цех строго регламентировал производство и через специально избранных цеховых должностных лиц следил затем, чтобы каждый мастер - член цеха выпускал продукцию определённого вида и качества. Цех предписывал, например-какой ширины и цвета должна быть ткань, сколько нитей должно быть в основе, какими следует пользоваться инструментами, материалом и т.д. Рекомендация производства служила и другим целям: будучи объединением самостоятельных мелких товаропроизводителей, цех ревностно следил за тем, чтобы производство всех членов сохранаяло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял других мастеров с рынка, выпуская больше продукции. С этой целью цеховые уставы строго ограничивали число подмастерьев и учеников, которых мог иметь у себя мастер, запрещали работы в ночное время и в праздники, ограничивали числ станков, на которых мог работать ремесленник, регулировали запасы сырья, цены на ремесленные изделия.

   До конца 14 - начала 15 века цехи в Западной Европе играли прогрессивную роль. Они охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов, цехи и гильдии складывались в население городов, образуя коммуну. Каждый из них был обязан выставлять войско при необходимости, платить налоги в городскую казну, содержать церковь, иметь своего святого в качестве покровителя и свой герб и знамя. Постепенно в цехах формировалась руководящая верхушка из самых знатных и богатых купцов и мастеров - "больших" людей, которым противоставлялись бедные ремесленники и вечные подмастерья. Из "больших" людей выбиралась городская верхушка, образуя городской магистрат, управляющий делами города, принимавший законы, утверждавший суды, выступавший от имени города в сношения с королевской властью и феодалами.

   Для осуществления таких функций требовались образованные люди, в связи с чем возрождаются, влачившие жалкое существование, монастырские и церковные школы, начавшие готовить не только служителей церкви, но и просто грамотных людей. Позже на базе школ стали возникать колледжи и университеты, объединявшие на началах самоуправления учёных людей и обучаемых студентов. по направлениям деятельности - юридический, богословский и медицинский, а также подготовительный факультет "свободных искусств".



   


Рецензии
А иде фантастика??? :-):-):-)

Павел Селеверстов   10.02.2014 17:20     Заявить о нарушении
Фантастика это дальше я ведь не всё ещё написала. То что написано о чупакабре можно отнести и к фантастике, настолько всё это неправдоподобно. А может и првдоподобно, но научно не доказано. Многие во всё это не верят, мне кажется что всё это правда, но некоторые разводят руками и вообще не воспринимают. А вы верите в порталы в другие миры? Пока собираю то, что известно из литературы.

Светлана Меньшикова   11.02.2014 06:09   Заявить о нарушении