Шершавый поэт

Пастернаку не повезло родиться в день смерти Пушкина. При желании такое совпадение мы посчитали бы знаковым, но сравнение с Нашим Всем - негодное сравнение; Моррисон с Ленноном - это пожалуйста, это по-рок-н-ролльному, жизнь-смерть-пуля-передоз, но Пушкин - табу, вот и приходится вспоминать о Пастернаке 11 февраля, отдавая дань старому стилю русского литературного календаря.

Принято считать, что Пастернак плясал от музыки,однако у Бориса Леонидовича не было слуха (абсолютного, во всяком случае) - этакий Боб Дилан на слегка расстроенной гитаре и вполголоса: то ли блюз, то ли фолк. Впрочем, на фолковом поле пахал эмоционально более сильный и не чуждый попсовых приёмов Есенин (именно он сказал: "Без славы ничего не будет, хоть ты пополам разорвись, тебя не услышат. Так вот Пастернаком и проживешь!") Быть знаменитым, однако, некрасиво. Эмоции - вещь важная, но увлечение ими зачастую заканчивается быстро в пятом номере "Англетера".

Люди деньгоцентричные до сих пор гадают, считать ли Пастернака лауреатом Нобелевской премии. С одной стороны, Борис Леонидыч от Нобелевки отказался, но с другой премия как бы есть. А если есть, где мы можем получить свою долю?

Пастернак в моём мире слишком шершавый поэт - не образы, стиль. Помню с детства, когда Высоцкий говорил о "прекраснейшем переводе Пастернака" - речь шла о таганском "Гамлете". Помилуйте, читал я разные переводы, и пастернаковский вариант... вот если честно? Да? Я тоже так думаю.

Двойственность своего отношения к поэту не скрывал и Эльдар Рязанов. В "Иронии судьбы..." это ещё благоговейный нежестокий романс "Никого не будут в доме" (цитата для 1976 года смелая). Уже в "Служебном романе" Новосельцев читает "Любить иных — тяжёлый крест..." пьяный, с тяжёлой задней мыслью, неуклюже и пока ещё фальшиво ухаживая за Нашей Мымрой.

Пастернак кажется нам холодноватым, невнимательным к деталям и стилистически несовершенным гением. Но мы ведь любим его не только за это. А ведь правда любим.

Да, вопрос с Нобелевкой точно закрыт?


Рецензии