Наталия Николаевна Константиновская

 
   Наташа Михайлова родилась в 1903 году в городе Кременчуге. Её отец – полковник Николай Николаевич Михайлов (1854 – 1903), мама – Анна Карловна Андерсон (1868-1944), дочь известного Санкт-Петербургского архитектора Карла Андерсона.

   Анне Карловне было 20 лет, когда скончался её отец (1888), и она вместе со своими младшими сёстрами Лидой и Женей перешла под попечительство матери, Анны Ефимовны. В 1891 году новым попечителем сестёр становится генерал В.И.Бунин, муж их старшей сестры Марии Карловны, и  Анна вместе с сёстрами переезжает из Санкт-Петербурга в Вильно, где в то время жила семья Буниных.

   В Вильно Анна познакомилась со своими будущим мужем Николаем Николаевичем Михайловым, служившим в то время в Виленском военном округе штаб-офицером по особым поручениям сначала в звании капитана, а потом подполковника. В 1900 Анна Карловна вышла  замуж за Н.Н.Михайлова, и вскоре они переехали на Украину по новому месту службы Николая Николаевича, сначала в Киев, а спустя год или полтора в Кременчуг. В 1901 году в семье родился сын Георгий, а через два года – дочь Наташа. К сожалению, свою дочь Николай Николаевич так и не увидел, т.к. внезапно скончался за несколько месяцев до её рождения.

   После смерти отца дети остались на иждивении матери. До революции средств семье хватало, хотя Анне Карловне приходилось подрабатывать преподаванием иностранных языков. Семья переехала в Киев и занимала большую квартиру в центре города на углу Софийской площади. Дети учились в гимназии, а лето семья проводила на даче.

   Изредка Анна Карловна с детьми навещала Санкт-Петербург, город своего детства и юности. Обычно она останавливалась у Буниных, в семье своей старшей сестры Марии Карловны. Много лет спустя Наташа рассказывала внучке об этих визитах. Она хорошо помнила большую и богатую квартиру тётки на Литейном проспекте. Она рассказывала им об одном забавном эпизоде, который характеризовал особенности воспитания в тётушкином доме. Ей, маленькой «провинциальной девочке», захотелось лизнуть блестящий самовар, о чем она поведала маме и тётке. Наташина мама была смущена невоспитанностью дочери и, разумеется, воспротивилась капризу. Однако тётка заявила, что, дескать, если девочке так уж хочется, то пусть лизнёт. Но при этом предупредила, что потом будет очень больно. Наташа всё-таки лизнула раскаленный самовар и, конечно же, обожгла язык. Урок этот она запомнила на всю жизнь.

   До 1917 года Наташа и её старший брат Георгий учились в гимназии. Но вот, грянула революция,  наступило  тяжёлое время. Матери, Анне Карловне, чтобы как-то прокормить семью пришлось зарабатывать на жизнь шитьём. 15-и летняя Наташа помогала маме в этом, и ей потом очень пригодились полученные в юности навыки.

   Много несчастий обрушилось на семью, и главное - голодной и холодной зимой 1918-го года от туберкулёза скончался  17-и летний Георгий.  Наташа осталась вдвоём с матерью. Несмотря на все трудности – частые смены власти, экспроприации и грабежи, голод и болезни – они выжили. Наташе удалось окончить гимназию, и в 17 лет она поступила в одну из театральных студий, которых в то время в  Киеве было множество. Студии эти часто существовали недолго, и закрывались так же быстро, как и открывались, и Наташе приходилось каждый раз искать новую. Она мечтала стать актрисой, одновременно занималась декламацией, танцами и даже акробатикой. В одной из студий Наташа познакомилась с молодым художником Александром Константиновским и вскоре вышла за него замуж (1922).

   В 1923 г. для продолжения учёбы Наташа с Александром уехали  в Москву. Александр поступил в Высший художественно-технический институт, Наташа – в театральную студию известного режиссера и педагога Юрия Завадского. Она окончила студию, но актрисой так и не стала.
 
   У Наташи были  большие способности к рисованию. Она поступила и окончила художественный техникум и на первых порах стала помогать мужу: вместе они оформляли стенды, вывески и колонны к праздникам 7 ноября, 1 мая и др.

   Спустя многие годы, когда Наталии Николаевны уже не было в живых, дочь её, Ганна Александровна Константиновская,  писала о маме в своих воспоминаниях (*):
 
   «В это время Наталья Николаевна совершенно случайно сделала несколько кукол, надевающихся на руку. Стать кукольником помог случай. В театральной студии ребятам дали задание увидеть на улицах современные город¬ские "типы", сделать наброски, а потом воплотить все это на сценической площадке. Вместо набросков,  студентка Наталья Константиновская сделала двух кукол из тряпочек с лицами из старого фильдеперсового  чулка <…>  Куклы, надетые на руку, уморительно двигались, студийцы и преподаватели хохотали. На другой день кукол украли из репетиционной комнаты, но судьба была уже определена - мама не могла забыть свой триумф,  продол¬жала делать кукол, и скоро увлечение  переросло в настоящую страсть <…> Никто не учил молодую худож¬ницу, до всего добиралась она сама. Уже потом "школой" для Константиновской в какой-то степени стала встреча с роман¬тичным кукольным театром художников Ефимовых. Ефимовы ставили Шекспира, а Константиновская в это же время сделала, может быть, самую лучшую, "программную" свою куклу - Поэта Гондлу из пьесы Гумилева. Куклы очень понравились всем. И это определило <…> всю дальнейшую её жизнь. Мама стала замечательным кукольником».

   В 1930 году Александр окончил институт и по распределению был направлен в Свердловск, где он в течение пяти лет оформил большое количество оперных, балетных и драматических постановок. Там же в 1933 году в кукольном театре состоялся дебют Наташи как художницы-кукольника: она поставила свой первый спектакль «Рис» (из жизни революционного Китая). Вот когда пригодились навыки, полученные в детстве и юности!

   В 1934 году  родилась дочь Ганна, и Наталье Николаевне на время пришлось оставить театр. Однако  вскоре на помощь из Киева приехала мама, Анна Карловна, и её работа в театре возобновилась.

   В 1936 году Александра Иосифовича Константиновского пригласили на работу в Ленинградский государственный академический театр драмы имени А. С. Пушкина, и вся семья переехала в Ленинград. Здесь Наталья Николаевна возобновила свою работу: в качестве художника-исполнителя она участвовала в спектаклях для самых маленьких: «Волшебная калоша» и др. Затем она работала в театре марионеток и, наконец, в ленинградском Кукольном театре (теперь Большой театр кукол).

   В 1941-м году началась война. Александр Иосифович ушёл добровольцем на фронт, а Наталья Николаевна с мамой и дочерью эвакуировались в Ярославскую область. Дочь, Ганна, вспоминая об этом времени писала:

   «Во время войны, в глуши, где мама работала воспитательницей в детском доме, она организовала с ребятами свой кукольный театр, была всем - и художником, и режиссером, и драматургом, а главное - тем человеком, чье добрая энергия скрасила детям первую военную зиму. Спектакли самодеятельного театра прославились на всю область. Она научилась управлять лошадью и в лютый мороз зимой 1941-1942 г. ездила с ребятами по деревням. Они показывали спектакль и собирали деньги в фонд обороны».

   Зимой 1942 года после тяжёлого ранения Александр Иосифович был демобилизован. Вся семья уехала в Новосибирск. Там Наталья Николаевна продолжала работать в Большом  театре кукол, который был эвакуирован из Ленинграда.  В 1944-м году она  вместе с театром вернулась в Ленинград и продолжила свою деятельность как художник-кукольник.

   Несколько слов о муже Натальи Николаевны, Александре Иосифовиче Константиновском (1906—1958). Профессиональное образование, полученное им в Киевском художественном институте и студиях, он продолжил в Москве во ВХУТЕИНе. Как художник-постановщик он работал во многих театрах страны – оформлял спектакли в Свердловске, Ленинграде, Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, Харькове, Новосибирске. Талант Александра Иосифовича проявился в череде блестящих графических работ –  иллюстраций к "Ревизору" Н.Гоголя, "Оливеру Твисту" Ч.Диккенса, "Слепому музыканту "В.Короленко и др. Его   творчество снискало признание: в 1956 ему присвоили почетное звание Заслуженного деятеля искусств России, а через год был избран членом-корреспондентом Академии художеств. Ранняя смерть (ему было всего 52 года) оборвала деятельность этого  большого художника.
 
   Но вернёмся к рассказу о Наталии Николаевне. В послевоенные годы она продолжала работать как художник-кукольник и создала множество спектаклей в кукольных театрах Ленинграда. Приведу ещё один отрывок из воспоминаний дочери Наталии Николаевны, в котором она как бы вводит нас в творческую мастерскую художницы:

   «В течение долгих лет я видела, как она работает: из бумаги, клея, мотка про¬волоки, кусков материи, пары глазок-стекляшек - в её руках рождалась театральная кукла. Кукла имела своё неповторимое обличие, характер, она двигалась, жила. С самого раннего детства меня поражало и восхищало ма¬мино мастерство… Она работала, и рядом всегда лежала книга о греческой скульптуре, "для вдохновения"…
   …<она> создала сотни кукол к театральным  спектаклям, десятки кукол для выставок, но сохранились из них - лишь немногие... Ведь театральные куклы на ширме работают и, следовательно, быстро погибают, а те, которые делались для выставок, исчезали неизвестно куда. Они были "заказными" и неизбежно попадали потом в руки госчиновников. Об их судьбе знать самому автору как бы даже и не полагалось. Так, в разные годы пропали прекрасные куклы из серий "Граф Нулин", "Недоросль", "Нос", "Красные дьяволята". Дорого бы я дала сейчас, чтобы найти хоть какой-то их след. Несколько маминых кукол лежат в запасниках театральных музеев Петербурга и Москвы. Остальные, - из немногих сохранившихся – дома, по-прежнему  радуют меня и моих близких. Но за судьбу их, и вообще за память о художнике - тревожно…
   …Жилось с ней отнюдь не просто - в любом возрасте она оставалась непримиримой в суждениях. Но все эти долгие годы я была счастлива и горда тем, что являюсь свидетелем чистей¬шего, бескорыстного, воистину рыцарского служения искусству…»

   Наталья Николаевна была постоянным участником Ленинградских, Московских и Всесоюзных выставок. Примечательно, что она первой среди кукольников Ленинграда стала членом Союза художников.

   В Санкт-Петербурге прошли две персональные выставки Наталии Николаевны Константиновской: одна в доме Союза художников в связи с её восьмидесятипятилетнем юбилеем  (1988), вторая – во Дворце искусств весной 1992 г уже после смерти художницы.  Многие из работ Натальи Николаевны и теперь хранятся в музеях Санкт- Петербурга и Москвы.
 
   Наталия Николаевна Константиновская умерла 31 декабря 1991 года и похоронена на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

*) Здесь и далее приведены отрывки из неопубликованных  воспоминаний Ганны Александровны Константиновской, любезно предоставленных автору её дочерью Ксенией Почтенной.


Рецензии