школьный стрелок гордеев - психиатрич взгляд -

В психиатрии не принято ставить диагнозы заочно. В настоящее время, применительно к Сергею, это – задача судебно-психиатрической экспертизы. Можно сказать лишь об оценке ситуации по принципу прецедента: как правило, подобные общественно опасные действия совершаются людьми в состоянии серьезного душевного расстройства. В качестве примера можно упомянуть многочисленные резонансные преступления в США: дело «школьного стрелка» Адама Лэнза (расстрелял собственную мать, а потом школьников вместе с учительницей), денверского стрелка Холмса (расстрелял посетителей кинотеатра), вирджинского стрелка Чо Сен Хи (расстрелял соучеников в университетском кампусе), майора Хасана (расстрелял сослуживцев на военной базе). В таких случаях человек находится в состоянии непримиримого душевного конфликта,  и совершает расширенный суицид: хочет уйти из жизни, но не может решиться  и вместо того убивает других. Не будучи в силах убить себя сам, он провоцирует других сделать это.
Подобные тенденции прослеживаются в поведении Сергея, и со слов одноклассницы («он встал за кафедру и начал говорить о том, что ему надоело жить и он «смертник»...), и учительницы Т. Бабкиной («он заявил, что хотел в этот день умереть, но так, чтобы его застрелили. Сережа очень боялся сам покончить с собой»)
В описании  предшествующей истории Сергея не прослеживается каких-либо серьезных  нарушений: эмоциональная лабильность, желание спорить (оппозицонность) – если опираться на складывающийся портрет, максимум, что в нем можно разглядеть - акцентуация характера, то есть фактически вариант нормы. Впрочем, у подростков, в силу возрастной перестройки психики, а также гормонального всплеска дебют различных нарушений может наступить весьма остро. До поры до времени окружающие могут ничего особенного не замечать, включая близких родственников.  Порой же происходит индуцирование, то есть окружающие начинают воспринимать странности поведения близкого человека как норму.
И самое главное, что нужно подчеркнуть – происшедшее не есть лишь отдельный случай, проблема отдельной семьи или отдельной школы. Такие трагедии вырастают на определенной социально-психологической почве. Уровень насилия в среде подростков сегодняшнего «поколения жесть» неуклонно растет. Действительно, произошел серьезный прецедент — подросток убил взрослых из огнестрельного оружия, но ведь сколько повсеместно происходит жестоких драк, в которых школьники наносят друг другу тяжелые увечья, что в дальнейшем может привести и к гибели человека. Сколько случаев доведения до самоубийства. Обычно они остаются за кадром. А ведь на такие истории важно обращать внимание, ведь сегодня подросток с особой жестокостью избил одноклассника, а завтра может взяться за ружье. И что самое важное сейчас — это предотвратить развитие культа героизма вокруг стрелявшего школьника. Задача взрослых объяснить подросткам, что он — не герой, что так ведут себя больные люди, которым подражать просто абсурдно. Вообще, осуждение общества помогает подобные трагедии предотвратить. Иначе у душевно нездоровых людей может возникать стремление повторить подобные «подвиги», чтобы ценой чужих жизней «прославиться»».


Рецензии