Прощай, любимый город

Мама, насколько я помню, всегда напрягала папу – сколько мы будем жить в Поти! Хватит, говорила она, переводись поближе к Москве. Родители уже пожилые, часто болеют, за ними нужен присмотр. И Сашеньке после школы надо будет продолжать образование – желательно в столичном вузе.

В 1964 году стало известно, что военно-строительную организацию скоро передислоцируют под Сухуми – в Агудзеры. Папе предлагали стать там начальником или пойти на еще большее повышение – в штаб округа, в Тбилиси. Однако мама усилила давление, и папа, которому нравилось в Грузии, сломался. Во время отпуска 1964 года он несколько раз ездил в министерство обороны, отыскал там двух бывших однокурсников по военному училищу, которые помогли устроить перевод в Подмосковье, правда, с понижением в должности – с главного инженера до начальника производственно-технического отдела.

В июле 1965 года мы уезжали из Поти. Во двор нас вышел провожать почти весь дом – обнимались, целовались, жали руки. Из моих друзей к этому времени осталось двое. Годом раньше Толян уехал в Киев, Макей – в Севастополь. Кузя хлопнул меня по плечу и убежал домой смотреть футбол – играло тбилисское Динамо. Немного обиделся на него – мог бы и подождать несколько минут. Сережка Кудинов стоял  рядом и молчал. Я тоже не знал, что сказать на прощание. Подъехал газик – загрузили вещи, сели в машину, прощально махая руками. Газик тронулся и вырулил со двора на Кутаисскую улицу. Перед глазами проплывал  любимый город. Было тоскливо и грустно. Казалось, оставляю в нем что-то навсегда. С годами понял – оставлял безмятежное детство.

Наверное, моя жизнь сложилась иначе, если бы мы не уехали из Грузии. Но жизнь, также как и история не терпит сослагательного наклонения. Порой люди пилят сук, на котором сидят, думая, что  улучшают свою участь. А ведь лучшее – враг хорошего!

Несколько лет назад наткнулся в «Одноклассниках» на Виталия Домашевского, отец которого был начальником военно-строительной организации в Поти. Фамилия Домашевский часто упоминалась в разговорах папы с мамой. Очевидно, и фамилия папы упоминалась в их семье. Хотя мы не были знакомы, но сразу догадались, что наши отцы служили вместе. Завязалась небольшая переписка. Виталий описал случившиеся с ним напасти вследствие одного поступка, который представлялся рациональным, а оказался роковым. Его родители были родом из Тбилиси. Одновременно с переводом папы в Подмосковье, Домашевского-старшего перевели в Ленинград, куда получил распределение после окончания тбилисского политеха и Виталий.

Прожили год, второй, третий – не нравится! Особенно климат – дожди, ветра, туманы, сырость. Не то, что в солнечной Грузии. После того как Домашевский-старший вышел в отставку, они оперативно поменяли ленинградскую квартиру на Тбилиси. Жили да радовались, но вдруг накрылся СССР, а скоро в Грузии разразилась гражданская война. Родители к этому времени уже умерли, и Виталий с женой и дочкой, собрав пожитки, опять подался в Ленинград. За десять лет с ноля встал на ноги, но – угробил здоровье.
      
Когда уезжал из Поти, впереди простиралась вся жизнь, и я полагал, что, возможно, не раз вернусь сюда, встречусь с друзьями. Через несколько лет спохватился, стал писать школьным и дворовым товарищам, но поздно –  разъехались! В сорок пять, после смерти мамы, вдруг пронзила мысль – а ведь никто рядом уже не знает, каким я был до четырнадцати лет. Словно с Луны свалился! Все, кто знал меня в детстве, остались в Поти или вышли из Поти. Так началась ностальгия.

До последнего времени мне иногда снился сон, что я вдруг стал председателем всемогущего КГБ. Вызываю подчиненных, даю им школьную фотографию 7-го класса и список ребят с нашего двора. Любезнейшие, разыщите всех, кто изображен на фото и указан в списке, потом составьте на каждого досье. Через пару недель приносят собранные материалы. Внимательно читаю – кто кем стал, кого куда занесло, кого уж нет.  Вновь вызываю подчиненных. Закажите лучший ресторан в Москве и пригласите  этих людей – я хочу встретиться с ними.

Социальные сети частично решили проблему – мне нет нужды становиться председателем КГБ. Я разыскал кое-кого из школьных товарищей. Валера Головина большой человек в Луганске – замначальника областного ЖКХ. Галя Иванишина – врач в Новороссийске. Витя Александров инженерит в Харькове. Иванишина сообщила, что Наташа Слипченко перебралась из Одессы в Херсон, но связи нет. Я также разыскал некоторых ребят со двора. Люда Петрушенко в Николаеве. Ее брат Саша, дослужился до капитана 1-го ранка на Тихоокеанском флоте, а выйдя в отставку, обосновался в Пензе – на родине жены. Наташа Герчаневская – в Ташкенте, уехала туда еще при мне. Однако куда больше друзей и знакомых канули в лету – например, Сашка Волгай, Сережка Кудинов, Тамарка Бородюк…

Я встречал людей, которые не любят вспоминать свое детство – оно у них было тяжелое. Они не ностальгируют и живут сегодняшним днем. Они жадны на развлечения и удовольствия, так как их не хватало в детстве. И поэтому они готовы вычеркнуть детство из жизни. Счастливые люди! Ведь для счастья, говорят, нужны две вещи – хорошее здоровье и плохая память. Однако меня как то не впечатляет счастье, зависящее только от обмена веществ в организме. И на память, слава богу, до сих пор не жалуюсь. Так вот, вышеупомянутые люди похожи на спринтера, который взял плохой старт и пытается изо всех сил  наверстать упущенное. У меня был прекрасный старт. Конечно, я оступался, сбивался с ритма, но энергия старта несет меня вперед. За это я благодарен родителям, ну и конечно, Поти!


Рецензии
Всегда с удовольствием читаю ваши рассказы, Алекс, о чем бы ни писали - характерные зарисовки или воспоминания детства. Какими бы чертами ни обладал ваш герой - вы им любуетесь, добрый юмор сквозит в строчках, а уж в детских воспоминаниях тепла столько, что можно обогреть Вселенную:) Поэтому нравится заходить на вашу страницу, и потом - помнится.

"Наверное, моя жизнь сложилась иначе, если бы мы не уехали из Грузии." - посмотрите, может быть, лучше "сложилась бы"?

что касается финального абзаца этого рассказа. не то что бы замечание или правка. ваш герой волен иметь свое мнение о людях, которые не любят вспоминать свое детство - и в этом тексте, где он так ностальгирует по утраченному, он вправе назвать их счастливыми, с изрядной долей черного юмора, конечно. а в общем и целом это неверное наблюдение. и, кстати, совершенно необязательно они жадны на развлечения и удовольствия, во всяком случае, это не характерная их черта - не все:)
а собственно о старте, данном детством вашему герою - очень-очень хорошо и верно.

сон про председателя КГБ - порадовал:) вот ведь во сне можно найти выход из любой ситуации, подсознание подскажет самые фантастические:)

Наталья Юрьевна Сафронова   28.01.2017 06:24     Заявить о нарушении
Тронут, Наталья, Вашим позитивным откликом. Когда работал над "Поти, или детство на окраине империи", не просто писал - заново переживал прожитое. Словно возвращался в детство, вспоминаная самые незначительные детали, которые никогда не вспомнил бы при других обстоятельствах. Про тех, кто не любит вспоминать детство, - разумеется это личное субъективное мнение, не претендующее на какое-либо психологическое обобщение. Просто встречал много таких людей. Например, одна нынепреуспевающая дамы родом из брянской области в детстве несла отвественность за огород в 40 соток. На этом огороде она чуть ли не дневала и ночевала. Естественно, у нее детство ассоциируется с этим огородом, и о нем она вспоминает без всякого удовольствия.
С уважением:

Алекс Мильштейн   28.01.2017 20:18   Заявить о нарушении
ну, какое же в этом счастье?:) просто не любит вспоминать.

Наталья Юрьевна Сафронова   28.01.2017 20:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.