Improviser. глава 7. Немного о призвании

  Иногда кажется, что со школьной скамьи во взрослый мир человек попадает учиться опять, и на этот раз учиться жизни. Но вот науку-то эту нигде и не преподают. Если бы человеческая жизнь была бы расписана с самого рождения: ясли-детсад-школа-техникум-ВУЗ-работа-пенсия, если бы была возможность видеть себя в некотором смысле личностью через несколько лет, только совершая определённые действия и затрачивая определённые же усилия, то жизнь была бы скучной штукой.

  Не спорю, такая программа многими ставится и выполняется, но опять же: а каковы стартовые условия? А всё ли учтено в выборе профессии? А вдруг - не угадал? Не понял? Хорошо, если на ранней стадии учёбы где-нибудь (предположим, на филологическом факультете университета) есть понимание и смелость сообразить: не моё! Тогда - всё просто: б е ж а т ь из этого места...

  А если - нет?

  Как открыть для себя применение своим способностям, как сформировать для себя потребность стать кем-либо? У нас этим серьёзно мало кто занимался в то время, да как и, впрочем, сейчас. А ведь в этом - будущее нации, её достижения, её возможности через пять... десять... пятнадцать лет. Разумеется, кто-то и дворником должен работать, и шофёром, и слесарем; кто-то должен добывать руду и строить заводы, валить лес в тайге и чинить бытовую технику и так далее, но вот чтобы ясно заявить об этом - вот она, Мечта - лесоруб... приложу все силы, стану лесорубом!!!

  Но о такой мечте громко не говорят. Некоторые профессии появляются в связи с поступательным движением научно-технического прогресса, некоторые - исчезают навсегда, а проблема выбора Себя остаётся. Встречаются и чудеса особого рода в этом деле: закончит, скажем, молодой человек ВУЗ, а порой и не один, а дальше - запал кончился, и работает в каком-нибудь магазине, раскладывает товар по полкам.

  С другой стороны, его одноклассник, затрачивая всё своё свободное и несвободное время и в школе, и дома только на любимый предмет, понюхав пороху на первом курсе интересующего его института, вдруг соображает: а чего это мне разбазаривать мою собственную драгоценную жизнь на изучение наук, которые мне и вовсе не пригодятся потом, потому что я уже сейчас знаю: мне нужен в этом заведении только о д и н предмет! И бросает всю академическую чушь, сам подыскивает себе работу по этому о д н о м у предмету и работает так, что коллеги его удивляются: откуда такой взялся?

  А теперь представьте себе встречу одноклассников через пятнадцать лет в стенах родной школы: на одном полюсе - грузчик с двумя высшими образованиями, а в противовес ему - другой, сбежавший в своё время с первого курса и ставший ведущим инженером своей компании, а то и руководителем целого направления.

  Что нужно, чтобы распознать талант, направить его в нужное русло, помочь на первое время? Есть у нас такие специалисты? Где? Назовите хотя бы одно имя!

  Не знаете...

  А почему не знаете?

  Правильно: чтобы открыть Личность, открывателю самому нужно быть Личностью, подвижником в этом деле, нужно найти в маленьком человеке обрывки, отголоски звучных аккордов, выстраивать их в ряд на протяжении ряда лет и делать это каждый день, чтобы только перед выпускным увидеть начало формирования симфонии Личности. Одарённость рано или поздно проснётся, и порой не благодаря, а вопреки... не наломать бы дров с самого начала: такие ошибки дорого обходятся.

  Порой подающий большие надежды молодой человек как бы теряет интерес к высокой цели, губит свою индивидуальность и свои способности ради чего угодно... чтобы не нашли смешным; чтобы быть, как все, чтобы ублажить родителей. А ведь можно ещё и испугаться дерзостной мечты, надломиться в начале пути от неудач и сойти с дистанции... пусть другие пробуют, а я нахлебался, хватит... подумаешь, до журавля в небе не дотянулся... мне и синиц хватит!

  И такой самоуспокоенностью будет тешить остатки дней своих бывший мечтатель, иногда со сладостной удовлетворённостью потирая ладони... вот Он, например, такой молодой, стал известен всей стране в двадцать пять, а сорвался на пустяке и исчез, как в воду канул... куда уж ему теперь подняться!..

  Значит, надо иметь за душой что-то ещё, кроме таланта; всё, школа кончилась, пора становиться на крыло самостоятельно, и работать, и терпеть, работать и терпеть... И ведь неизвестно порой, каким образом, из какой глуши выбираются таланты-одиночки, и даже профессий таких нет в начале их сознательной жизни, не видно и способа заявить о себе!

  Нужен его величество Случай... как до него добраться, что совершить, чтобы он тебя искал, а не наоборот... вот задача! Только кажется, что талант - это подобие шила в мешке - где-нибудь да высунется... нет, талант - не шило! Ездили за талантами по огромной стране специалисты от спорта и вокала, искали, проводили тестирование целых школ, чтобы найти и забрать, забрать к себе, в Москву самое лучшее, самое-самое...

  И как просто это делалось! Существовала аксиома: есть уникальные дети, просто ищи, и повезёт... ищи! Так ведь легче, чем с т р о и т ь личность день за днём, год за годом, рвать свою душу на части ради потенциально будущей Личности, которая, скорее всего, исчезнет с твоего горизонта. Ты ведь своё уже сделал: незаметно выпустил в свет одарённость человеческую, и её подхватит уже специально ищущий человек, натасканный в своём деле экстра-специалист, а тебя, учитель, хорошо ещё, если вспомнят невзначай добрым словом...

 И в наше время есть самородки, кто пробивается на свой страх и риск, кто уже знает с шестого класса о себе столько, что вся мировая педагогика не в силах понять: откуда?.. как?.. почему мне не сказали?.. почему без меня?.. Но это - только исключение, подтверждающее общее правило: самородки - на то и самородки, чтобы быть исключениями жизни... природы... общества, только оправдывающие незыблемость поисков самих себя со стороны этого общества...

  Кто он такой, откуда взялся этот молодец, за минуту просверливший презрительным взглядом потрясающе выразительных серых глаз его суть и извлекший на свет божий тоску его последних трёх недель?

  Как он затесался среди рабочей молодёжи в этом дешёвом районном ресторанчике... да и "работяга" ли он на самом деле? И ведь вышел гоголем, и стул опрокинул вовремя... вздрогнешь от такого грохота! Как по нарастающей... дерзко... хлёстко... ах, молодец!

  Так думала заезжая московская личность, изводившая себя в местном пансионате уединением и спалившая в печке не один из привезённых с собой холстов. А ведь в Москве думалось: вот оно, настоящее, дошлифую в провинции... Но для того и существуют волжские утёсы, чтобы отрезвлять неуёмность и суетливость красок новоявленных репиных и саврасовых.

  Здесь, на утёсе, когда замираешь от чувства гордости за всё русское, где хочется вдохнуть в себя открывшийся образ шири неоглядной, где самой природой дозволено мелкими, незаметными штрихами лишь только напоминать о себе всему человеческому ... и мы здесь, вот тут, уж простите, не раздавите нас ненароком... здесь воспринимаешь и своё "я" несколько иначе, чуть выше обыденного, устоявшегося "я"...

  И после трёх недель творческого разлада в себе ещё и этот молодой, новоявленный пророк... Да, не зря всё же оставил один эскиз...столько сомнений! И ведь только один эскиз не поддался волжскому утёсу, значит, не зря мучился, и теперь - опять за работу, опять начинать, опять терзаться...

  Да посмотреть бы в глаза этому молодому человеку ещё раз, не через рюмку, а открыто, честно: сегодня мой день, сегодня закончено полотно, и ни капли лжи не взято с палитры...

                10. 02. 2014.


Рецензии