Катастрофа МиГа
Закончился час матчасти, курсанты собрались в курилке. Обсуждаем прошедший день, готовимся к предварительной подготовке. После двухмесячного зноя и гари пришедший циклон затяжными дождями очистил небо от дымовой завесы. Уже три дня как снова «ясно», установилась видимость «миллион на миллион». Полёты вернулись к обычной интенсивности. Только к середине дня появляется кучёвка, но к этому времени лётный день у нас заканчивается.
Обсуждаем свежее происшествие. Курсант Забелин, поспешил на рулении и резко тормознул на линии старта. «Як» клюнул носом, но тут же вернулся в исходное положение – грохнулся на хвост. «Клевка» было достаточно, чтобы лопасти ВИШ-23 чиркнули по земле. Лопасти загнулись вперёд, мотор заглох.
Мнения разделились: кто-то считает, что Забелина отчислят, кто-то – нет. Летает он хорошо, просто несколько поторопился, с кем не бывает? Да это и не ЧП, это – «предпосылка». Отчислять не за что. На том и порешили.
В этот момент наше внимание привлекает гул реактивной машины. Она крутится в разрывах облаков, выполняет фигуры в «окнах» – по лётной терминологии. Это МиГ-15 из Толмачёвского полка – его эскадрильи летают посменно от зари и до зари. Вот только непонятно, как он оказался над нашим аэродромом – их ближайшая зона в десяти километрах восточнее. Уклонился от зоны из-за кучёвки?
На несколько секунд теряем машину из виду – на боевом развороте она исчезает в мощном, почти грозовом облаке. А потом я вижу её уже под облаком в перевёрнутом полёте, вернее, в отрицательном пикировании. Ничего не понимая, вижу как машина, устремляясь к земле, выполняет вторую половину переворота. Я вскакиваю со скамейки, ощущая где-то под желудком жуткий холод. Что он делает? А высота? Надо выкручивать! Но пилот тянет ручку на себя, завершает выход из пикирования.
Самолёт проносится вдоль стоянки и в сотне метров за ней касается земли. Касается уже в горизонтальном полёте, за счёт просадки. Взрыва я не слышу, но вижу язык дымного пламени, метнувшийся вперёд по движению машины. Скрежет взрыва приходит через секунду – две, когда огненный шлейф унесся далеко вперёд. Что-то там ещё мелькало, улетая в бурьянные поля. Самолёта не стало.
Побледневшие, растерянно смотрим друг на друга. Потом доходит: только что на наших глазах произошла катастрофа! Непонятно зачем несёмся к месту падения, но нас перехватывают инструктора.
Почти на месяц закрыты полёты – работают комиссии. Потом зачитывают приказ по ВВС и начинаются лётные будни. Естественно, с внеплановых вывозных.
Наши предположения не сбылись: Забелина всё-таки отчислили. Все понимали, что его судьбу решило падение «мига». Пока Большая Комиссия разбиралась с катастрофой, его участь решилась на уровне УАП. Отчислили по «лётной неуспеваемости», – начальство не могло в присутствии чужой комиссии заикаться об ошибке на рулении. «Клевок» носом на земле был последней фигурой курсанта на «яке».
Июль 1955
Свидетельство о публикации №214021102393
Затем самолет МИГ-21 взлетел и полетел в сторону Румынии, но на земле операторы приняли за него приземлившийся гражданский самолет и отключили систему наведения. Пилот в звании капитана видит под крылом Карпаты, не знает куда лететь, но знает, что где-то здесь проходит государственная граница и катапультируется. В горах через полгода нашли самолет с выдранными из аккумуляторов серебряными пластинами, а летчику присвоили звание майора.
На моих глазах при заходе на посадку упал на землю и взорвался самолет. Я как раз стоял с рядом с трактором и смотрел в ту сторону, наблюдая посадку самолетов. Поднялся черный дым, как при маленьком атомном взрыве. Это произошло за несколько километров до аэродрома, и моя помощь не понадобилась. Завыла сирена, стало страшновато и на аэродроме все замерло кроме службы спасения, которая на вертолете вылетела к месту аварии. Особисты проехали и опечатали всю документацию. Выяснилось, что взлетели ведущий капитан и ведомый старший лейтенант 27 лет, переведенный недавно на наш аэродром из Чехословакии. При заходе на посадку ведомый должен был садиться первым, но при посадке он неожиданно увидел перед собой зад самолета ведущего, сбросил обороты двигателя и, желая избежать столкновение, наклонил самолет, в результате чего опорная поверхность уменьшилась, и самолет стал падать, скользя по воздуху как лист бумаги. Летчик уже на малой высоте катапультировался, но из-за наклона самолета у него появилась большая горизонтальная составляющая скорости. Летчик ударился о березу и через три дня умер в госпитале, оставив сиротами двоих маленьких детей. Через 50 лет на сайте 145 ИАП родственники Карабитова Анатолия Ивановича заинтересовались обстоятельствами его гибели. Оказалось, что они им практически не известны, и родственники были мне благодарны за подробности, а летчик вначале был похоронен в Ивано-Франковске, а затем перезахоронен в родном Минусинске Красноярского края.
Для расследования аварии прилетел заместитель командующего ВВС трижды Герой Советского Союза Кожедуб, которого и я увидел первый и последний раз в жизни. Виновник аварии был снят с должности замкомэска, понижен в воинском звании и отправлен служить в места не столь отдаленные типа самого сурового аэродрома страны Хатанга под Норильском (теперь это чисто гражданский аэродром). И это понятно, т.к. стоимость подготовки хорошего летчика превышала стоимость самолета. Теперь по свидетельству Леонова, который был членом государственной комиссии по расследованию гибели Гагарина как командир отряда космонавтов, стали известны истинные обстоятельства гибели Юрия и его напарника на МИГ-15. Во время полета Гагарина МИГ-15 не должен был превышать высоту 10000 метров, выше которой была зона полетов летчиков-испытателей летного НИИ им. Громова. Но летчик на СУ-15 грубо нарушил летное задание и, пробив облака, полюбовался землей, а затем резко на форсаже взмыл вверх снова в облака, в которых находился МИГ-15, и реактивной струей перевернул его. Все начальники и члены государственной комиссии были в курсе этого, но зам. председателя ВПК Строев сказал, что если мы скажем правду, то погубим хорошего летчика, который через много лет стал даже в 1988 году Героем Советского Союза. Летчик-инструктор по конструкции самолёта должен был катапультировать первым, но он побоялся оставить Гагарина одного и до последнего момента пытался избежать столкновения с Землей…Подробности о соей службе в СА http://proza.ru/2022/09/11/909
Валерий Агейчик 28.07.2024 19:35 Заявить о нарушении