Чупакабр. Глава7. Дальнейшее развитие средневековы

  Города, также как и цехи, нуждались в объединяющих население символах и занятиях, они заводили свою символику, а также устраивали шествия и карнавалы, которые были главным развлечением горожан. Основными действующими лицами в них  становились странствующие артисты - лицедеи, трубадуры, фокусники, жонглёры. Церковь с большим подозрением относилась к подобным развлечениям, рассматривая это искусство сродни дьявольскому, основанному на обмане и притворстве, мошенничестве и колдовстве, но не могла противиться настроениям толпы.

    Длогое время города  являлись  прибежищем всяким странникам, бродягам и нищим, первоначально формирующихся  из паломников, странствующих проповедников путешествующих из города в город, в поисках учёности"вагантов" - "вечных студентов". Для них устраивались постоялые дворы и странноприимные дома(гостинницы). Постепенно к ним  присоединились беглые крестьяне, другие маргинальные элементы. формируя уже поколение людей не желающих заниматься трудом.

  Их огромное количество обусловило запрет на бродяжничество введёный в большинстве городов с 15 века. Вытесненные бродяги, воры и другие маргинальные элементы перебазировались в окружающие леса, образуя разбойничьи шайки, которые терроризировали местность вокруг городов.

  Социально - нрасвственная культура феодального общества оказалась глубоко
противоречивой - будучи значительным шагом в культурном развитии человечества.

  Серьёзные изменения  в период развитого Средневековья произошли в христианской церкви. В 11 веке завершилось давно существовавшее расхождение между восточной христианской церковью и западной, в результате чего католическая церковь во главе с римским папой получила неограниченную власть над населением западно - европейских стран. Яркой иллюстрацией  власти папы стали крестовые походы(11-13 век), организованные папством во имя освобождения Гроба Господня и других христианских реликвий, захваченных турками. Походы  эти проходили  с переменным успехом и по большей части превращались просто в грабительские. Особенно  показателен - четвёртый крестовый поход (1202-1204г), истинной целью которого стало вовсе не  освобождение Иерусалима, а завоевание православного Константинополя, ликвидация  самостоятельности восточной церкви.


   В течение 12-13 века римско - католическая церковь достигла наивысшего могущества - она стала  центром  всей Западной Европы, объединившим её в одно большое целое под своей духовной и политической властью. Она была крупнейшим феодалом Средневековья, владея третьей частью всех земель и угодий, распоряжалась трудом проживающих на этой территории  крестьян.

  Церковь  имела огромную политческую власть - многие светские владыки короновались римским папой вплоть до конца 15 века и находились в зависимости от него. Поэтому она ревностно защищала феодальный строй, иерархию классов и сословий, освящала феодальные  привилегии и угнетение народных масс.

  Для ещё большего укрепления своей власти и преследования противников католическая церковь в 13 веке оставляет путь  кротких словесных увещеваний и учереждает инквизицию - церковный трибунал, карательный орган для расследования "еретиков" виновных в прегрешениях против церкви. На самом деле эти трибуналы стали орудием борьбы "князей церкви" - церковной номенклатуры. со своими противниками.

 Жертвами инквизиции пали многие выдающиеся учёные, писатели, врачи, тысячи простых смертных, попавших в немилость к служителям церкви или ставших жертвами доносов. Имущество  еретиков подлежало конфискации, в пользу церкви, причём значительная его часть шла  на содержание трибунала, что стимулировало его усердие.

  Малейшего подозрения в неверности церкви, просто ложного доноса было достаточно для ареста человека и помещения его в тюрьму, как правило -мрачные серые подвалы, лишённые воздуха и света. Тюрьмы были пререполнены заключёнными.

Про инквизицию, конечно, можно писать бесконечно долго. Про пытки и сожжение на кострах также. Это было страшное веяние того времени.


Для написания последних трёх глав я пользовалась материалами взятыми из интернета, а именно "История средних веков" Сказкин С.Д.  и "История зрелого Средневековья" .
 


Рецензии