Психологический рассказ Помогите! Я погибаю!

Никогда не понимала, чего это люди целыми днями пропадают в социальных сетях? Не понимала, пока сама не создала свой сайт и не вышла в "Одноклассники". Шло время. Я постепенно "обрастала" друзьями, создавала свои статусы, а иногда выходила и на чужие.
И вот однажды на одном из форумов я увидела странный призыв: "ПОМОГИТЕ! Я ПОГИБАЮ!". Вместо фотографии - картинка с темнотой, а вместо имени - арабский шрифт. Ну понятно, если у человека беда, и серьёзная беда, то он не хочет, чтобы кто-то видел его лицо и знал  имя.
Я навожу курсив на эти арабские "каракульки" и выхожу на личную переписку:
- Рассказывайте, что случилось? Я постараюсь вам помочь.
Через какое-то время получаю ответ на ломанном русском языке:
- Я плохо пишу по-русски.
Отвечаю:
- Ничего, разберёмся как-нибудь. Говорите, я вас слушаю.
Там на другом конце сети кто-то что-то хочет сказать. Я, ожидая ответ, размышляю: "Или на самом деле человеку нужна помощь, или это розыгрыш?". В соц сетях много разных людей, можно нарваться и на неадеквата. В таких случаях у меня под рукой "Черный список".

Но нет, это не розыгрыш. С трудом ... потихоньку... буковка за буковкой появляются обрывочные фразы и несвязанные по смыслу слова. Пишет старшеклассница. Оказывается, она лежит в больнице после неудачной попытки суицида, и к тому же у неё серьёзные проблемы с сердцем. Недавно умерла её мама - самый близкий и родной человек. Отец и раньше был деспотом, из-за чего мать умерла (сердечный приступ), а после её смерти отец совсем озверел: кричит на дочь, унижает, обзывает, а если она что-то не успела сделать по дому, то может и избить. Денег на школу не даёт, всё пропивает. Девочка терпела сколько могла, пока однажды отец не напился так, что потерял человеческий облик. Он набросился на неё, как зверь, и стал срывать одежду. Ей удалось вырваться и убежать, и она какое-то время пряталась по сараям и чердакам. Вконец изголодавшись, вернулась домой в надежде, что отец одумался. Но он, увидев дочь, влепил ей такую затрещину, что она уже плохо помнила, как бросилась к аптечке и выпила целую горсть каких-то таблеток. Очнулась уже в больнице. Домой возвращаться боится. Как дальше жить не знает. Что делать? Помогите!
 
Помочь себе в этой ситуации может только она сама. И я начинаю ей подробно объяснять, что здесь можно сделать:
- Надо привлечь родственников, школу, полицию, одним словом: общественность.
Но девочка об этом даже слушать не хочет:
- Что вы?! Он меня убьёт! Отец предупредил, что, если я кому-нибудь расскажу, он меня убьёт! Нет! Я не могу!

Страх! Это мощная сила, которая блокирует волю человека. Лучше погибнуть от рук пьяного отца, но только не борьба. Бороться она с ним не можем. Здесь и комплекс жертвы; и пример матери, покорно сносящей издевательства мужа; здесь и постоянные угрозы отца; и восточное кровь. Там уже в крови - в генах, где-то под корочкой авторитет главы семейства непрекословен. Против отца она не пойдёт.
Но она несовершеннолетняя, школьница, уйти от отца и жить отдельно не сможет. Негде и не на что. Что делать? Как помочь девочке?
Я хоть и не психолог, но кое-что в этой жизни видела и знаю, как тяжело преодолеть свой страх. А она ещё совсем ребёнок, а уже столкнулась с такой жестокой реальностью. Но может быть всё не так страшно? Детям свойственно всё преувеличивать. Решаюсь её проверить. Спрашиваю:
- На теле есть гематомы после рукоприкладства отца: ссадины, синяки, царапины?
- Есть. Врач, когда осматривал, спросил: "Откуда?". Ответила: "С чердака упала, когда старые вещи туда перетаскивала". Рядом находился отец, я боялась врачу сказать правду.
Понятно.
- Ну, а где родственники?
- В нашем городе живёт больная бабушка - мамина мама, но отец с ней общаться строго-настрого запрещает. А ещё у меня есть старшие братья и сёстры, но они живут далеко, в других городах, у них свои семьи.
Едва ли её кто-то захочет забрать к себе, да и она не может переехать. Здесь надо школу заканчивать. Тупик! Остаётся только одно: найти здание повыше и головой вниз. Но этого я ей не сказала, про себя подумала.
Ну, как запуганному человеку, находящемуся длительное время в стрессовой ситуации, объяснить, что она находится под защитой закона. Тем более, что она ещё ребенок. Как ребёнку объяснить, что "спасение человека - дело рук самого человека"?
И я, не рассчитывая ни на что, стала ей рассказывать о том, что какое-то время, я выходила в эфир с авторской радио-программой для осуждённых, и приходилось проводить независимое журналистское расследование по различным уголовным делам. Так вот, в Уголовном Кодексе есть такая статья: "Жестокое обращение с несовершеннолетними детьми". И если она всё-таки покончит с собой, и её записи найдут в дневнике или в компьютере, то у отца будут серьёзные проблемы. Он будет нести уголовную ответственность по статье: "Доведение до самоубийства".

Домашние садисты по своей натуре - трусы, они смелые только с беззащитными женщинами и детьми. Но, когда подключается общественность, они становятся тише воды и ниже травы. Больше всего на свете они бояться ГЛАСНОСТИ и ПОЛИЦИИ. Пишу заглавными буквами, чтобы у девочки это отпечаталось в памяти. Разговаривая с ней на разные темы, всё время повторяю эту фразу: "Домашние садисты боятся гласности и полиции". Но она даже слушать не хочет:
- У нас полиция продажная, на неё надежды никакой. Отец откупится.
Объясняю:
- Никто не заставляет тебя отца садить за решётку. Достаточно написать заявление, и за вашей семьей закрепят участкового.
Бесполезно. Блок! Девочка не слышит. На все мои аргументы у неё куча своих контраргументов.
 
Я бьюсь с ней день, бьюсь другой, бьюсь третий. Чтобы девочка меня услышала, надо завоевать доверие. Разговариваем о жизни, о друзьях, о школе, о мальчике, который ей очень нравится, но... с ним встречаться запрещает отец. И мы опять возвращаемся к отцу.
За три дня не сдвинулись ни на одну йоту. Как только девочка вспоминает про отца, сразу же замыкается, закрывается и не идёт на контакт. Отвечает односложно: да... нет... не знаю.
Да чтобы я когда-нибудь психологом работала! Да не в жизнь! Теперь я понимаю, почему у психологов такие высокие расценки за их услуги. Ты отдаёшь "пациенту" все свои душевные силы, и после этих бесед чувствуешь себя выжатым лимоном. О-о-ой! Что делать? Ломать стереотипы мышления, (если человек не понимает, что причины проблемы в нём самом) дело непростое, а, подчас, и бесполезное.

Вот спрашивается: на кой ляд мне всё это нужно? Но я не могу её бросить, оставить  один на один с бедой. Надо что-то придумать!
И я, исчерпав все свои доводы, хватаюсь, как утопающий за соломинку, разговором о её вере.
- Ты в Бога веришь?
Оказывается, она выросла в мусульманских традициях. Верит в Аллаха. Ну может быть оно и к лучшему. Потому что, если бы она верила во Христа, было бы ещё хуже. Библия учит терпению, смирению и кротости. А я из своего журналистского опыта знаю, что терпение рано или поздно доходит до критической точки. И тут случается переворот: жертва превращается в палача, а палач - в жертву. Жертва, устав от насилия, хватает в руки нож и убивает своего палача. В женских колониях немало таких "кухонных" убийц.
Собираю все свои извилины в пучок, вспоминая: что я знаю из Корана, и про Аллаха? Ничего! Только то, что и в исламе также не одобряется самоубийство. Говорим об Аллахе, о Коране, об исламе...

Проходят минуты и часы, а мы не продвинулись ни на один шаг. Девочка видит из этой ситуации только один выход - смерть!
У меня уже больше нет сил. Я устала. Мне уже становится всё равно, как она распорядится своей жизнью, и я в отчаянии ей бросаю вызов:
- Чего ты на свете больше всего боишься: пьяного отца или ад, который ждёт любого самоубийцу? Не торопись с ответом, девочка.
И я ей рассказываю, что такое ад. Господи, помоги! Я и сама-то мало что об этом знаю. Тем более, что я и сама не верю в ад после смерти. Девочка знает об аде больше меня потому, что живёт в этом аду. Она настолько напугана, что все мои доводы, как горохом об стену. Мои силы вконец иссякли. Всё! Я больше не могу. Я устала:
- Хочешь умирать - умирай! Это твоя жизнь, и только ты можешь оборвать её или изменить. Если будешь за себя бороться, то ты станешь счастливой: будешь жить у бабушки, которая тебя любит, и она не будет тебе препятствовать встречаться с твоим любимым мальчиком. Хочешь быть счастливой - стань ею! Прощай! Я больше ничем не могу тебе помочь, - и я надолго ухожу из сети.

Прошла неделя, другая. Я с тревогой наблюдаю за тёмным окошком девочки. Её в сети нет. Как она там? Мысленно молюсь: "Господи, помоги! Я сделала всё, что только могла, но я не всесильна!"
Наконец, изменилась её картинка. Вижу гибкую фигурку красивой девочки. Она поставила свою фотографию и своё настоящее имя. Выхожу на связь:
- Ты как?
Отвечает:
- Хорошо! Я позвонила бабушке и всё ей рассказала. Она позвонила моим старшим братьям и сёстрам. Они все приехали, промыли отцу мозги, забрали мои вещи. Сейчас живу у бабушки, встречаюсь со своим мальчиком. Готовлюсь к выпускным экзаменам. Спасибо вам, вы меня спасли.
Отвечаю:
- Девочка, ты сама себя спасла! Спасла тем, что, преодолев страх, стала бороться за своё счастье. Молодец! Ты сдала экзамен  Ж и з н и  на "Отлично"!


************************


Послесловие: Здесь нужна помощь со стороны, т.к. человек, загнанный в угол своим страхом, не может увидеть выход из этой ситуации. Девочка - молодец! Она, в первую очередь, спасла себя тем, что крикнула на весь мир: "Помогите! Я погибаю!"
 


Рецензии
Лариса, поклон Вам за спасённую душу. Сколько погибает, пропадает людей, но ещё больше проходит мимо.
Вы верно подметила, что спасение девочки началось с её первого осторожного крика: "Спасите" - на это надо иметь мужество и счастье, что Вы встретились на её пути.
Дай Вам, Бог, счастья.
С уважением, Людмила

Людмила Колбасова   21.03.2020 16:17     Заявить о нарушении
Уверенна, что если бы не я, то другой бы человек откликнулся на её призыв о помощи. Главное, поддержать девочку, а дальше она сама справится.

Спасибо Вам, Людмила, за отзыв и добрые слова в мой адрес.

Лариса Евсикова   21.03.2020 16:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.