Олимпийский сон

«Сны – это царская дорога к подсознанию»

Зигмунд Фрейд.




Итак, олимпиада открылась, и многое из того, что недавно было тайным, предстало перед нами во всей красе. И я не хочу сейчас спорить о том, сколько денег там украли, и стоит ли нам искренне болеть за своих…


Мне интересен сон.




ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ


Общие соображения:


Итак, далее я планирую проанализировать церемонию открытия олимпийских игр в Сочи, как если бы это был сон. А у нас есть к тому все основания, так как центральная часть церемонии и была представлена как сон.


Сон о России, который видит некая Девочка Люба, разворачивается на арене олимпийского стадиона, являя собой содержание коллективного бессознательного народа России… или ее правящего слоя.


Как бы там ни было, у нас есть сейчас уникальная возможность заглянуть в самую глубину загадочной  русской души, воспользовавшись для того психоаналитическим методом интерпретации сновидений.


Примечание для специалистов:


Должен оговорить, что применяемая тут манера и методология интерпретации будет ближе скорей к директивному методу, принятому в первой половине 20-го века, чем к современным гуманистическим трендам.


Обусловлено это исключительно тем, что гуманистический подход предполагает активное участие сновидца в интерпретации сна, что в нашем случае невозможно. Поэтому, останемся в рамках возможного.


И ограничимся тремя главными сценами.




ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СНА


1. Сцена первая. Кони везут солнце.


Тройка коней везет за собой раскалено-красное Солнце, выглядящее как бублик с пустотой внутри… или как механическая шестерня.




Конь – символ безусловно фаллический, означающий сексуальную мужскую энергию. Более того, появление числа Три в снах трактовалось Фрейдом как символ мужских гениталий… но мы не будем придерживаться ортодоксального взгляда.


Тройка может быть интерпретирована не только в сексуальном, но и в социальном символизме, как указующая на триаду Суверенная демократия – православие – народность, которая хочет овладеть спящей.


Раскаленный красный круг – символ безусловно женский, вагинальный, раскаленная краснота которого указывает на готовность к соитию и горячо назревшую потребность сновидящей в его осуществлении.


Действие происходит на небе – явное указание на то, что желанный коитус представляется сновидящей чем-то недосягаемым, высоким и возможно священным, неземным. То есть, ожидания от него явно завышены.


Так же присутствует аллюзия на «Священный Брак Земли и Неба» - юнгианский мотив, обычно интерпретируемый как стремление сновидящей к обретению утраченной целостности и преображению личности.


Явная замедленность действия, как это бывает в снах, указывает на общее ощущение скованности, медлительности и несвободы, возможно трансформировавшихся в апатию и лень, охватившие сновидящую.


Общий вывод:


Сновидящая находится в скованном положении и испытывает чувства апатии и лени, препятствующие ее выходу из сложившейся ситуации. Единственным выходом ей представляется союз с Мужчиной-Вождем…


Этому Мужчине сновидящая готова вручить всю власть над своими мыслями, делами и телом, дабы самоустраниться от ответственности за свою жизнь, от необходимости принимать решения и заботиться о себе.


Этот Мужчина наделяется ей идеальными качествами защитника и наставника, в качестве которого сновидящая избрала или готова избрать его своим сексуальным партнером, не замечая его реальных качеств.


Прогноз: выбор меж взрослением и позицией вечной жертвы.




2. Сцена вторая. Рыба покрытая куполами.


Гигантская рыба плывет по поверхности моря. На спине у рыбы город с огромным количеством куполов и башен. Вокруг города люди водят хоровод. В финальной сцене купола и башни взмывают в небо.




Море, вода – известный символ бессознательного. Действие происходит на поверхности, на грани двух стихий – явного и тайного, сознания и подсознания… что передает чувство зыбкости, неустойчивости и тревоги.


В любой момент рыба может уйти под воду, уничтожив жизнь города и населяющих его людей... что явно указывает на чувство неуверенности и страха, постоянной и неустранимой тревоги в жизни сновидящей.


Единственное спасение от тревоги – непрекращающийся карнавал, вымученное веселье, непрерывно разворачивающееся в «граде обреченном», что в числе прочего явно отсылает нас к самой олимпиаде.


Веселиться и танцевать, что бы не думать о завтрашнем дне, не думать об угрозе, которая рядом, и которая готова уничтожить разом весь привычный порядок вещей – это и есть жизненный выбор сновидящей.


В свете этой постоянной тревоги ясно и желание отдаться спасителю, на роль которого может быть выбран любой случайный персонаж, что пообещает спящей защиту и даст ей шанс веселиться дальше.


Купола и башни – символ фаллический, в фазе «взлета» указывающий на эрекцию, то есть на готовность к соитию сновидящей со «спасителем», что является повторением предыдущего сюжета, выраженным иными средствами.


Общий вывод:


Сновидящая находится в состоянии непрерывной и тщательно подавляемой тревоги. Для ее подавления она использует непрерывное веселье и разгул, невзирая на цену, что придется за него потом заплатить.


В качестве защиты от тревоги сновидящая испытывает острую потребность отдаться во власть любого, кто покажет себя достаточно сильным, и пообещает ей безопасность и вечное продолжение банкета.


Тревога сновидящей имеет реальные основания, так как ее реальное положение основано на крайне зыбком фундаменте и в любой миг может быть разрушено. Она это знает, но очень хочет об этом не думать.


Прогноз: осознание реальности, либо скорая катастрофа.




3. Сцена третья. Внутри гигантского механизма.


Мир заполняют гигантские шестерни с острыми зубами, стальные огненные треугольники и фрагменты огромных расчлененных фигур. Все это хаотично движется, и перемалывает маленьких людей, которые этому рады...




Должен отметить, что в отличие от предыдущих сюжетов, довольно частых в сновидениях реальных людей, подобный мотив не встречается обычно даже у больных, страдающих тяжелыми нарушениями личности.


Собственно, перед нами ад. Во всяком случае, таким бы он предстал современному художнику, решись тот всерьез изобразить его. Мир пылающих металлических чудовищ, хищных, безжалостных и алчных.


Мир Терминатора и Восстания Машин… то есть, тяжелейший кошмар. Характерно, что сама сновидящая не осознает его как кошмар, как не осознают этого и населяющие его люди, которые им вполне довольны.


Острые края шестерен, треугольников и машин являются явным и катастрофическим развитием образов башен и куполов из предыдущего сюжета, и несут явно угрожающую фаллическую символику.


Мужская сила, представшая как фаллос, столь желанная и обещающая спасение, оборачивается насилием, болью и расчленением, то есть несет безумие и распад личности. Мир распадается, и это уже навсегда.


Коитус народа с властью превращается в кошмар, но сновидящая изо всех сил до самого последнего мига старается сохранить иллюзию, что все в порядке. Ее раскаленное лоно все так же пылает, и ждет Принца…


Общий вывод:


В реальном случае, подобное содержание сна, вкупе с диссонансом меж самим кошмаром и ложным восприятием его как благостного самой спящей, послужило бы основанием для подозрения на шизофрению.


В нашем случае, не имея шанса ни осмотреть больную, ни направить ее для клинического исследования, ее перспективы могут рассматриваться как тревожные. Собственно, догадывается о том и она сама…


Все это значит что сновидящая находится в положении, ее крайне пугающем и несущем угрозу, что явно коррелирует с предыдущими сюжетами. Но, она всеми силами старается защититься от осознания угрозы.


Прогноз: крайне неблагоприятный, если не принять срочных мер.




ТРИ МАЛЫХ СЮЖЕТА


Из рассмотрения и анализа были изъяты еще три сюжета, как не несущие принципиально новой смысловой нагрузки.


Вкратце рассмотрим и их.


1. Сюжет с Петербургом, полным марширующих солдат, воспроизводит механистический мир последнего «красного» кошмара с жизнью внутри механизма, хотя и не достигает его обостренного накала.


То есть, данный сюжет являет собой прелюдию к этому эпизоду, своего рода предупреждение о нем. Очевидно, предупреждение не было услышано сновидящей, и тогда уже кошмар развернулся в полную силу.


2. Сюжет с балом Наташи Ростовой, воспроизводит мир второго сюжета, и перекликается с первым. То есть, здесь то же страстное желание юной девушки найти своего Мужчину-Спасителя, и отдаться ему.


Так же, это сюжет о том же безудержном и вымученном веселье, о вечном пире во время чумы, которому навязчиво предается героиня, дабы оставаться в иллюзии счастья, которому ничто и никто не угрожает.


3. Сюжет с Дядей Степой и стилягами, точно так же полностью воспроизводит мир причудливого карнавала, безудержного веселья, являющегося средством отвлечься от насущных проблем и не замечать их.


Так же тут появляется принуждающая фаллическая фигура Государства, изображенная боксером-депутатом от правящей партии, что вполне символично и в дополнительных комментариях не нуждается.




ЗАВЕРШАЮЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ


Анализ сновидения выявил, что сновидящая находится в крайне стесненной жизненной ситуации, выхода их которой она не может найти, поэтому ищет забвения в веселье, снах и эротико-патриотических фантазиях.


Тем временем, положение ее становится все более угрожающим, и в любой миг готово обернуться окончательной катастрофой. Сновидящая знает это, но старается изо всех сил не допускать эту мысль в сознание.


Поэтому сны ее раз от раза приобретают все более устрашающий характер, чего сама сновидящая старается не замечать. Она предпочитает грезить, как будет спасена Великим Спасителем, и все станет прекрасно…


Но, это путь к катастрофе.




Прогноз:


Не уверен, что нам удастся предотвратить надвигающуюся катастрофу. Признаки ее очевидны, и тенденция крайне неблагоприятна. Однако, следует хотя бы попытаться. Или, можно сложить руки и видеть сны…


Пусть каждый выберет сам.




Вот такие у нас сны...


Рецензии