Трудно быть быдлом
Бог безмолвствует, писателя обижают и не ценят, и тогда призывается некий Воланд, оплот темных сил, вариация Мефистофеля. И к его копытам припадают страждущий неценимый писатель и его муза, обретая наконец подобие покоя в одном из адских местечек. В этом романе зафиксировано поражение классической литературы XIX века, мучительное ощущение беспомощности, но и желание хоть как-то оформить хотя бы свое небытие, если с бытием не вышло, не сложилось. Это падение есть все же драма идей, в которой сквозит понимание того, что только горе и неприкаянность, только безысходность заставляют искать грязные дороги, это хоть какое, но оправдание. Иван Карамазов, хотя и беседовал с чертом, не прислуживал ему, даже в шутку, - не было последней крайности.
"Мастер и Маргарита" породил продолжение в советской литературе. Я назвал бы здесь роман Вл. Орлова "Альтист Данилов" и все творчество Стругацких. Вот только корни булгаковского отчаянья, толкнувшего его персонажей в объятия темного эгрегора, который по своему "спасает" человеков, у названных авторов не прослеживаются. Понятие устойчивой нормы, которой Булгаков не изменял, сместилось, а то и вовсе куда-то пропало, и стал хаос вместо космоса. Хаос победил космос в последней трети ХХ века.
Похоже, что это было трендом эпохи, которая пришла на смену сталинскому (и воландовскому) модерну с его космизмом и героикой великих битв. Место героя подлинного, с его цельностью и самопожетвованием, постепенно занял рефлексирующий оборотень, Румата или Штирлиц, не важно. Место общечеловеческой морали заняла корпоративная этика, код "свой-чужой", тем более что от построения коммунизма для всех было решено отказаться - только для своих правильно струганных хлопцев. Но космисты, такие как Иван Ефремов ("Час быка"), не сдались коллективному Стругацкому без боя. Трудно быть богом, говорите? А каково быть быдлом - или считаться им, по-вашему, не задумывались? Да и что вы за боги, альтисты даниловы, штирлицы и Руматы?
С середины 1960-х и до середины 1990-х эгрегор Стругацких планомерно побеждал эгрегор Ивана Ефремова; "Час быка"(или "быдла") проиграл "Трудно быть богом", причем разрушительные реформы Е. Гайдара были апофеозом этой борьбы, но потом, когда ужас и безумие стругатчины стали очевидны, весы начали понемногу изменять динамику - и это, по-моему, положительный сдвиг.
Идеология реформаторов 90-х изоморфна Стругацким, это хорошо показано в следующем посте http://pravdoiskatel77.livejournal.com/9727356.html
Разрушить для всех, чтобы построить для своих, все списав на "рынок", который сам решит, кому жить, а кому нет (какое лукавство). А кто не впишется в сей блошиный рынок, сам виноват.
Беда России в том, что в "узловые моменты истории" (по терминологии Солженицына) к власти пробираются разрушители: в 1917 году - Керенский, в 90-е годы духовные родственники Стругацких. Следствием развала Керенского был жестокий созидатель Сталин, который ценой огромных жертв - физических и духовных, поднял страну из руин, но почему, корректируя Сталина в 1960-е годы, надо было разрушать и его достижения?
Из всего словесного мусора юмористов, которых я не слушал специально, но из-за тесноты нашей жизни таки слышал, в конце 1980-х мне запомнились слова Жванецкого: "Люди - здесь, жизнь - там". Но чтобы некоторым "людям" жить "там", причем "хорошо жить", нужно было устроить блошиный рынок и все сопутствующее "здесь" - для большинства.
Нам, не избранным, не "богам" и не "демиургам" хаоса 90-х, не стоит об этом жалеть. Жизнь "там" мы тоже со временем увидели своими глазами. И поняли, что "там", как и "здесь", как и везде в конечном счете ценится достоинство и познания человека, его позитивные навыки, творческий потенциал, то, что он умеет делать. Так что я лучше с "быдлом", с неразрывностью бытия, которое определяет всему свой срок, свой час.
Свидетельство о публикации №214021100937