Три королевских вопроса

Жил-был добрый король. Однажды он пригласил к себе на обед свинопаса. Свинопас очень обрадовался и явился во дворец в назначенный час.
Король ждал его, сидя во главе длинного стола, уставленного самыми вкусными яствами и самыми изысканными винами. Свинопас уселся напротив. Заиграла музыка, и король поднял свой кубок, а свинопас - свой. Они выпили за здоровье друг друга, и уже через полчаса болтали, как добрые приятели.
-Дорогой Король,- говорил свинопас, -объясни, зачем ты позвал меня, простого свинопаса, на такой роскошный обед? Не иначе, как решил ты поручить мне какое-нибудь важное государственное задание?
-Все гораздо проще, Свинопас, - отвечал король. -Я слышал, что ты- человек честный, а таких людей немного осталось в моем королевстве. Вот и решил угостить тебя, да и спросить заодно: какое твое самое большое желание?
-Что ж, нет у меня секретов перед королем. Самое мое большое желание - жениться на твоей дочери,- отвечал честный свинопас.
Король чуть не поперхнулся от такой прямоты.
-Тебе нужна она, или мое покровительство и власть? - грозно спросил он и стукнул по столу кулаком так, что музыканты вмиг затихли.
-Ты сказал, что слышал, что я человек честный, - отвечал свинопас. -Я могу и дальше пасти свиней. Но дочь твоя не найдет такого простого и прямого человека среди знати. А я люблю ее не за богатство, а за доброту, которая ей досталась от тебя.
-Ты получишь все, если честно ответишь мне на три вопроса, и не получишь ничего, если хоть раз соврешь, не будь я королем! - воскликнул король.
-Что ж, правду говорить - дело нетрудное, - сказал свинопас, отхлебнув еще вина...
В этот момент он проснулся. И пошел кормить свиней.


********

 Позавтракав на скорую руку половинкой жареного фазана, король прогнал слуг и уселся просматривать отчет главного казначея. Скучные цифры никак не хотели складываться в понятную картину в его побаливавшей после вчерашнего пира голове. "Все-таки плут - этот  казначей, никогда не составит понятной бумаги"- досадливо поморщился глава государства. "Хватит ли нам золота на постройку новой крепости на востоке, увеличивать ли налоги на владельцев постоялых дворов, пора ли закупать новых скакунов в королевскую конюшню, а, Казначей, где это у тебя написано??!!" ... Король шумно выдохнул, налил себе кофе из узкого золотого кофейника и сделал пару жадных глотков из большой белой чашки, привезенной еще его старым дядюшкой с Туманных островов. Голова потихоньку прояснялась, и в памяти вдруг всплыл странный сон, приснившийся королю этой ночью.
"Н-да, меньше надо было запивать бургундское анжуйским..."- бормотал себе под нос монарх. "И зачем я стал спорить  и доказывать этому ослу-послу" -король хмыкнул, но тут же опять посерьезнел, -"что я ценю в подданных прежде всего честность, будь передо мной хоть свинопас? Вот потом и снятся всю ночь кошмары про три вопроса...а что же я его такое спрашивал, ведь что-то важное, как-будто?" ... Король огляделся вокруг, но спросить было решительно не у кого. Он откинулся на спинку кресла и закрыл глаза...

*******

-Ну, послушай, - король вскочил со своего места и подсел поближе к Свинопасу с бокалом в руке, - вот я  - король, да?
Свинопас молча кивнул.
-И все меня любят, так?
-Конечно, не все, Ваше Величество, - Свинопас приложил руку к сердцу и поклонился, - не все, но очень многие.
Король недовольно хмыкнул, но продолжал:
-А достоин ли я того, чтобы войти в славную историю нашего королевства?
-У Вас есть шанс, дорогой Король.
-Ну что ты опять на Вы, я же серьезно, - король задумался. - И что же мне делать, чтобы не упустить свой шанс? Уволить казначея?  Начать войну с дядюшкиным приятелем с туманных островов? Освободить землепашцев от власти маркизов и дать им землю на востоке? Подарить лучшим профессорам моей академии по небольшому замку? Освободить раскаявшихся злодеев?
-Все это - мелочи,-протянул свинопас.-Главное, это...

********

Свинопас задумчиво брел по залитой утренним солнцем поляне. Любимый с детства путь - от  маленькой одинокой хижины у реки, через сосновый перелесок, вдоль глубокого оврага до деревенской фермы - не доставлял обычного удовольствия. В голове вертелись обрывки сна, в котором он пировал с королем и просил руку его дочери, а король требовал ответа на какие-то государственные вопросы. К воспоминаниям о странном сне примешивались фрагменты стихотворений, слышанных Свинопасом в городе на ратушной площади. Свинопас подумал, что когда-нибудь он напишет книгу, которую так и назовет: "Три "С", или Стихотворения, Слышанные Свинопасом". И на первой странице обязательно будет какое-нибудь вопиющее четверостишие знаменитого королевского поэта, которого в далекие времена сам Старый король однажды назвал "Величайшим", например- такое:

"...Если бы я был маленький, как океан,
на цыпочки волн встал, приливом ласкался к луне бы.
Где любимую мне найти, такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо!..."

Из задумчивости Свинопаса вывела непонятно откуда возникшая симпатичная, довольно молодая дама в зеленом платье и белом чепце, из тех, что носят придворные дамы. Она шла навстречу, неся в левой руке корзину с лилиями, и явным образом приглядывалась к Свинопасу.
"Продавщица цветов?" - мысленно предположил Свинопас. "Никогда ее здесь не видел..."
-Вы-свинопас? - поравнявшись со Свинопасом, низким, негромким голосом спросила незнакомка. В ответ на утвердительный кивок и неразборчивое "Угу", деловито продолжила: -Позвольте представиться, я - Лилия Кирилловна, главная дворцовая фрейлина. Последние слова, сказанные неспешно, с расстановкой, незнакомка сопроводила почти дирижерским покачиванием правой ладони.
"Вот это имечко!" - подумал изумленный Свинопас, - "По всему видать - иностранка". Он с интересом и некоторой опаской поглядел на ее длинные, иссиня-зеленые ресницы.
-Король просил найти Вас и не-ме-длен-но привести во дворец, - нараспев заявила главная фрейлина, описав в воздухе ладонью плавную "восьмерку", напомнившую Свинопасу о бесконечности, отделявшей его от королевской дочери.
-Что ж,  - почесал за ухом свинопас, - свиньи подождут, пожалуй. Пойдемте!-улыбка фрейлины показалась Свинопасу очень даже милой. А в манере растягивать слова было что-то чарующее.
Они направились в сторону дворца, а ферма так и осталась за холмом. Больше Свинопаса никто не видел.


*******

Дядюшка Короля жил у реки, в бывшем королевском дворце. За дворцом располагался некогда великолепный сад, одичавший и разросшийся с годами. В этом саду Король любил отдыхать после охоты.

Вот и сегодня вечером, скрываясь от жары и назойливых придворных, Король задумчиво прогуливался вдоль старого дворцового пруда.

Странная вещь - память, размышлял он. Вот говорят, человек все помнит, что было. И даже не только с ним. Может и так. Только как все уместить в своей голове? Как не забыть все то, что, оказывается, помнишь? И ведь это ВСЕ постоянно напоминает о себе, скребется кошачей лапой в дверь. Стоит только открыть галаза пошире, как целый мир выглянет из-за угла. Или покажется среди деревьев, и исчезнет.

Вот девушка стоит у обочины проселочной дороги, а ты на всех парах скачешь в королевский дворец, что-то напеваешь, проскакиваешь мимо. Наконец осаживаешь коня, решаешь повернуть назад... Но ее уже нет - упорхнула. Ты успел рассмотреть только зеленое платье и рыжую копну волос, а лица даже и не увидел.

Король присел на белую скамейку у пруда.

... Когда-то это был королевский пруд, и художник, сдвинув берет набок, вымерял глазом пропорции великолепного дворца, отражавшегося в темно-зеленом зеракле. Прошло время, пруд страшно зарос, дворец стал почти не виден за нестриженными деревьями. В середине пруда появился камышовый островок. Вдоль пруда, да и по всему дворцовому саду, теперь разгуливают, поют или пьют вино с наивными фрейлинами веселые трубадуры ...

Король обернулся. Невдалеке, на соседней скамейке сидела одинокая придворная дама в купальной шапочке, такой несуразной, что трубадуры, проходившие мимо, тайком оборачивались и, ухмыляясь, что-то шептали своим подругам.  Дама встала со скамейки, и, сбросив накидку и оставшись в длинном зеленом саване , подошла к пруду и нырнула прямо в омут.

Солнце затянули тяжелые грозовые тучи. Стремительные капли миллионами взрывов вспенили водную гладь. Трубадуры и фрейлины мигом куда-то исчезли. Деревья стали как-будто выше и нависли над сильно уменьшившимся прудом.

Ливень стих также внезапно, как и начался. Дама вышла из воды. Она сняла свою несуразную шапочку и встряхнула копной рыжих волос.

Серая летучая мышь взвилась над прудом и исчезла в кронах вековых деревьев.


Рецензии