Часть третья. Глава 35

     Все случившееся оставило у Арамиса тягостное ощущение. Как обычно в подобных случаях, он несколько дней просидел в семинарии, и когда, наконец, появился в «Сосновой Шишке», настроение у него было самое благостное.
Он был рад видеть друзей и с улыбкой выслушивал шутки по поводу того, где он мог пропадать. Вечер прошел на редкость мирно. Портос строил грандиозные планы и обещал друзьям веселое Рождество. Объяснять он ничего не желал и только повторял: «Увидите!».
     Домой из трактира они добрались без приключений, что само по себе случалось нечасто. Атос попрощался и ушел, а Портос, к удивлению Арамиса, предложил заглянуть в кабачок на Сент-Оноре. Это было заведение Жаннет, и Арамису совсем не хотелось идти туда с Портосом. Он не знал, известно ли другу, кто там хозяйничает.
    - Может, в другой раз, Портос? Уже поздно, да и Атос ушел.
    - Ничего не поздно. И деньги еще есть. Пойдемте, посидим.
     Портос был очень настойчив и Арамис нехотя согласился:
    - Разве что ненадолго.
     Жаннет была неглупой женщиной, увидев друзей вместе, она встретила их приветливо, но не более того. По ее поведению никак нельзя было предположить, что эти клиенты имеют для нее особое значение.
     Арамис успокоился.
     Им подали все, что они заказали, но к удивлению Арамиса Портос почти не ел и вообще выглядел непривычно озабоченным.
    - Портос, Вы нарочно позвали меня сюда или мне показалось?
    - Как Вам сказать…
    - Вам что-то нужно? Я могу помочь?
    - Не знаю…
     Портос вздыхал и никак не мог начать.
    - Прошу Вас, расскажите.
    - Понимаете, Арамис, я попал в такое положение… То есть не попал, я сам захотел, а теперь не знаю. Ну, не совсем захотел, просто сначала подумал, что надо помочь, но я не знаю, что делать.
    - Вы хотели кому-то помочь?
    - Думаю, что хотел.
    - Как?
    - Сам не знаю.
    - Расскажите.
     Портос явно чувствовал себя не в своей тарелке.
    - Понимаете,  когда я с ней столкнулся, сначала даже не узнал. Она стояла возле трактира и все. Замерзла очень, даже говорить не могла. Я пошутил, что, красотка, мерзнешь, идем я тебя согрею… Она только посмотрела… А тут Жаннет. Наверное, она не знала, что это заведение Жаннет, а, может, знала. Я запутался.
    - Вы знакомы с этой девушкой?
    - И Вы тоже. Она из «Испанца». Поэтому я решил с Вами посоветоваться. Она, похоже, попала в беду. Может, ей денег дать? Вы же лучше разбираетесь в таких вещах. Церковь должна заботиться о несчастных, –  с наивной убежденностью добавил он.
     Арамис прикусил губу, чтоб сдержать улыбку.
    - Да, церковь заботится о несчастных. Как ее зовут?
    - Зовут? Не знаю.
    - Ну, Вы же как-то называли ее?
    - По-разному.
     Арамис откашлялся.
    - Так Вы не знаете ее имени?
    - Мария ее зовут, – неожиданно вмешалась Жаннет. Она как раз ставила новое блюдо на стол и слышала вопрос Арамиса.
    - К-как?
    - Мария, говорю, Мари.
    - Где она сейчас?
    - У меня, – недовольно пробурчала Жаннет. – Здесь. Господин Портос попросил. На пару дней могу ее приютить.
    - Может ей поехать к родным? – Портос вопросительно поглядел на Арамиса.
    - Нет у нее родных, – Жаннет нахмурилась. – Померли все. Она потому в Париж и приехала, чтоб дома с голоду не околеть.
    - Так что же делать?
     Арамис задумался.
    - Я попробую узнать. Девы Голгофы помогают девицам, которые хотят посвятить себя Богу, но не имеют средств, чтоб сделать взнос для обители.
    - Это кто такие?
    - Портос, это монастырь рядом с моим домом.
    - Женский? – Портос не удержался от ухмылки.
    - Конечно, женский. Было бы странно, если бы я хотел устроить девицу в мужской монастырь. Я узнаю, что можно сделать и завтра зайду.
Портос вздохнул с облегчением:
    - Хорошо, что все устроилось.
     Арамис хотел возразить, что еще ничего неизвестно, но Портос смотрел на него с таким доверием, с такой убежденностью в его возможностях, что он промолчал.
     Портос не зря надеялся, вопрос решился даже быстрее, чем рассчитывал Арамис. Когда он заикнулся о деле госпоже д’Эгильон, она сказала, что все устроит. Девам Голгофы покровительствовал отец Жозеф. Это его стараниями их монастырь появился в Париже. Арамису вручили записку к настоятельнице и кошелек для бедной сироты. Госпожа д’Эгильон уже не первый раз жертвовала Девам Голгофы средства на их благотворительные нужды.
     На следующий день Арамис пришел к Жаннет и сообщил, что готов забрать Марию.
    - Ну и хорошо, – Жаннет не скрывала облегчения, – у меня приличное заведение. Ей лучше уйти.
    - Жаннет, я не понимаю тебя. С каждым может случиться несчастье.
    - С каждым! – фыркнула Жаннет. – Вы не узнали ее, что ли?
    - Я знаю, чем она занималась, но мы дадим ей возможность прийти к Богу.
    - Да не в этом дело. Это – она!
    - Кто «она»?
    - Та, о которой я Вам рассказывала. Конечно, беда может случиться с каждым, это Вы верно сказали. Но она сама виновата. Из-за ее дурости стольким людям хлопоты. Жила бы себе спокойно, так нет. Место хорошее потеряла. Я ходила к «Испанцу», думала, может он ее назад возьмет. Она очень нравилась хозяину. Отказал. Она ему заявила, что у нее на уме только один человек и ничего она с собой поделать не может. Кто ж такое терпеть будет? Правда, хозяин денег для нее передал, вот.
     Жаннет достала довольно толстый кошелек и, немного смущаясь, сказала:
    - Я тоже немножко добавила. Она неплохая девушка, хоть и дура.
     Как это часто случалось в разговоре с Жаннет, Арамис перестал ее понимать уже после первых слов. Он давно свыкся с ее манерой и спокойно переспросил:
    - Эта девушка сделала какую-то глупость?
    - Да, влюбилась в Вашего друга, я рассказывала.
    - Это она?
    - Угу, она самая. Сейчас позову. Вот еще, плащ для нее возьмите, холодно уже, а у нее одно тряпье.
     Жаннет поспешила выпроводить Арамиса с Марией через задние комнаты – она дорожила репутацией заведения.
     Арамис не решился заглянуть девушке в лицо. Хотя он видел ее только раз, мельком, и совсем не помнил, но сейчас не испытывал любопытства. Наоборот, ему хотелось остаться в неведении – это была не его тайна.
     Когда они дошли до ворот монастыря, он передал ей записку и оба кошелька.
    - Отдашь записку привратнице, она предупредит настоятельницу. Дальше тебе скажут, что делать. Деньги отдашь настоятельнице – она потом даст сколько надо на дорогу. Я не знаю, в какой монастырь тебя направят, но, думаю, там будет лучше, чем на улице.
    - Спасибо, сударь. Я Вам очень благодарна.
    - Тебе еще что-то надо?
    - Нет, сударь, Вы и так слишком добры.
    - Я выполнил свою христианскую обязанность.
     Арамис помолчал, а потом не выдержал и спросил:
    - Тебя действительно зовут Мария?
    - Да, сударь.
    - Красивое имя.
    - Спасибо, сударь.
    - Мария… Мари… – Арамису очень захотелось что-то сделать для нее, хоть что-нибудь! И он спросил:
    - Хочешь увидеть ЕГО?
     Девушка вздрогнула всем телом и подняла голову. Арамис посмотрел ей в глаза и больше не колебался:
    - Идем.
     Они прошли назад до улицы Сен-Пьер, углом отходившей от Феру.
Дом, где жил Атос, был на противоположной стороне. Мария прошла десяток шагов вглубь Сен-Пьер, и Арамис велел ей спрятаться в тени и ждать. Он не знал, как сумеет заставить Атоса выйти на улицу, но решил сделать это как угодно, даже если придется вынести его на руках.
     Атос, конечно, не желал выходить на холод.
    - Арамис, я никуда не пойду. Что Вам от меня надо?
    - Атос, на пару слов. Прошу, всего несколько минут.
    - Вы можете говорить здесь.
    - Не могу, – Арамис показал глазами на Гримо.
    - Если он Вам мешает...
    - Атос, пожалуйста. Я не могу здесь.
    - Арамис...
    - Пожалуйста. Мне очень нужно.
     Атос нехотя поднялся:
    - Может, все-таки...
     Но Арамис схватил его за руку и потащил к двери:
    - Всего несколько минут.
     Арамис позаботился, чтоб Атос стоял в пятне света лицом к улице Сен-Пьер.
    - Так что у Вас случилось?
     Арамис лихорадочно пытался придумать какую-нибудь пристойную причину, зачем ему понадобился Атос.
    - Вам что-то нужно? Опять деньги?
     Арамис ухватился за подсказанную идею и, покраснев, пробормотал:
    - Да, мне срочно нужны деньги.
    - Срочно? Вы что, проигрались?
     У Арамиса уже пылали не только щеки, но и уши – ему было ужасно неловко обманывать Атоса. Однако отступать было некуда:
    - По глупости… Сыграл под честное слово, а у меня не оказалось нужной суммы. Я должен немедленно вернуть долг.
     Атос покачал головой и полез в карман:
    - Сейчас посмотрю, правда, я сам вчера играл...
     Кошелек Атоса был пуст. Мушкетер оглядел себя и снял с шеи золотую цепочку:
    - Вот, возьмите. Кажется, она обошлась мне не то в 20, не то в 30 пистолей. Идемте, я поищу еще что-нибудь.
    - Спасибо, этого будет достаточно.
    - Достаточно? Это все?
     Атоса явно насмешило волнение Арамиса из-за такого несерьезного проигрыша.
    - Берите.
    - Я верну деньги.
    - Пустяки. Забудьте. Может, проводить Вас?
    - Я не домой. У меня еще дело.
    - Шли бы Вы лучше спать. У нас утром дежурство, Вы помните?
    - Да, конечно. Спасибо Вам.
     Атос пожал плечами, давая понять, что не видит повода для благодарности. Когда он скрылся за дверью, Арамис вернулся к Марии. По-прежнему стараясь не смотреть ей в лицо, он сказал:
    - Идем скорее. Уже поздно.
     В молчании они дошли до монастыря. Арамис знал, что отдаст цепочку Атоса Марии. Он не хотел этого делать, но понимал, что не сможет поступить иначе.
    - Вот, возьми.
    - Спасибо. Благослови Вас Бог, сударь!
    - Тебя тоже.
     Арамис подождал, пока Мария поговорит с привратницей. Та была крайне недовольна, что ее потревожили в такой поздний час, но, прочитав записку, подобрела и беспрепятственно пропустила девушку внутрь.
     «Надо будет предупредить Портоса, чтоб не вздумал болтать. Атосу про это знать ни к чему», – решил Арамис.
     Через несколько минут он уже был дома, а через полчаса крепко спал.
Атос был прав – перед дежурством это было совсем не лишне.


Рецензии