Последняя пляска шута

...и с воинственными криками они кинулись в бой – и лилась кровь и горы трупов мешали воинам пройти в осаждаемый город. С рассвета до заката длилось сражение и к ночи на неприступных стенах взвилось пламя огня...
Когда город был захвачен, привели ко мне их царя, чернобородого человека с потухшим взглядом и опущенной головой. И сказал он мне: «Сегодня вы торжествуете, но завтра вы потерпите поражение...» И отпустил я его с миром, раздумывая о словах его...

Открыл я книгу наугад и стал читать в том месте, на которое упал мой взгляд, то была книга какого-то древнего философа, жившего много веков назад. Перевернул я страницу и шелест её заставил меня задуматься. И улыбнулся я, обратив мой взгляд как бы на себя самого, и прочитав ещё несколько строк из книги, отложил её...
Этот мудрец многое знал и всё-таки это не спасло его, ибо и он умер, как все остальные. И я спрашиваю себя: «На что же может рассчитывать простой смертный, вроде меня, не постигший всей человеческой мудрости?..»

Во время пира, который устроил я недавно в честь моего сына, вернувшегося на родину из скитаний по чужбине, заметил я грустное лицо одного из приближённых мне вассалов, и попросил его открыть мне, в чём причина его печали...
И он ответил мне: «Государь, опостылело мне всё и мало чему способен я уже радоваться. И думаю я, что скоро совсем буду непригоден для государственной службы...» Я не нашёл, что ему возразить и смотрел на него с чувством скорби, точно уже видел его немощным стариком, бесполезным для себя и для других...
Из соседней страны приехал посол с богатыми дарами. Значит с нами ещё считаются и хотят видеть нас союзниками, а не врагами...
Мой сын, будет ли он достойным продолжателем начатого мною дела? Хватит ли у него силы и мужества держать в руках это царство, которое я получил от моего отца?.. Я смотрю на небо, оно в грозовых облаках, потемнело, не от этого ли вижу я будущее мрачным?..

Строительство города затянулось на долгие годы, но стены и башни его уже возвышаются там, где раньше было лишь пустое место. Люди и животные работают, движимые высшей волей, заключённой в моём слове. Стоит мне сказать: «Хватит!..» – и вся эта лавина людей и строительного материала обретёт успокоение и всякий будет стремиться к достижению своей маленькой цели, но большая цель – не сдвинется с места...
Тот, кто будет судить о моих деяниях столетия спустя, может сказать, что я был деспотичен. Но тот, кто это скажет, может быть, сам будет жить в этом городе...

Кинжал сверкнул в воздухе и ударившись о мою грудь, отскочил. Не зря я ношу под одеждой кольчугу. Был бы я сейчас повержен ударом предателя и, истекая кровью, скончался бы тут же или через некоторое время...
Этот человек, хотевший меня убить, смотрел на меня ненавидящим взглядом, когда его схватили мои воины. «Всё равно ты умрёшь!..» – крикнул он. «Только не теперь!..» – сказал я. Этого человека я велел отпустить, объявив, чтобы его умертвили, когда я скончаюсь. И теперь у него есть основания желать мне долгих лет жизни...

Вот и всё... Кончилась моя жизнь... Лежу я на смертном одре, не испытывая ни радости, ни сожаления при мысли о том, что скоро всему настанет конец. С последним вздохом и ударом сердца обрету я покой забвения и уж никто не потревожит меня – да и я перестану доставлять хлопоты этому миру...
Сон смерти – приятный сон, когда жизнь подошла к вечеру и человек пресытился своим существованием...

Человек!..
Вот был я, был я и ушёл, далеко и навсегда, а ты остался жить – за себя и за меня. Будешь ты делать изо дня в день свою работу, чтобы обеспечить себе безбедное существование. И будешь ты изыскивать кратчайшие пути к достижению своей цели, и в глазах своих, может быть, будешь оплотом мудрости, если мудрость и рядом с тобою не находилась...

Жил я, до тебя, и исчерпал я моё время до конца – и где теперь я?.. Если в себе услышишь мой голос – значит, я там, внутри, значит, не весь я умер. Я – как память о том, что было не с тобой, память эта далёкая и смутная, она – в крови, и биение сердца – от неё...
Ты – утро, я – тёмная ночь, и ты, не ведая опасности, пойдёшь по шаткому пути. И то, что тяготило мою душу, рассмешит тебя. Но когда тебе будет трудно, посмотри назад, обратись ко мне...

«Как это глупо!.. – сказали люди, когда один шут, танцуя и гримасничая на самом краю пропасти, бросился в неё вниз головой. – Он наверняка разбился насмерть!..»
Это было настоящее искусство, не правда ли?.. Не всякий способен проделать такой головокружительный трюк, вот почему это – искусство. Завистники утверждают, что шут сорвался нечаянно и сам жалел о том, что падает на дно ущелья. Но мы-то знаем, что это не так. Бубенцы на его колпаке – они весело звенели!..
28 июля 1983 г.


Рецензии
Несколько необычная подборка философских сказаний.

Антон Болдаков 2   08.07.2016 13:03     Заявить о нарушении